К делу № 2а-8605/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года Первомайский районный суд
город Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Конновой М.Н.
в отсутствие административного истца Синявского С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
с участием представителя административного истца – Горб С.В., предъявившего ордер №859700 от 13.08.2019г., удостоверение адвоката №4714,
представителя административного ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара – ФИО9, действующей на основании доверенности от 09.07.2019г №, имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСВ № от 25.06.2004г.,
в отсутствие представителя административного ответчика ИФНС России № по г. Краснодару, заинтересованных лиц судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России ФИО14., судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России ФИО17., судебного пристава-исполнителя МРО по исполнению штрафов специально уполномоченных органов ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Синявского С. А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, ИФНС России № по г. Краснодару об обжаловании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО19. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, ИФНС России № по г. Краснодару об обжаловании бездействия.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что ФИО20. в период с 18 января 2008 года по 21 ноября 2016 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
После прекращения деятельности и прекращения учета гражданина в ЕГРИП у административного истца прекратилась обязанность уплаты страховых взносов, установленная статьей 430 Налогового кодекса РФ.
В июне 2019 года с банковской карты Синявского С.А. взысканы денежные средства на основании возбужденных исполнительных производств.
В июле 2019 года после обращения за разъяснениями в УФССП по Краснодарскому краю Синявскому стало известно, что ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара в отношении Синявского С.А. вынесены: Акт ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому судебным приставом-исполнителем МРО по исполнению штрафов ФИО8 возбуждено исполнительное производство № от 26.05.2015; Акт ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 06.09.2016 № №№, согласно которому судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦВО г. Краснодара Суворов А.Р. возбуждено исполнительное производство 6248/17/23042-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; Акт ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 10.11.2016 № №№, согласно которому судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦВО г. Краснодара ФИО15. возбуждено исполнительное производство № от 14.11.2016.
Максимальная сумма недоимки по страховым взносам, которая подлежит списанию с индивидуального предпринимателя, составляет: за 2014 год - 138 627,84 рублей; 2015 год - 148 886,40 рублей; 2016 год - 154 851,84 рубль.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ) предусмотрено списание налоговой задолженности для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Согласно пункту 3 статьи 12 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Таким образом, обязанность по списанию указанной задолженности возложена на ИФНС России № по г. Краснодару. Однако до настоящего времени указанная обязанность налоговым органом не исполнена, что не позволяет Синявскому С.А. прекратить возбужденные в отношении него исполнительные производства по взысканию страховых взносов.
Акты ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, также постановления судебных приставов-исполнителей о возбуждении исполнительных производств административному истцу не направлялись, в связи с чем о нарушении своих прав Синявский узнал только в июне 2019 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с настоящим административным иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО7 заявленные административные исковые требования поддержал, просила суд признать незаконным бездействие ИФНС России № по г. Краснодару, выраженное в непринятии мер ко списанию задолженности, взысканной с Синявского С.А. на основании Акта ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 24.03.2015 №, Акта ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 06.09.2016 № №№, Акт ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 10.11.2016 № №№, и обязать устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу. На удовлетворении требований настаивал, считает их законными и обоснованными.
Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара – ФИО9, в судебном заседании административные исковые требования Синявского С.А. полагала на усмотрение суда, просила принять во внимание основания, отраженные в возражении, приобщенном к материалам дела.
Представитель административного ответчика ИФНС России № по г. Краснодару, судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России ФИО16., судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП России ФИО18., судебный пристав-исполнитель МРО по исполнению штрафов специально уполномоченных органов ФИО8 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду дополнительно не сообщали.
Суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства, так как действия административного ответчика и заинтересованных лиц направлены на затягивание рассмотрения судебного спора, и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, принимая во внимание положение ст. 150 КАС РФ по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по заявленным требованиям ввиду следующего.
В соответствии с ФЗ от 13.07.2001 № 129-ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий органом является налоговая инспекция.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП № от 23.01.2008г. ФИО21. зарегистрирован в качестве ИП в Управлении ПФР Центрального внутригородского округа г. Краснодара Краснодарского края (далее - Управление) 18.01.2008г. с присвоением регистрационного №. В соответствии с выпиской из ЕГРИП № от 23.11.2016г. снят с регистрационного учета 21.11.2016г.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2010г. по 01.01.2017г. регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя лишает его права заниматься предпринимательской деятельностью, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам, возникшим в процессе этой деятельности.
Устанавливая права и обязанности плательщиков страховых взносов, законодатель предусмотрел и условия по их освобождению от уплаты страховых взносов.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за определенные периоды, перечисленные в законе: прохождения военной службы по призыву; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Не начислять и не уплачивать взносы плательщики могут лишь при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Установленный Законом № 212-ФЗ перечень оснований для освобождения от уплаты страховых взносов является исчерпывающим.
В соответствие со ст.25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В связи с отсутствием оплаты в полном объеме по страховым взносам Управлением направлялись Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Требование) по средствам почтовой связи на указанный в Выписке из ЕГРИП адрес административного истца.
По факту возбужденных исполнительных производств судом установлено следующее.
За расчетный период 2014г. в связи с отсутствием оплаты в установленный законом срок, Управлением выставлено и направлено посредством почтовой связи Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от 24.02.2015г. на сумму 28 661,76 рубля. Оплата по Требованию в установленный законом срок не поступила, в связи с этим Управлением принято решение в форме постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов со страхователя - индивидуального предпринимателя № от 24.03.2015г. на сумму 28 661,76 рубля и направлено в МОСП по исполнению штрафов специально уполномоченных органов. Возбуждено исполнительное производство № от 26.05.2015г. Оплата по Требованию не поступала.
С 01.01.2014г. сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, зависит от величины дохода, полученного за расчетный период.
Если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ х 26% х 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ х 26% х 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).
Информацию о сумме дохода плательщика страховых взносов пенсионные органы получают из налоговых органов (часть 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
Обмен информацией, содержащей суммы доходов плательщиков, между налоговой службы и пенсионным органом происходит на федеральном и региональном уровнях, на основании соответствующего соглашения об информационном взаимодействии.
Иных источников получения пенсионным органом сведений о доходах от предпринимательской деятельности на законодательном уровне не предусмотрено.
В соответствии с положениями действующего законодательства о страховых взносах, в связи с отсутствием в пенсионных органах информации о доходе за 2014г., Управлением произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в максимальном размере 121 299,36 рублей и сформировано Требование № от 19.07.2016г. на сумму 139 306,25 рублей. Оплата по Требованию в установленный законом срок не поступила, в связи с этим Управлением принято решение в форме постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов со страхователя - индивидуального предпринимателя № № от 06.09.2016г. на сумму 139 306,25 рублей, и направлено в ОСП по Центральному округу г. Краснодара. Информация о возбуждении исполнительного производства в Управление не поступала.
В соответствии с информацией, поступившей из Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 28.12.2016г. №дсп@, сумма дохода за 2014г. составляет 0,00 рублей.
Управлением произведен перерасчет суммы страховых взносов, начисленной на обязательное пенсионное страхование за 2014г. Требование № № от 19.07.2016г. аннулировано. В ОСП по Центральному округу г. Краснодара направлено заявление на отмену ростановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика № № от 06.09.2016г.
За 2015г. в связи с отсутствием оплаты в установленный законом срок, Управлением выставлено и направлено по средствам почтовой связи Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № №№ от 02.04.2016г. на сумму 23 020,49 рублей. Оплата по Требованию в установленный законом срок не поступила, в связи с этим Управлением принято решение в форме постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов со страхователя - индивидуального предпринимателя № №№ от 10.11.2016г. на сумму 23 020,49 рублей и направлено в ОСП по Центральному округу г. Краснодара. Возбуждено исполнительное производство №-ИП от 14.11.2016г. Оплата по Требованию поступила частично, в сумме 17 310,57 рублей.
По состоянию на 01.01.2017г. задолженность по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование составляет 139 653,62 рубля.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 436-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам на ОПС и ОМС производится территориальными органами Пенсионного фонда в случае утраты на 01.01.2017г. возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания данной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки.
Возможность взыскания числящейся недоимки и задолженности по пеням и штрафам на 01.01.2017г. утрачена частично. Вынесено решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании № от 22.06.2018г. на сумму 1 563,42 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. органом контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, соответствующих пеней и штрафов являются налоговые органы Российской Федерации.
В связи с чем пенсионным органом сальдо расчетов по лицевому счету плательщика Синявского С.А. страховых взносов по состоянию на 01.01.2017г. передано в налоговые органы.
Постановления пенсионного органа о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в отношении Синявского С.А., на основании которых возбуждено исполнительное производство, вынесены Управлением законно и обоснованно, поскольку в период осуществления предпринимательской деятельности последним не уплачивались в добровольном порядке страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Указанные постановления никем не оспаривались, вступили в законную силу и в соответствии с действующим законодательством были направлены для возбуждения исполнительного производства.
Как уже было указано, в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ) предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков: для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Согласно пункту 3 статьи 12 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Таким образом, обязанность по списанию указанной задолженности возложена на ИФНС России № по г. Краснодару. До настоящего времени, указанная обязанность налоговым органом не исполнена, что не позволяет Синявскому С.А. прекратить возбужденные в отношении него исполнительные производства по взысканию страховых взносов.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагаются на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы представителем ИФНС России № по г. Краснодару обязанность по доказыванию обоснованности бездействия не исполнена.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, учитывая, что обжалуемое бездействие ИФНС России № по г. Краснодару нарушает права административного истца, суд пришел к выводу заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Синявского С. А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействия ИФНС России №2 по г. Краснодару, выраженные в непринятии мер ко списанию задолженности с Синявского С. А. согласно Акту ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 24.03.2015 №, Акту ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 06.09.2016 № №№, Акту ГУ-Управление Пенсионного фонда России в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 10.11.2016 № №№.
Обязать ИФНС России № по г. Краснодару устранить допущенные нарушения прав Синявского С. А. путем списания задолженности.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья- п
Решение изготовлено 14 августа 2019 года