Дело № 2-190/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05декабря 2018 года г.Нестеров
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Белеховой В.А.,
при секретаре Самадовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нестеровский район» о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нестеровского района Калининградской области с учетом уточненных исковых требований обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Нестеровский район», в котором просит возложить обязанность создать на территории данного муниципального образования маневренный жилищный фонд в срок до 01 мая 2020 года. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Нестеровского района Калининградской области была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в результате которой было установлено отсутствие в муниципальном образовании маневренного жилищного фонда. По мнению прокурора, обязанность по его созданию действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, наличие жилых помещений маневренного фонда у органа местного самоуправления является обязательным. Выявленные нарушения жилищного законодательства со стороны ответчика создают угрозу нарушения конституционных и жилищных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного жилищного фонда в случаях, предусмотренных ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Нестеровского района Калининградской области Бобрик С.С. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что поводом для прокурорской проверки послужило обращение ФИО4, у которой в августе 2018 года жилое помещение пострадало от пожара и которой не было представлено жилье из маневренного фонда в связи с его отсутствием.
Представитель администрации МО «Нестеровский район» Ровнов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что такую обязанность закон на них не возлагает, и в иске прокурор не сослался на норму права, предусматривающую именно такой способ защиты прав и интересов граждан как понуждение органа местного самоуправления к созданию маневренного жилищного фонда, полагая, что существует ряд иных, альтернативных способов защиты жилищных прав граждан. Указал на то, что расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления, равно как и отнесение не предусмотренных законом полномочий к числу обязательных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять и за свой счет, недопустимо.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Обращаясь с иском в суд, прокурор сослался на п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения поселения относится: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Однако положения данного пункта не указывают на обязанность создания маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и любого иного вопроса местного значения, закрепленного ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.
Указанная правовая позиция приведена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 года № 2-П по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".
В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К таким вопросам относится в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п. 1 ч. 1 ст. 50Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Кроме того, в обоснование своих требований прокурор ссылается на положения Жилищного кодексаРоссийской Федерации. Однако Жилищным кодексомРоссийской Федерации допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Также в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Следовательно, нормами Жилищного кодексаРоссийской Федерации органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются.
Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем причинно-следственная связь между действиями ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует.
Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
В части доводов помощника прокурора Нестеровского района Калининградской области в судебном заседании о нарушении жилищных прав ФИО4 в связи с отсутствием маневренного фонда, суд полагает, что в данном случае существует иная правовая возможность восстановить её жилищные права, определив её нуждаемость в жилье, учитывая, что в суде было установлено, что на учете в качестве нуждающейся она не состоит, имеет в собственности жилое помещение, приобретенное за счет средств материнского капитала.
На основании изложенного, суд считает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию муниципального образования к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации МО «Нестеровский район».
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске прокурору Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нестеровский район» о возложении обязанности создать в срок до 01 января 2020 года на территории муниципального образования «Нестеровский район» маневренный жилищный фонд - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года.
Судья В.А. Белехова