Решение по делу № 2а-3251/2019 от 07.05.2019

Дело № 2а-3251/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Усачевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шмырева М. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, начальнику ОВМ УМВД России по г. Архангельску о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета по месту жительства, возложении обязанности на регистрационный орган снять административного истца с регистрации по месту жительства,

при участии представителя административного истца Швакова Д.А., представителя административного ответчика Колодочка В.С.,

установил:

Шмырев М.В. обратился в суд с административным иском к начальнику ОВМ УМВД России по г. Архангельску Фуфаевой И.В., УМВД России по г. Архангельску о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета по месту жительства, возложении обязанности на регистрационный орган снять административного истца с регистрации по месту жительства.

В обоснование требований указал, что административным ответчиком 25.04.2019 ему отказано в снятии с регистрационного учета по месту жительства: г. Архангельск, <адрес>. Считает такой отказ незаконным, поскольку обратиться лично в регистрационный орган административный истец не может, так как находится в местах лишения свободы для отбывания наказания по приговору суда. С целью снятия с регистрационного учета по месту жительства им выдана нотариальная доверенность на имя Шмыревой О.А., а также составлено нотариально заверенное заявление о прекращении регистрации по указанному месту жительства и регистрации в ином жилом помещении, аналогичное заявление составлено и удостоверено начальником следственного изолятора. Для совершения регистрационных действий административным истцом также не может быть представлен паспорт, который находится в его личном деле, однако отметки в паспорте ему не нужны. Оспариваемое решение считает незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы.

В судебное заседание Шмырев М.В. не явился, извещен, просит рассмотреть дело без своего участия с участием представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Шваков Д.А. требования поддержал. Указал, что оспариваемое решение принято без учета всех фактических обстоятельств. Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства подписано Шмыревым М.В. лично, его подпись удостоверена нотариусом, оснований сомневаться в подлинности подписи не имеется. Паспорт представить также невозможно по причине его нахождения в личном деле осужденного. Вместе с тем, считает оспариваемое решение незаконным.

Представитель УМВД России по г. Архангельску Колодочка В.С. с требованиями не согласился. Пояснил, что заявление о регистрации по месту жительства Шмырева М.В. возвращено без исполнения, поскольку не подано заявителем лично в орган регистрационного учета. Оформление снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства без его участия возможно только в определенных Правилами случаях, к которым нахождение заявителя в местах лишения свободы не отнесено. Также для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин представляет паспорт гражданина, куда ставится штамп о снятии с регистрационного учета, при этом причины его отсутствия у заявителя правового значения не имеют.

Начальник ОВМ УМВД России по г. Архангельску Фуфаева И.В. в суд не явилась, представила письменные возражения, с требованиями не согласна. Административная процедура по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации не была начата в связи с непредставлением полного пакета документов заявителем. Решение об отказе в снятии с регистрационного учета по месту жительства не принималось.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из материалов дела, Шмырев М.В. нотариально удостоверенной доверенностью уполномочил Шмыреву О.А. на действия, в том числе, связанные со снятием его с регистрационного учета по месту жительства.

Помимо этого 12.01.2018 Шмыревым М.В. составлено заявление о снятии его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. Архангельск, <адрес> регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Подлинность подписи на заявлении свидетельствована нотариусом Полежаевой Е.А.

Также 13.02.2019 Шмыревым М.В. составлено заявление о снятии его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. Архангельск, <адрес> регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Подлинность подписи на заявлении свидетельствована начальником ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области Хамоян Г.М.

Шмырева О.А. с указанными документами обратилась в отдел по вопросам миграции У. Р. по г. Архангельску, 22.03.2019 документы оставлены без исполнения, о чем письменно уведомлена Шмырева О.В.

Указанный ответ от 22.03.2019 в материалы дела не представлен, однако в заявлении Шмыревой О.А. о снятии гражданина с регистрационного учета, датированном 02.04.2019, а также жалобе от 25.03.2019 указано на факт его получения.

Заявление Шмыревой О.А. о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства, поданное 04.04.2019 вновь, рассмотрено как обращение.

Письмом начальника ОВМ УМВД России по г. Архангельску от 25.04.2019 Шмыревой О.А., действующей от имени Шмырева М.В. по доверенности, разъяснены положения Административного регламента, указано на необходимость представления определенного пакета документов для снятия с регистрационного учета граждан, а именно, заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства, поданного лично с орган регистрационного учета, и паспорта гражданина. Заявитель уведомлен, что государственная услуга по снятию с регистрационного учета будет осуществлена при предоставлении документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, и личного заявления.

Полагая, что указанным письмом административному истцу отказано в снятии его с регистрационного учета по месту жительства, Шмырев М.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ст. 7 указанного Закона и подп. «а» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правил регистрации и снятия с регистрационного учета), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае изменения места жительства производится органами регистрационного учета на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).

Согласно п. 5 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета одним из документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, необходимым для осуществления регистрационного учета, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

О снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства органы регистрационного учета производится соответствующая отметка в паспорте гражданина (п. 33 упомянутых выше Правил).

Таким образом, предъявление паспорта гражданина является обязательным условием для проведения регистрационного действия.

Между тем, как следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, при подаче Шмыревой О.А. заявления от имени Шмырева М.В. о снятии его с регистрационного учета паспорт Шмырева М.В. представлен не был.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика не имелось достаточных документов для оказания государственной услуги.

Доводы административного истца об отсутствии у Шмырева М.В. возможности представить паспорт и самому явиться в орган внутренних дел для подачи заявления о снятии с регистрационного учета не свидетельствуют о неправомерности предоставленного ответа на заявление.

Согласно п. 90 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом:

на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента;

на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента;

на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента;

в форме электронного документа с использованием Единого портала.

При этом суд отмечает, что при направлении заявителем заявления о регистрации по месту жительства посредством Единого портала проверка документов и принятие решения о регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту жительства производится непосредственно при личном посещении заявителем органа регистрационного учета и представлении паспорта (п. 115.5 Административного регламента).

Таким образом, указанными выше нормативными правовыми актами не предусмотрено снятие с регистрационного учета по месту жительства гражданина без его непосредственного участия, даже в случае отбывания им наказания в местах лишения свободы.

Согласно п. 54 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет:

54.1. Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.

54.2. Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).

Согласно п. 58.2 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Таким образом, поскольку в орган регистрационного учета не поступил весь необходимый пакет документов, оснований для признания незаконным оспариваемого решения не имеется.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что положения Административного регламента не предусматривают оснований для отказа в снятии с регистрационного учета по месту жительства. Следовательно, письмо начальника ОВМ УМВД России по г. Архангельску от 25.04.2019 по своему содержанию не является отказом в предоставлении государственной услуги по снятию с регистрационного учета Шмырева М.В. по месту жительства, а только сообщает о невозможности ее оказания ввиду непредставления необходимого документа, позволяющего оказать данную услугу.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Шмырева М.В. о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета по месту жительства: г. Архангельск, <адрес>, у суда не имеется, как не имеется и оснований для возложения на ответчика обязанности на снять административного истца с регистрации по месту жительства.

Руководствуясь статьями 175, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Шмырева М. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, начальнику ОВМ УМВД России по г. Архангельску о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета по месту жительства: г. Архангельск, <адрес>, возложении обязанности на регистрационный орган снять административного истца с регистрации по месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2019 года

Председательствующий А.В. Калашникова

2а-3251/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Шмырев М.В.
начальник отдела ОВМ УМВД России по г.Архангельску Фуфоева Ирина Витальевна
УМВД России по г.Архангельску
Шваков Д.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
07.05.2019Регистрация административного искового заявления
07.05.2019Передача материалов судье
07.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.06.2019Предварительное судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее