АД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Харьковой Н.С.,
при секретаре Пивоваровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области к Агапову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Агапову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням, указав в обоснование заявленных требований, что у административного ответчика в собственности находятся с ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № мощностью двигателя № л.с., с ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № мощностью двигателя № л.с. Срок уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. Сумма налога за указанные транспортные средства за ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 500 рублей 00 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ – 1 500 рублей 00 копеек.
Налоговым органом в адрес Агапова А.А. были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием расчета суммы транспортного налога, подлежащего уплате.
В связи с неуплатой налога и возникновением недоимки налоговым органом административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 653 рубля 07 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 09 рублей 00 копеек и направлены требования об уплате налога и пеней № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требования налоговой инспекции не исполнены.
Налоговым органом мировому судье было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Агапова А.А.
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района Московского районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления было отказано, в связи с тем, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд указанным заявлением, оснований для восстановления срока не имеется.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области просила взыскать с административного ответчика Агапова А.А. задолженность в сумме 3 662 рубля 07 копеек, из которых: транспортный налог – 3 000 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу – 662 рубля 07 копеек.
В судебное заседание административный истец - Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, в административном исковом заявлении изложил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Агапов А.А. в судебное заседание также не явился. Судом административному ответчику направлялось по адресу: <адрес> судебное извещение, однако корреспонденция была возвращена в суд с почтовой отметкой «истек срок хранения», сведений об ином месте жительства административного ответчика в деле не имеется.
В соответствии со ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В связи с чем, возвращение судебного извещения суд расценивает как отказ адресата принять его и считает извещенным административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно положениям ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как следует из ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены размеры налоговых ставок.
На основании абз. 3 ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее № дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Агапов А.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области и является налогоплательщиком транспортного налога.
В ДД.ММ.ГГГГ Агапову А.А. принадлежали транспортные средства – автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № мощностью двигателя № л.с., автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № мощностью двигателя № л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями учетных данных налогоплательщика – физического лица, сведений о транспортных средствах, сообщением РОИО ГИБДД УМВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № и не оспариваются административным ответчиком.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области был произведен расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего уплате Агаповым А.А. с учетом наличия у него зарегистрированных транспортных средств, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 500 рублей 00 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 500 рублей 00 копеек.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области Агапову А.А. заказным письмом было направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, в которых указан размер и расчет налога, начисленного за принадлежащее Агапову А.А. имущество, сроки уплаты налога. Факт направления налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом налоговых уведомлений подтверждается представленными Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области реестрами (списки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, Агапов А.А., являясь плательщиком транспортного налога, был обязан уплатить начисленный налог на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ, на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Указанную обязанность налогоплательщик не исполнил, что им не оспорено.
Таким образом, у Агапова А.А. образовалась недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 500 рублей 00 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 500 рублей 00 копеек.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, в силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Пункт 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Поскольку Агаповым А.А. не была в добровольном порядке в установленный законом срок уплачена сумма транспортного налога, указанная в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была выявлена недоимка, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику заказным письмом направлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу, а также пеней по транспортному налогу. Факт направления требования заказным письмом подтверждается представленным Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области реестром (список № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, Агаповым А.А. не была в добровольном порядке в установленный законом срок уплачена сумма транспортного налога, указанная в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем налоговым органом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была выявлена недоимка, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику заказным письмом направлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу, а также пеней по транспортному налогу. Факт направления требования заказным письмом подтверждается представленным Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области реестром (список № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В соответствии с п. 2 названной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодательством определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п. п. 2 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области направлено налоговое требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по недоимке в сумме 1 500 рублей 00 копеек, пени в сумме 653 рубля 07 копеек, то есть требования не превышали 3 000 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области направлено налоговое требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по недоимке в сумме 1 500 рублей 00 копеек, пени в сумме 09 рублей 00 копеек.
Следовательно, с учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, сумма задолженности 3 000 рублей 00 копеек будет превышена ДД.ММ.ГГГГ и срок на обращение в суд с иском истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик в добровольном порядке в указанные выше сроки требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов не исполнил.
В сентябре 2017 года Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась к мировому судье судебного участка № судебного района Московского районного суда г. Рязани с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Агапова А.А. задолженности по транспортному налогу, пеням.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Рязанской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено. В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока уважительная причина пропуска срока не указана.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока и, соответственно, об отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области к Агапову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░