Решение по делу № 2а-164/2021 от 07.12.2020

в„– 2Р°-164/2021

УИД 13RS0025-01-2020-004838-04

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2021Рі.                                Рі.Саранск

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Аляевой Валентине Дмитриевне о взыскании земельного налога, соответствующих пеней,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд с административным иском к Аляевой В.Д. о взыскании земельного налога, соответствующих пеней.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Аляева В.Д. является налогоплательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый <..>. В нарушение Решения Саранского городского совета депутатов от 23 ноября 2005г. №174 «Об установлении земельного налога» налогоплательщик не уплатил земельный налог за 2014г. На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением срока уплаты налога, налогоплательщику начислены пени. Инспекцией в адрес административного ответчика заказной почтой было направлено требование № 17640 от 10 ноября 2015г. №28447 от 22 сентября 2017г. В установленный срок требования не исполнены. Мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г.Саранска 07 апреля 2020г. был выдан судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и соответствующих пеней. Так как от административного ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей принято определение от 09 июня 2020г. об отмене судебного приказа.

До настоящего времени требование полностью не исполнено, задолженность по налогу не оплачена, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 129,71 руб. и пени за 2015г. в размере 16,70 руб., всего – 146,41 руб.

В судебное заседание представитель истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.

В судебное заседание административный ответчик Аляева В.Д. не явилась, по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, а также указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150, пункта 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.

Суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что за налогоплательщиком Аляевой В.Д. в период с 29 апреля 2013г. по 13 сентября 2019г. был зарегистрирован объект налогообложения, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <..>.

Соответственно земельный налог за 2014 год составил 293 руб. 71 коп, исходя из следующего расчета:

97 903 (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,30% (налоговая ставка) х 1 (коэффициент к налоговому периоду) х 12 (количество месяцев владения в году) / 12 = 293,71руб.

В силу пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу части 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно материалам дела, налоговым органом в адрес административного ответчика Аляевой В.Д. было направлено налоговое уведомление №318286 от 15 мая 2015г. на оплату земельного налога за 2014 год в размере 293,71 руб. со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015г.; налоговое уведомление № 150506471 от 03 ноября 2016г. на оплату земельного налога за 2015г. в размере 304 руб., имущественного налога на сумму 128 руб., всего – 432 руб. со сроком уплаты не позднее 26 декабря 2016г.

В установленные срок налоги не были уплачены.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).

В соответствии с п. 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Обязанность по уплате вышеуказанных налогов Аляевой В.Д. исполнена не была, в связи с чем, инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование №17640 от 10 ноября 2015г. на сумму земельного налога в размере 293,71 руб., пени 29,32 руб. со сроком уплаты до 26 января 2016г.; требование №28447 от 22 сентября 2017г. на сумму пени 20,89 руб., со сроком уплаты до 31 октября 2017г.

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требование об уплате налогов и пени направлены Аляевой В.Д. заказными письмами по адресу её месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными ответчиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

По настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 129, 71 руб.; а также пени в связи с несвоевременной оплатой земельного налога за 2015 год за период с 27 марта 2017г. по 21 сентября 2017г. в размере 16, 70 руб.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующий на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с положениями пункта 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующий на дату возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как видно из материалов дела, порядок и условия взыскания с Аляевой В.Д. вышеуказанного налога и пени не соблюдён.

При проверке соблюдения нормативного срока суд принимает во внимание то, что согласно налоговому уведомлению налог на землю за 2014г. должен был быть уплачен не позднее 01 октября 2015 г., налог на землю за 2015г. должен быть уплачен не позднее 26 декабря 2016г.

01 октября 2015 г. земельный налог за 2014г. не был уплачен, 26 декабря 2016г. земельный налог за 2015г. не был уплачен, это значит, что образовалась недоимка по налогу и на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев налоговый орган должен был направить требование об уплате земельного налога, то есть требование по земельному налогу за 2014г. должно было быть направлено не позднее 01 января 2016 г., требование по земельному налогу за 2015г. не позднее 26 марта 2017г.

Требование об уплате земельного налога за 2014г. было направлено в адрес административного ответчика 10 ноября 2015г. со сроком уплаты до 26 января 2016г.; требование об уплате земельного налога за 2015г. направлено в адрес административного ответчика 27 марта 2017г.

Сумма налога и пени, подлежащие взысканию в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, не превысила 3 000 руб., следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока, то есть до 26 июля 2019г.

Так как заявление о выдаче судебного приказа подано 07 апреля 2020 г., срок взыскания земельного налога за 2014г. в сумме 129,71 руб. и пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015г. в размере 16,70 руб. пропущен.

Налоговому органу предлагалось представить доказательства своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Согласно сообщению от 03 февраля 2021г. №05-14/00724 административный истец сведений о своевременном обращении к мировому судье судебного участка №2 Октябрьского района г.Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа не имеет.

Следовательно, предусмотренный законом срок для принудительного взыскания налога пени, исчисленного с недоимки по земельному налогу, административным истцом соблюдён не был.

Сам факт выдачи судебного приказа мировым судьей не свидетельствует о соблюдении либо восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением. Так, в соответствии с главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки. Частью 1 статьи 123.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

По смыслу закона судебный приказ может быть вынесен судьей только при документальном подтверждении заявленных требований, при этом представленные документы должны свидетельствовать о бесспорности требований заявителя. При этом, разрешение вопроса о восстановлении срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа не отнесено к компетенции мирового судьи, поэтому истечение срока для обращения в суд с заявлением является препятствием для выдачи судебного приказа.

Таким образом, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, объективно препятствовавших обращению к мировому судье в установленный законом срок, административным истцом не предоставлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Кроме того, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Аляевой В.Д. задолженности по земельному налогу и пени от административного истца не поступало.

Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Аляевой Валентине Дмитриевне о взыскании земельного налога, соответствующих пеней, оставить без удовлетворения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

РЎСѓРґСЊСЏ                                  Р˜.Рќ.Фомкина

в„– 2Р°-164/2021

УИД 13RS0025-01-2020-004838-04

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2021Рі.                                Рі.Саранск

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Аляевой Валентине Дмитриевне о взыскании земельного налога, соответствующих пеней,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд с административным иском к Аляевой В.Д. о взыскании земельного налога, соответствующих пеней.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Аляева В.Д. является налогоплательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый <..>. В нарушение Решения Саранского городского совета депутатов от 23 ноября 2005г. №174 «Об установлении земельного налога» налогоплательщик не уплатил земельный налог за 2014г. На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением срока уплаты налога, налогоплательщику начислены пени. Инспекцией в адрес административного ответчика заказной почтой было направлено требование № 17640 от 10 ноября 2015г. №28447 от 22 сентября 2017г. В установленный срок требования не исполнены. Мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г.Саранска 07 апреля 2020г. был выдан судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и соответствующих пеней. Так как от административного ответчика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей принято определение от 09 июня 2020г. об отмене судебного приказа.

До настоящего времени требование полностью не исполнено, задолженность по налогу не оплачена, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 129,71 руб. и пени за 2015г. в размере 16,70 руб., всего – 146,41 руб.

В судебное заседание представитель истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.

В судебное заседание административный ответчик Аляева В.Д. не явилась, по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, а также указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150, пункта 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.

Суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что за налогоплательщиком Аляевой В.Д. в период с 29 апреля 2013г. по 13 сентября 2019г. был зарегистрирован объект налогообложения, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <..>.

Соответственно земельный налог за 2014 год составил 293 руб. 71 коп, исходя из следующего расчета:

97 903 (кадастровая стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,30% (налоговая ставка) х 1 (коэффициент к налоговому периоду) х 12 (количество месяцев владения в году) / 12 = 293,71руб.

В силу пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу части 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно материалам дела, налоговым органом в адрес административного ответчика Аляевой В.Д. было направлено налоговое уведомление №318286 от 15 мая 2015г. на оплату земельного налога за 2014 год в размере 293,71 руб. со сроком уплаты не позднее 01 октября 2015г.; налоговое уведомление № 150506471 от 03 ноября 2016г. на оплату земельного налога за 2015г. в размере 304 руб., имущественного налога на сумму 128 руб., всего – 432 руб. со сроком уплаты не позднее 26 декабря 2016г.

В установленные срок налоги не были уплачены.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).

В соответствии с п. 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Обязанность по уплате вышеуказанных налогов Аляевой В.Д. исполнена не была, в связи с чем, инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование №17640 от 10 ноября 2015г. на сумму земельного налога в размере 293,71 руб., пени 29,32 руб. со сроком уплаты до 26 января 2016г.; требование №28447 от 22 сентября 2017г. на сумму пени 20,89 руб., со сроком уплаты до 31 октября 2017г.

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требование об уплате налогов и пени направлены Аляевой В.Д. заказными письмами по адресу её месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными ответчиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

По настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 129, 71 руб.; а также пени в связи с несвоевременной оплатой земельного налога за 2015 год за период с 27 марта 2017г. по 21 сентября 2017г. в размере 16, 70 руб.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующий на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с положениями пункта 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующий на дату возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как видно из материалов дела, порядок и условия взыскания с Аляевой В.Д. вышеуказанного налога и пени не соблюдён.

При проверке соблюдения нормативного срока суд принимает во внимание то, что согласно налоговому уведомлению налог на землю за 2014г. должен был быть уплачен не позднее 01 октября 2015 г., налог на землю за 2015г. должен быть уплачен не позднее 26 декабря 2016г.

01 октября 2015 г. земельный налог за 2014г. не был уплачен, 26 декабря 2016г. земельный налог за 2015г. не был уплачен, это значит, что образовалась недоимка по налогу и на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев налоговый орган должен был направить требование об уплате земельного налога, то есть требование по земельному налогу за 2014г. должно было быть направлено не позднее 01 января 2016 г., требование по земельному налогу за 2015г. не позднее 26 марта 2017г.

Требование об уплате земельного налога за 2014г. было направлено в адрес административного ответчика 10 ноября 2015г. со сроком уплаты до 26 января 2016г.; требование об уплате земельного налога за 2015г. направлено в адрес административного ответчика 27 марта 2017г.

Сумма налога и пени, подлежащие взысканию в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, не превысила 3 000 руб., следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока, то есть до 26 июля 2019г.

Так как заявление о выдаче судебного приказа подано 07 апреля 2020 г., срок взыскания земельного налога за 2014г. в сумме 129,71 руб. и пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015г. в размере 16,70 руб. пропущен.

Налоговому органу предлагалось представить доказательства своевременного обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Согласно сообщению от 03 февраля 2021г. №05-14/00724 административный истец сведений о своевременном обращении к мировому судье судебного участка №2 Октябрьского района г.Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа не имеет.

Следовательно, предусмотренный законом срок для принудительного взыскания налога пени, исчисленного с недоимки по земельному налогу, административным истцом соблюдён не был.

Сам факт выдачи судебного приказа мировым судьей не свидетельствует о соблюдении либо восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением. Так, в соответствии с главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки. Частью 1 статьи 123.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

По смыслу закона судебный приказ может быть вынесен судьей только при документальном подтверждении заявленных требований, при этом представленные документы должны свидетельствовать о бесспорности требований заявителя. При этом, разрешение вопроса о восстановлении срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа не отнесено к компетенции мирового судьи, поэтому истечение срока для обращения в суд с заявлением является препятствием для выдачи судебного приказа.

Таким образом, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, объективно препятствовавших обращению к мировому судье в установленный законом срок, административным истцом не предоставлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Кроме того, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании с Аляевой В.Д. задолженности по земельному налогу и пени от административного истца не поступало.

Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Аляевой Валентине Дмитриевне о взыскании земельного налога, соответствующих пеней, оставить без удовлетворения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

РЎСѓРґСЊСЏ                                  Р˜.Рќ.Фомкина

1версия для печати

2а-164/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому г.Саранска
Ответчики
Аляева Валентина Дмитриевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Фомкина Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
07.12.2020Регистрация административного искового заявления
07.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее