Решение по делу № 2-190/2018 от 03.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05декабря 2018 года       г.Нестеров

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Белеховой В.А.,

при секретаре Самадовой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нестеровский район» о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области с учетом уточненных исковых требований обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Нестеровский район», в котором просит возложить обязанность создать на территории данного муниципального образования маневренный жилищный фонд в срок до 01 мая 2020 года. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Нестеровского района Калининградской области была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в результате которой было установлено отсутствие в муниципальном образовании маневренного жилищного фонда. По мнению прокурора, обязанность по его созданию действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, наличие жилых помещений маневренного фонда у органа местного самоуправления является обязательным. Выявленные нарушения жилищного законодательства со стороны ответчика создают угрозу нарушения конституционных и жилищных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного жилищного фонда в случаях, предусмотренных ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Нестеровского района Калининградской области Бобрик С.С. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что поводом для прокурорской проверки послужило обращение ФИО4, у которой в августе 2018 года жилое помещение пострадало от пожара и которой не было представлено жилье из маневренного фонда в связи с его отсутствием.

Представитель администрации МО «Нестеровский район» Ровнов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что такую обязанность закон на них не возлагает, и в иске прокурор не сослался на норму права, предусматривающую именно такой способ защиты прав и интересов граждан как понуждение органа местного самоуправления к созданию маневренного жилищного фонда, полагая, что существует ряд иных, альтернативных способов защиты жилищных прав граждан. Указал на то, что расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления, равно как и отнесение не предусмотренных законом полномочий к числу обязательных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять и за свой счет, недопустимо.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Обращаясь с иском в суд, прокурор сослался на п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения поселения относится: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Однако положения данного пункта не указывают на обязанность создания маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и любого иного вопроса местного значения, закрепленного ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.

Указанная правовая позиция приведена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 года № 2-П по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".

В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К таким вопросам относится в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п. 1 ч. 1 ст. 50Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Кроме того, в обоснование своих требований прокурор ссылается на положения Жилищного кодексаРоссийской Федерации. Однако Жилищным кодексомРоссийской Федерации допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Также в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Следовательно, нормами Жилищного кодексаРоссийской Федерации органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются.

Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем причинно-следственная связь между действиями ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует.

Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.

В части доводов помощника прокурора Нестеровского района Калининградской области в судебном заседании о нарушении жилищных прав ФИО4 в связи с отсутствием маневренного фонда, суд полагает, что в данном случае существует иная правовая возможность восстановить её жилищные права, определив её нуждаемость в жилье, учитывая, что в суде было установлено, что на учете в качестве нуждающейся она не состоит, имеет в собственности жилое помещение, приобретенное за счет средств материнского капитала.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию муниципального образования к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации МО «Нестеровский район».

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурору Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нестеровский район» о возложении обязанности создать в срок до 01 января 2020 года на территории муниципального образования «Нестеровский район» маневренный жилищный фонд - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

       В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года.

Судья       В.А. Белехова

2-190/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нестеровского района
Ответчики
Администрация МО "Нестеровский район"
Администрация МО "Илюшинское сельское поселение"
Суд
Нестеровский районный суд Калининградской области
Судья
Белехова Валентина Александровна
Дело на сайте суда
nesterovsky.kln.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018Передача материалов судье
08.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Судебное заседание
05.12.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019Дело оформлено
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее