Решение по делу № 2-1332/2024 от 26.04.2024

    Дело № 2-1332/2024

                           УИД:26RS0012-01-2024-002278-61

                                                            РЕШЕНИЕ

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2024 года                                                                                  город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Зацепиной А.Н.,

при секретаре судебного заседания - Шутенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей ***** «<данные изъяты>»    о возложении обязанности по обеспечению помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей ***** «<данные изъяты>» (далее МБДОУ ДС *****) о возложении обязанности по обеспечению помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, указав в обоснование требований, что положениями пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в МБДОУ ДС *****соответствующее помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано.

Просил обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей ***** «<данные изъяты>» (ОГРН *****, ИНН *****), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБДОУ ДС ***** «<данные изъяты>» <адрес>, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и не признании исковых требований.

Представители 3-его лица Управления образования администрации <адрес> будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие возражения на заявленные требования, вы которых указано, что доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с отсутствием в образовательном дошкольном учреждении индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры не представлено. В дошкольном учреждении воспитанников, имеющих инвалидность по причине заболевания органов слуха, нуждающихся в использовании указанного оборудования, не имеется. В городе Ессентуки несовершеннолетних детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, имеющих инвалидность по причине заболевания органов слуха - 5 детей. Указанные дети посещают специализированное дошкольное учреждение - ГКДОУ детский сад ***** «<данные изъяты>». Требования прокуратуры влечет экономически нецелесообразные расходы.

Также, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФИО1» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу ч.1 ст. 16 настоящего закона к вопросам местного значения муниципального городского округа относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях. Учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование городского округа города-курорта Ессентуки. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация <адрес>, через Управление образование, являющимся отраслевым органом администрации города, в пределах возложенных полномочий.

В соответствии с Уставом учреждения к правам и обязанностям Учредителя относится, в том числе и формирование местного бюджета в части расходов на содержание дошкольного учреждения. В связи, с чем решение вопросов в части финансирования мероприятий по устранению нарушений законодательства относится к компетенции администрации <адрес>.

Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

Согласно п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 19.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 5 ч. 1, ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий. Согласно Акту проверки федерального законодательства установлено, что МБДОУ ДС *****    «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, в котором для проведения массовых мероприятий имеется специальное помещение. В то же время данное помещение в МБДОУ ДС ***** «<данные изъяты> не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Согласно п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Таким образом, исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.

Поскольку целью государственной политики в области защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры ограничивает право инвалидов на участие в гражданских правоотношениях, а также защиту их прав, нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. как учащихся - инвалидов по слуху, так и иных лиц, которые в силу законных оснований могут находиться в учебном заведении.

Учитывая, что установка устройства индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении зала МБДОУ ДС ***** «<данные изъяты>»    расположенное по адресу: <адрес> является обязательной в силу закона, в настоящее время помещение такими устройствами: индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не оснащено, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Ответчика следует обязать в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

При этом срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный прокурором <адрес>, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей ***** «<данные изъяты>», - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей ***** «<данные изъяты>» (ОГРН *****, ИНН *****), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

         Судья                                                                      А.Н. Зацепина

2-1332/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Ответчики
МБДОУ детский сад № 6 "Чебурашка"
Другие
Управление образования администрации г. Ессентуки
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Зацепина Ася Николаевна
Дело на сайте суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
26.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2024Подготовка дела (собеседование)
22.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее