Дело № 2-385/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 февраля 2015 года пос.ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л.В.,
с участием представителя заявителя Г.Р.В. по доверенности З.А.Ф.,
при секретаре Кадыровой Ф. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 1 гражданское дело по заявлению Г.Р.В. о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка,
у с т а н о в и л:
Г.Р.В. обратился в суд с заявлением о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка, в обосновании указывает следующее.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе <адрес> РТ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 0, 35 га, расположенного в Высокогорском сельском поселении для производственной базы.
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в газете «Высокогорские Вести» опубликовано объявление о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение площадью 0,35 га. С заявлениями рекомендовано обращаться по адресу: ж. д. ст. Высокая Гора, <адрес>, тел. (№.
Заявлений о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иных лиц не поступало, в связи, с чем Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района принято решение о формировании земельного участка, постановки на государственный кадастровый учет. После чего должно последовать принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта строительства, принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет.
Данный факт подтверждается публикацией объявления в газете «Высокогорские Вести» ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ
ДД.ММ.ГГГГ ему председателем Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Х.А.А. выдана доверенность №522, которой уполномочивает его осуществить от имени Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ действия на межевание и получение межевого плана земельного участка в специализированных организациях по межеванию на основании поступившего заявления на имя главы <адрес>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ №ВГ-3062 для формирования земельного участка в Высокогорском сельском поселении. Доверенность выдана на один год.
Им выполнены необходимые действия по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отражены следующие основные сведения: кадастровый номер земельного участка №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, площадь 3500+/- 103 кв.м., кадастровая стоимость 1279250 руб., дополнительные сведения: характер сведения государственного кадастра
недвижимости (статус записи о земельном участке), сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения срока действия временного характера сведения ДД.ММ.ГГГГ (т.е. через пять лет).
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района вынесено постановление № в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 3500 кв.м, из земель категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение- для размещения производственной базы.
К указанному постановлению № приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района на заявление от ДД.ММ.ГГГГ №ВГ-3062 о предоставлении земельного участка в аренду в адрес заявителя направлено письмо №, в котором указано, что в рамках Соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 0,350 га с кадастровым номером № может быть предоставлен путем проведения торгов.
Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района, принято его заявление о предоставлении земельного участка, определена процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, уполномочив его поставить на кадастровый учет земельный участок. В отношении предоставляемого земельного участка им выполнены действия по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет за свой счет. Учитывая, что срок аренды земельного участка установлен 5 лет, сведения о земельном участке в кадастровом паспорте указаны временные. Исполнительным комитетом результаты выбора земельного участка надлежащим образом оформлены с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка.
Соответственно, непринятие заинтересованным лицом решения о предоставлении земельного участка в аренду по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, он считает незаконным бездействием, нарушающим его права.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 254 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит: признать действия (бездействия) Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению Г.Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконным, и обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить Г.Р.В. земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель заявителя Г.Р.В. по доверенности З.А.Ф. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ не явился, извещены.
Выслушав пояснения представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
В соответствии со ст.ст. 11, 29 ЗК РФ и ст. 5, 32.1 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и принимают при этом решения.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Г.Р.В. обратился к Главе Высокогорского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 0,35 га в аренду по адресу: Высокогорское сельское поселение для целей использования - производственной базы.
Заявление Г.Р.В. принято к рассмотрению, порядок предоставления установлен путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, во исполнении чего ДД.ММ.ГГГГ в газете «Высокогорские вести» опубликована информация, а затем ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Х.А.А. выдана доверенность № Г.Р.В., которой уполномочивает его осуществить от имени Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ действия на межевание и получение межевого плана земельного участка в специализированных организациях по межеванию на основании поступившего заявления на имя главы <адрес>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ №ВГ-3062 для формирования земельного участка в Высокогорском сельском поселении.
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района на заявление от ДД.ММ.ГГГГ №ВГ-3062 о предоставлении земельного участка в аренду Г.Р.В. письмом за №, сообщено, что в рамках Соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 0,350 га с кадастровым номером № может быть предоставлен путем проведения торгов.
Ст.30 п.4 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка. Первоначальным этапом принятию решения о предоставлении земельного участка является проведение работ по формированию земельного участка. Затем уполномоченный орган принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикует сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, опубликованию подлежит сообщение о предоставлении сформированного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Как указано выше, информация в газете о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, опубликована ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет только ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на момент публикации информации в газете, земельный участок не был сформирован.
Согласно постановлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 3500 кв.м, из земель категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение.
В публикациях же в газете указано, что категория земель- земли сельскохозяйственного назначения.
При отсутствии в газете конкретного места положения участка, разной категории земель, не возможно однозначно идентифицировать земельный участок, о котором заявлено в опубликованном объявлении в газете, что свидетельствует о том, что при публикации также не были обеспечены принципы открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 1.1. ст.30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с п. 1.2. ст.30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Как следует из постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №1261, постановлено: 3.2. Осуществлять предоставление в аренду незастроенных земельных участков, для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков на торгах.
Данное постановление принято в целях обеспечения оборота земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Высокогорский район Республика Татарстан и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №808 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, от 15.09.2011 N 776) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», предотвращения коррупции при распоряжении земельными участками, сокращения излишней волокиты при оформлении прав на земельные участки, пополнения доходной части бюджета.
Системный анализ приведенных выше положений закона позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой исполнительного органа местного самоуправления.
Заявитель не лишен права на получение спорного участка с соблюдением процедуры его предоставления в общем порядке по итогам проведения аукциона.
Решение вопроса о предоставлении земельного участка согласно ст.ст. 11, 29 ЗК РФ и ст. 5, 32.1 ЗК РТ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Решение о предоставлении Г.Р.В. земельного участка путем проведения торгов, принято руководителем исполнительного комитета в соответствии с регламентом предоставления земельных участков, утвержденным Исполкомом Высокогорского района РТ, является законными, соответствует требованиям действующего законодательства, в пределах предоставленных ему полномочий.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, установленных действующим законодательством, суды не осуществляют управление и распоряжение земельными участками и поэтому не могут обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ предоставить Г.Р.В. в аренду земельный участок.
Суд считает, что оснований для признания действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению Г.Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязания исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить Г.Р.В. земельный участок с кадастровым номером № 16:16:080506:241 на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет, не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления Г.Р.В. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Г.Р.В. о признании действий исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по заявлению Г.Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения производственной базы незаконными и обязании исполнительный комитет Высокогорского муниципального района предоставить Г.Р.В. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, Высокогорское сельское поселение, на праве аренды для размещения производственной базы сроком на 5 лет, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья: