Дело № 2-4804(1)/2015
Решение
Именем Российской Федерации
14 августа 2015 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Шапина,
при секретаре Е.Ю. Сафьяновой,
с участием заинтересованного лица Аббасова М.М.о.
представителя Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области Писарева Д.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аббасова М.М.о. о признании незаконным распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения начальника УФМС России по Саратовской области о депортации за пределы Российской Федерации,
установил:
Аббасов М.М.о. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывании его на территории Российской Федерации, а также решения начальника УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации за пределы Российской Федерации. В обосновании требований указывает, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции России было вынесено распоряжение №, которым признано нежелательным пребывание на территории Российской Федерации его, Аббасова М.М.о. – гражданина <данные изъяты>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решением начальника УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено депортировать гражданина <данные изъяты> Аббасова М.М.о. за пределы территории Российской Федерации. По отбытию наказания в <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был доставлен в Энгельсский районный суд, где решением суда на основании распоряжения Минюста России, решения о депортации и заявления начальника УФМС России по Саратовской области был помещен в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по Саратовской области на срок до исполнения решения о депортации. При вынесении распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решения о депортации, решения о помещении в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, Минюст России, УФМС и суд исходили из наличия у Аббасова М.М.о. гражданства <данные изъяты> Однако на соответствующий запрос УФМС России по Саратовской области поступило сообщение из консульского отдела Посольства <адрес> в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установить принадлежность Аббасова М.М.о. к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным. При таких условиях имеются препятствия для исполнения решения о депортации Аббасова М.М.о., находящегося в настоящий момент в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности вынесенного распоряжения Минюста России и последующего за этим решения УФМС России по Саратовской области о депортации, а возникшая неопределенность в вопросе о принадлежности к гражданству влечет за собой неопределенность во времени нахождения в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан, поскольку депортация в таких условиях не может быть исполнена.
В судебном заседании Аббасов М.М.о. заявленные требования поддержал. При этом пояснил, что, находясь в исправительной колонии в ДД.ММ.ГГГГ, был ознакомлен под роспись с распоряжением Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано нежелательным пребывание его на территории Российской Федерации. Данное распоряжение не оспаривал, поскольку имел желание вернуться в <адрес>. Однако в сложившейся ситуации, когда принадлежность к гражданству <данные изъяты> не подтверждена, а иного гражданства не имеется, принял решение остаться в России, поскольку в городе <адрес> ему готовы предоставить жилую площадь и подать заявление о регистрации по месту пребывания. Кроме того, указывает, что при отсутствии гражданства какого-либо государства решение о депортации не исполнимо, поэтому, в целях исключения пребывания в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан в течение неопределенного времени требуется отменить акты, послужившие основанием для введения такого ограничения.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, меры, направленные на извещение представителя учреждения о времени и месте разбирательства дела путем почтового отправления, были предприняты, сведений о вручении почтового уведомления не имеется. С учетом предусмотренного законом срока рассмотрения настоящего дела суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя Министерства юстиции Российской Федерации.
Представитель УФМС России по Саратовской области Писарев Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными Аббасовым М.М.о. требованиями согласился. При этом пояснил, что в связи с отказом Посольства <данные изъяты> подтвердить гражданскую принадлежность Аббасова М.М.о., возникла неопределенность в вопросе о том, каким образом исполнять решение о его депортации. Данное обстоятельство влечет за собой неопределенность в сроках нахождения Аббасова М.М.о. в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан, что приведет к ущемлению его прав. Указанный вопрос может быть разрешен отменой распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области о депортации, поскольку в этом случае отпадут основания для нахождения Аббасова М.М.о. в специальном учреждении.
Заслушав Аббасова М.М.о., представителя УФМС России по Саратовской области, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и статьей 254 ГПК РФ, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного правления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Статьей 25.10 названного Закона предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Минюст России (на ДД.ММ.ГГГГ) входил в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 августа 2007 года № 171.
Судом установлено, что Аббасов М.М.о., уроженец <данные изъяты>, ранее осужденный <данные изъяты>
В период отбывания Аббасовым М.М.о. наказания в исправительной колонии в Министерство юстиции России было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Распоряжением Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ пребывание Аббасова М.М.о. на территории Российской Федерации признано нежелательным до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на него было возложено обязательство покинуть территорию Российской Федерации. С текстом данного распоряжения Аббасов М.М.о. был ознакомлен в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается собственноручно внесенной им подписью в указанный документ и им самим в судебном заседании не отрицалось. На основании распоряжения Минюста России начальником УФМС России по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о депортации Аббасова М.М.о. за пределы территории Российской Федерации.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, следует, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения обусловлены общественной безопасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Именно такие исключительные случаи предусмотрены Законом (№ 114-ФЗ), в соответствии с которым Минюстом России издано распоряжение.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя.
При этом судом принято во внимание, что Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в личную, семейную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками. В последнем случае вмешательство признавалось оправданным и с точки зрения интересов охраны здоровья.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого распоряжения Минюста России суд не усматривает, так как имелись достаточные основания для издания данного распоряжения, поскольку Аббасов М.М.о. прибыл на территорию Российской Федерации из <адрес> гражданства России не имел, то есть на момент принятия решения являлся иностранным гражданином либо лицом без гражданства, осужден за совершение в России тяжкого преступления против здоровья населения и общественной нравственности (при опасном рецидиве преступлений), что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных притуплений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313.
Учитывая взаимосвязанные положения национального законодательства и норм международного права, суд приходит к выводу о том, что с учетом баланса интересов иностранного гражданина и большинства населения Российской Федерации, Минюст России при подготовке решения о нежелательности пребывания (проживания) уполномочен защищать интересы большинства населения Российской Федерации.
Согласно сообщению из консульского отдела Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установить принадлежность Аббасова М.М.о. к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным, в связи с чем отказано в выдаче ему свидетельства о возвращении в <адрес>
Ходатайствуя об отмене распоряжения Минюста России, Аббасов М.М.о. полагает, что полученное сообщение из консульского отдела Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации об отказе в оформлении свидетельства о возвращении, влечет незаконность вынесенного Минюстом России распоряжения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации, поскольку данное распоряжение при таких условиях является невыполнимым. Таким образом, фактической причиной оспаривания Аббасовым М.М.о. распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области послужило выявленное обстоятельство, затрудняющее исполнение органами УФМС своего же решения о депортации в связи с изменением статуса иностранного гражданина на статус лица без гражданства.
Суд находит, что приведенные Аббасовым М.М.о. доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемых им распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области. Доводы заявителя фактически сводятся не к тому, что он не согласен с указанными актами государственных органов, а к тому, что возникли препятствия в их исполнении. То есть Аббасовым М.М.о. возможное нарушение его прав увязывается с исполнением актов, а не их вынесением.
Кроме того, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого преступления является основанием, препятствующим Аббасову М.М.о. в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Таким образом, отмена распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Аббасова М.М.о. повлечет за собой возникновение неопределенности в правовом положении последнего в связи с нахождением его на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявления Аббасова М.М.о. следует отказать.
Кроме того, в силу положений статьи 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как установлено в судебном заседании, с текстом распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Аббасов М.М.о. был ознакомлен в ДД.ММ.ГГГГ, что им не отрицается. Следовательно, при несогласии с данным распоряжением Аббасова М.М.о. вправе был его обжаловать в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, а также в вышестоящие органы управления данными учреждениями, суд, органы прокуратуры, государственной власти, органы местного самоуправления и т.д.
Для получения юридической помощи осужденному по его заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи (часть 4 статьи 89 УИК РФ).
Положения части 1 статьи 48 и части 2 статьи 53 ГПК РФ закрепляют процессуальные гарантии на судебную защиту, предоставляя гражданам право вести свои дела как лично, так и через представителей.
Таким образом, отбывание наказания в исправительном учреждении не ограничивает лицо в реализации его конституционного права на судебную защиту.
Указанные права Аббасов М.М.о. не реализовал, распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в предусмотренный законом срок не обжаловал.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, суду не представлено, а потому суд приходит к выводу, что настоящее заявление подано с нарушением установленного процессуальным законом срока, что также является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требования об отмене распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Руководствуясь требованиями статей 255, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: