Судья: Воробьёв С.А. Дело № 33а-5183/2021 (2а-533(1)/2021)
64RS0028-01-2021-001134-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2021 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Закарян И.В., Домниной А.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 17» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об установлении административного надзора в отношении Душанова Д.Ю.
по апелляционной жалобе Душанова Д.Ю.
на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 мая
2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, письменного заключения старшего помощника прокурора Савиной С.В., полагавшей, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, судебная коллегия
установила:
Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» (далее ? ФКУ ИК-17) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Душанова Д.Ю., 17 сентября 1976 года рождения, на срок 3 года, со следующими административными ограничениями: не пребывать в увеселительных местах: кафе, барах, ресторанах с целью распития спиртных напитков; являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Требования мотивированы тем, что приговором Советского районного суда Саратовской области от 11 сентября 2020 года Душанов Д.Ю. осужден по части 1 статьи 119, пункту «б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части 2, 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Душанов Д.Ю. совершил преступление при рецидиве преступлений и в период нахождения под административным надзором, за которое направлен к месту отбывания наказания. Срок отбывания наказания Душановым Д.Ю. в исправительном учреждении истекает 07 июля 2021 года.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 мая 2021 года требования административного искового заявления удовлетворены.
В апелляционной жалобе Душанов Д.Ю. ставит вопрос об изменении решения суда в части установленных административных ограничений. В обоснование доводов жалобы указал на то, что при установленных судом в отношении него административных ограничениях ему будет затруднительно устроиться на работу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела судом первой инстанции, считает постановленное решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Душанова Д.Ю. - не подлежащей удовлетворению.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор – осуществляемое органом внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствие с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, при рецидиве преступлений, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (пункт 4 части 2 статьи 3 названного Федерального закона), за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 указанного Федерального закона.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Согласно части 2 статьи 4 названного Федерального закона, обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Исчисляется указанный срок административного надзора, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Материалами дела установлено, что приговором Советского районного суда Саратовской области от 11 сентября 2020 года Душанов Д.Ю. осужден по части 1 статьи 119, пункту «б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части 2, 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Душанов Д.Ю. совершил преступление при рецидиве преступлений и в период нахождения под административным надзором, за которое направлен к месту отбывания наказания. Срок его отбывания наказания в исправительном учреждении истекает 07 июля 2021 года.
Преступление, предусмотренное пунктом «б» частью 2 статьёй 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьёй 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к категории преступлений средней тяжести, совершено Душановым Д.Ю. при рецидиве преступлений и в период нахождения под административным надзором, за которое он направлен в учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы.
По правилам пункта «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями Закона № 64-ФЗ, правомерно установил в отношении Душанова Д.Ю. административный надзор сроком на три года, исчисляемый со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с применением соответствующих административных ограничений.
Установленное судом административное ограничение, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных Душановым Д.Ю. преступлений и способствуют предупреждению совершения им преступлений и административных правонарушений.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установления административных ограничений.
В соответствии с частью 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судебная коллегия, полагает необходимым установить Душанову Д.Ю. ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого помещения в ночное время суток, как соответствующее пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от
06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
Административное ограничение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 утра следующего дня, применено с учетом образа жизни Душанова Д.Ю. и обстоятельств совершения им преступлений.
Данное административное ограничение устанавливается с целью недопущения совершения Душановым Д.Ю. новых преступлений и других правонарушений в ночное время суток.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1739-О, от 24 сентября 2012 года № 1740-О, от 24 сентября 2012 года №1741-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О) положение пункта 3 части 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, закрепляющее возможность установления такого административного ограничения как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, не может рассматриваться как нарушающее права административного ответчика.
Изложенные правовые нормы и указанные фактические обстоятельства дела судом первой инстанции учтены не были.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
При таком положении постановленное судом первой инстанции решение подлежит изменению с указанием на установление в отношении Душанова Д.Ю. административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 утра следующего дня.
Судебная коллегия полагает необходимым разъяснить Душанову Д.Ю., что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 мая 2021 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Установить в отношении Душанова Д.Ю. административный надзор сроком на 3 года, со следующими административными ограничениями:
не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до
06 часов каждых суток;
не посещать места общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Душанова Д.Ю. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Наблюдение за соблюдением Душановым Д.Ю. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: