Дело (УИД) №
производство №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2020 года город Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области к Антоновой Юлии Олеговне о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Орловской области (далее - МРИ ФНС России № по Орловской области, налоговая инспекция) обратилась с административным иском к Антоновой Ю.О. о взыскании транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога в общем размере 4 271 рубля 13 копеек.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что Антоновой Ю.О. на праве собственности принадлежали транспортные средства марки «Мазда ДEMIO» государственный регистрационный № мощностью 83 л.с., «М 2715» государственный регистрационный № мощностью 73 л.с.
Поскольку данное имущество является объектом налогообложения, его собственник обязан уплачивать налоги.
Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2015 год в размере 2 340 рублей 00 копеек, за 2016 год в том же размере.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлены требование № по состоянию на 18 декабря 2016 года об уплате, в том числе транспортного налога за 2015 год в размере 2 340 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 02 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года в размере 12 рублей 48 копеек по сроку уплаты до 26 января 2017 года и требование № по состоянию на 07 февраля 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 2 340 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 02 декабря 2017 года по 06 февраля 2018 года в размере 41 рубля 13 копеек по сроку уплаты до 13 марта 2018 года.
Данные требования Антоновой Ю.О. не исполнены.
МРИ ФНС России № по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Антоновой Ю.О. вышеуказанного налога и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области 30 октября 2019 года судебный приказ о взыскании с Антоновой Ю.О. налога и пени от 18 октября 2019 года отменен на основании поступивших возражений должника.
МРИ ФНС России № по Орловской области просит взыскать с Антоновой Ю.О. за 2015, 2016 годы задолженность по транспортному налогу в размере 4 680 рублей 00 копеек, пени по указанному транспортному налогу в размере 41 рубля 13 копеек, а всего - 4 721 рубль 13 копеек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций; административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Как следует из материалов дела, в том числе сведений органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в течение 2015 и 2016 года за Антоновой Ю.О. были зарегистрированы транспортные средства «Мазда ДEMIO» государственный регистрационный № мощностью 83 л.с., «М 2715» государственный регистрационный № мощностью 73 л.с., в силу чего налоговый орган исчислил в отношении указанных транспортных средств транспортный налог в общем размере 4 680 рублей 00 копеек.
Антонова Ю.О. являясь налогоплательщиком имеет личный кабинет налогоплательщика.
Указанное обстоятельство подтверждается регистрационной картой для использования личного кабинета налогоплательщика от 30 апреля 2015 года, из которой следует, что в целях обеспечения доступа налогоплательщика к личному кабинету ему выданы логин и пароль.
В адрес Антоновой Ю.О. посредством почтовой корреспонденции направлено налоговое уведомление № от 29 июля 2016 года о необходимости уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 2 340 рублей со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года и требование № по состоянию на 18 декабря 2016 года о необходимости уплатить транспортный налог в указанном размере и пени за период со 02 по 17 декабря 2016 года в размере 12 рублей 48 копеек в срок до 26 января 2017 года.
Обстоятельства направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога в электронной форме, подтверждаются сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром, согласно которым, в личном кабинете Антоновой Ю.О. было размещено налоговое уведомление № от 02 июля 2017 года о необходимости уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 2 340 рублей 00 копеек со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года и требование № по состоянию на 07 февраля 2018 года о необходимости уплатить транспортный налог в размере 2 340 рублей 00 копеек и пени за период с 02 декабря 2017 года по 06 февраля 2018 года в размере 41 рубля 13 копеек в срок до 13 марта 2018 года.
Поскольку уведомления и требования об уплате транспортного налога и пени административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
18 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Антоновой Ю.О. задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 4 733 рублей 61 копейки, который определением того же мирового судьи от 30 октября 2019 года отменен по заявлению Антоновой Ю.О.
Административный истец обратился с административным иском в суд 29 января 2020 года.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Задолженность ответчика, обозначенная в требованиях № и № не оплаченная на 13 марта 2018 года составляла 4 721 рубль 13 копеек, т.е. превысила 3 000 рублей.
Таким образом, в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса срок для взыскания в судебном порядке указанной задолженности, включающей пени на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016 годы, истек еще 13 сентября 2018 года. Впервые в суд с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась только 11 октября 2019 года. Следовательно, административный истец пропустил срок для обращения в суд.
При этом, то обстоятельство, что судебный приказ о взыскании с Антоновой Ю.О. недоимки по транспортному налогу, пени отменен 30 октября 2019 года, а настоящий иск подан 29 января 2020 года, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней ограничен.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока обращения в суд с административным иском, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных МРИ ФНС № по Орловской области требований.
Руководствуясь статьями 175, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области к Антоновой Юлии Олеговне о взыскании транспортного налога и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Н.А. Волкова