Решение по делу № 2-2068/2021 от 02.07.2021

Дело № 2-2068/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года                                                                  г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО5,

с участием истца – ФИО2,

представителя истца – ФИО6,

представителя ответчика – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству здравоохранения Республики Крым о понуждении обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета, третьи лица – Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Республики Крым,

установил:

02.07.2021 года ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству здравоохранения Республики Крым о понуждении обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета. Свои требования мотивирует тем, что ее дочь является ребенком-инвалидом 2 группы, у нее диагностировано заболевание: спинальная мышечная атрофия 2 типа, инвалидность установлена на срок до 17 октября 2021 года, достижения 18 лет. Доказанно-эффективным патогенетическим средством терапии для лечения данного заболевания, зарегистрированным и разрешенным к медицинскому применению на территории Российской Федерации, является препарат Рисдиплам («Эврисди»). В соответствии с Протоколом консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения России № 166/1 от 07.09.2020 года Протоколом заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан ГБУ ЗРК «Красногвардейская центральная районная больница» № 133 от 23.03.2021 года ФИО1 назначен по жизненным показаниям указанный препарат в суточной дозе 5 мг (6,6 мл) ежедневно. Лекарственный препарат «Эврисди» (Рисдиплам) не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2020 № 2073-р. С 04.12.2020 года ФИО1 получала препарат «Эврисди» (Рисдиплам) по программе дорегистрационного доступа, предоставляемой компанией-производителем. В связи с вводом препарата в гражданский оборот в Российской Федерации в марте 2021 года, программа дорегистрационного доступа завершена 01.06.2021 года. Прерывание лечения недопустимо, поскольку может привести к тяжелым последствиям. В целях получения квалифицированного лечения и обеспечения лекарственным препаратом истец многократно обращалась в Министерство здравоохранения Республики Крым и ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница» с просьбой организовать обеспечение лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам). Согласно ответу ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница» от 16.03.2021 года исх. № 14/367, в период с июня 2021 года по октябрь 2021 года (до достижения 18 лет) препарат «Эврисди» (Рисдиплам) будет закуплен Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в т.ч. редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра», созданным в соответствии с Указом Президента РФ от 05.01.2021 года № 16. Аналогичные сведения содержались в ответе Министерства здравоохранения Республики Крым от 20.05.2021 года исх. №И-25/6530/2. Никаких дальнейших мер по обеспечению ФИО1 на постоянной основе лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) Министерства здравоохранения Республики Крым не предпринято. Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в т.ч. редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра» организует централизованное лекарственное обеспечение пациентов-детей за счет федерального бюджета. При этом Фонд не осуществляет обеспечение взрослых пациентов, достигших 18 лет. Кроме того, создание и существование Фонда не отменяет действующих норм законодательства, относящих полномочия по лекарственному обеспечению граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Истец полагает, что поскольку ФИО1 является ребенком-инвалидом, страдающим редким заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, а полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами таких лиц возложено на Министерство здравоохранения Республики Крым, просит обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии Протоколом заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан ГБУ ЗРК «Красногвардейская центральная районная больница» № 133 от 23 марта 2021 года.

Определением суда от 23.07.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, и Министерство финансов Республики Крым.

Истец ФИО2 и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по вышеуказанным основаниям. Пояснили, что ФИО1 с декабря 2020 года получала препарат «Эврисди» (Рисдиплам) по программе дорегистрационного доступа, предоставляемой компанией-производителем, далее препарат закупался Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в т.ч. редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра». На сегодняшний день, обеспечение лекарственным препаратом Фондом окончено, поскольку в октябре этого года ФИО1 исполнится 18 лет. Лечение нельзя прерывать, так как это может привести к негативным последствиям со стороны здоровья пациента. Препарат «Эврисди» (Рисдиплам) зарегистрирован на территории Российской Федерации. Однако, в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения не входит. На сегодняшний день имеются все необходимые документы, подтверждающие назначение ФИО1 препарата «Эврисди» (Рисдиплам) по жизненным показаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Согласно п. 33 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым, на Министерство здравоохранения Республики Крым возложены функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Крым. В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья предусмотрены статьей 82 указанного Закона. Заболевание ФИО1 – спинальная мышечная атрофия 2 типа, в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года № 403, не входит. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 220 редких (орфанных) заболеваний, включенных в перечень, размещенный на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации. Данный перечень является информационным, не имеет статуса юридического акта, формируется на основании статистических данных. Появление какого-либо заболевания в перечне на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации не имеет прямых юридических последствий. В то время как, для пациентов с болезнями из Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года № 403, обеспечение и специализированное питание гарантировано за счет средств субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день ФИО1 обеспечена препаратом на 3 месяца. В Протоколе консилиума врачей Обособленного структурного подразделения «Научно-исследовательский институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУВО «Российский национальный исследовательский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» № 166/1 от 07.09.2020 года отсутствует информация о том, что препарат подлежит применению на постоянной основе, ввиду чего необходимо получение актуальных сведений по вопросу наличия (отсутствия) показаний для обеспечения ФИО1 препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) на постоянной основе. Данный лекарственный препарат является очень дорогостоящим лекарственным препаратом, стоимость года лечения будет составлять около 19,0 млн. руб. При этом, за счет средств регионального бюджета Республики Крым обеспечиваются лица, страдающие орфанными заболеваниями, в число которых ФИО1 не входит. Расходы по реализации мер социальной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения в регионе планируются исходя из сложившейся потребности за предыдущие годы. При закупке лекарственных препаратов Министерство здравоохранения Республики Крым должно соблюдать требования Закона о бюджете Республики Крым на соответствующий год, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, лекарственный препарат не может быть закуплен немедленно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение Российской Федерацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, связанным с реализацией функций социального государства, не означает, что Российская Федерация тем самым перестает нести ответственность за состояние дел в соответствующей сфере. Напротив, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях указывает о том, что принятое по делу решение не затронет интересы Министерства финансов Республики Крым, поскольку оно не отвечает по обязательствам Министерства здравоохранения Республики Крым.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.

Судом установлено, истец ФИО2 является матерью несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.42-43).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является «ребенком-инвалидом», инвалидность установлена сроком до 17.10.2021 года, дата очередного освидетельствования 15.10.2021 года, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 № 2235241, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» (л.д.33-34).

В соответствии с протоколом консилиума врачей от 07.09.2020 № 166/1 Обособленного структурного подразделения «Научно-исследовательский институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» «О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, диагноз основной клинический: G12.1 Спинальбная мышечная атрофия 2 типа, аутосомно-рецессивный тип наследования; в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных неинвазивных препаратов для лечения данного заболевания, консилиум постановил: разрешить к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат «Рисдиплам» для оказания медицинской помощи пациенту ФИО1 по жизненным показаниям. Расчет количества препарата: вес 23 кг. Расчет препарата 5 мг в сутки ? 365 = 1825 мг в год/60. Количество упаковок препарата сроком на 1 год: 31 упаковка препарата (л.д.24-26).

Аналогичный вывод протокола консилиума врачей от 14.09.2020 года № 4 ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница» «О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза», в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных не инвазивных препаратов для лечения данного заболевания разрешено к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата «Рисдиплам» для оказания помощи пациенту ФИО2 Расчет количества препарата: из расчета 5 мг в сутки, 1 флакон (60 мг) на 12 дней, 31 флакон (упаковка) на 12 месяцев. Годовая потребность препарата «Рисдиплам», порошок во флаконе, 1 уп. - 1 флакон (60 мг) составляет 31 флакон (л.д.20-21).

Согласно протоколу заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан ГБУ ЗРК «Красногвардейская центральная районная больница» № 133 от 23 марта 2021 года, в связи с наличием прогрессирующего заболевания – СМА 2-го типа и грубыми деформациями позвоночника, абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных неинвазивных препаратов для лечения данного заболевания, ФИО1 назначен по жизненным показаниям лекарственный препарат, не входящий в стандарт оказания медицинской помощи и список ЖНВЛП, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.11.2020 года № 3073-р Рисдиплам (Эврисди) на постоянной основе. Расчет препарата 5 мг/в сутки = 1825 мг в год, 31 флакон (л.д.22-23).

Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Крым от 24.06.2021 года № И-25/6530/2, по заявке Минзрава РК № 01/725-01-09 на закупку лекарственных препаратов «Нусиненсер, р-р д/интратекального введения 2.4 мг/мл № 1», «Рисдиплам, порошок для приготовления раствора для приема внутрь 0,75 мг/мл, 2 г», предназначенных для обеспечения детей, страдающих спинальной мышечной атрофией из расчета годовой потребности (на 21 человека), в том числе для обеспечения ФИО1, лекарственный препарат «Рисдиплам, порошок для приготовления раствора для приема внутрь 0,75 мг/мл, 2 г» поступил на центральный аптечный склад ГУП РК «Крым-Фармация», в связи с чем подготовлен проект приказа о перераспределении препарата с центрального аптечного склада в медицинские организации (л.д.19).

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на 3 месяца обеспечена вышеуказанным препаратом Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в т.ч. редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра», созданным в соответствии с Указом Президента РФ от 05.01.2021 года № 16. Однако Фонд не осуществляет обеспечение взрослых пациентов, достигших 18 лет. Ребенку в этом году исполнится 18 лет.

Основные возражения Министерства здравоохранения Республики Крым сводятся к тому, что в Протоколах консилиума врачей не указано, что препарат подлежит применению на постоянной основе, ввиду чего необходимо получение актуальных сведений по вопросу наличия (отсутствия) показаний для обеспечения ФИО1 препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) на постоянной основе.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона 21.01.2011 года № 323-ФЗ от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В силу ст. 48 указанного Федерального закона, врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из заместителей. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ Федерального закона № 323-ФЗ, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также относится к полномочиям субъекта РФ.

Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ Федерального закона № 323-ФЗ, организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствие с ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 61-ФЗ).

На официальном сайте Министерства здравоохранения РФ размещен перечень орфанных (редких) заболеваний, который содержит информацию о 261 болезнях (URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048).

Согласно п. 180 Перечня к орфанным (редким) заболеваниям отнесено заболевание «другие спинальные мышечные атрофии и родственные синдромы», код по МКБ-10 G12.8.

Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ Федерального закона № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

При этом, в силу положений Федерального закона от 06.10.199 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, наделенным полномочиями по организации медицинской помощи на территории Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 149 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Республики Крым.

Согласно пункту 5 Положения к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Крым в числе прочих относится осуществление от имени Республики Крым управление и регулирование в сфере охраны здоровья; разработка и реализация социально-экономической и иной государственной политики в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования и др.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи. В разделе 5 названной программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно разделу 8 Программы, Территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Перечню 1 (Приложении № 1) к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств.

Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой, таким образом, ФИО1 имеет право получать лекарственное обеспечение по двум основаниям как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъекта РФ.

По состоянию на 01.08.2021 года лекарственный препарат «Эврисди» (Рисдиплам) зарегистрирован на территории Российской Федерации и включен в «Государственный реестр лекарственных средств», однако, в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р), обеспечение которыми относится к полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам РФ, осуществляемым в рамках государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии со ст. 4.1, ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ «О социальной помощи инвалидам», - не входит.

Учитывая наличие протокола консилиума врачей Обособленного структурного подразделения «Научно-исследовательский институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУВО «Российский национальный исследовательский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» № 166/1 от 07.09.2020 года, и протокола заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан ГБУ ЗРК «Красногвардейская центральная районная больница» № 133 от 23 марта 2021 года о применении ФИО1 такого лекарственного препарата, как «Эврисди» (Рисдиплам), суд находит, что у ФИО1 возникло право на получение указанного препарата по жизненным показаниям.

При этом, руководствуясь положениями постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 года, суд полагает необходимым отметить, что за детьми-инвалидами закреплено безусловное право на обеспечение всеми лекарственными препаратами бесплатно.

Исходя из наличия у ФИО1 показаний к применению лекарственного препарата «Эврисди» (Рисдиплам) не подлежащего замене при проведении лечения, и не включенного в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, суд приходит к выводу о том, что необеспечение ФИО1 указанным лекарственным препаратом ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку такой препарат назначен ФИО1 по жизненным показаниям.

Учитывая, что полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО2 о понуждении Министерства здравоохранения Республики Крым обеспечивать бесплатно в полном объеме по жизненным показаниям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам).

Руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ, и исходя из необходимости обеспечения ребенка жизненно необходимыми лекарственными препаратами, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может создать угрозу жизни ребенка, нуждающегося в получении жизненно необходимого лекарственного препарата.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу абзаца 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, как и иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом.

Истец ФИО2 просит взыскать с ответчика судебные расходы на представителя в размере 40 000 руб., в качестве доказательств понесенных расходов представила в материалы дела квитанцию № 542 от 15.07.2021 года об уплате указанной суммы, назначение платежа: оплата по договору на оказание юридических услуг по представлению интересов клиента в суде от 25.06.2021 года; договор на оказание юридических услуг от 25.06.2021 года (л.д.122-128).

Согласно указанному договору на оказание юридических услуг, в стоимость услуг представителя по договору входит подготовка процессуальных документов, в том числе искового заявления и представительство в суде первой инстанции.

Какие-либо процессуальные документы, кроме искового заявления, в ходе рассмотрения данного дела стороной истца в материалы дела не представлялись. Количество судебных заседаний с участием представителя истца составило: 1 (одно).

Представитель ответчика полагает чрезмерным заявленный размер судебных издержек на представителя, не соответствующим оказанному объему оказанных юридических услуг.

Учитывая баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, соотношение расходов с объемом защищенного права, фактический объем и характер услуг, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить к возмещению расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,-

решил :

    Исковые требования ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивать бесплатно ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Эврисди» (Рисдиплам) в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с Протоколом консилиума врачей Обособленного структурного подразделения «Научно-исследовательский институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ФГАОУВО «Российский национальный исследовательский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» № 166/1 от 07.09.2020 года, и Протоколом заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан ГБУ ЗРК «Красногвардейская центральная районная больница» № 133 от 23 марта 2021 года.

Решение подлежит немедленному исполнению. К действиям, связанным с немедленным исполнением, отнести, в том числе, организацию мероприятий по закупке лекарственного препарата в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 руб. (пятнадцать тысяч рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

           Судья                                                                                   Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 13.08.2021 года.

2-2068/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ибрагимова Зенуре Серверовна
Информация скрыта
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Крым
Другие
Министерство Финансов Республики Крым
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Федоренко Эвелина Робертовна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.07.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее