Дело № 2-4804(1)/2015

Решение

Именем Российской Федерации

14 августа 2015 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи С.А. Шапина,

при секретаре Е.Ю. Сафьяновой,

с участием заинтересованного лица Аббасова М.М.о.

представителя Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области Писарева Д.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аббасова М.М.о. о признании незаконным распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения начальника УФМС России по Саратовской области о депортации за пределы Российской Федерации,

установил:

Аббасов М.М.о. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывании его на территории Российской Федерации, а также решения начальника УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации за пределы Российской Федерации. В обосновании требований указывает, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции России было вынесено распоряжение , которым признано нежелательным пребывание на территории Российской Федерации его, Аббасова М.М.о. – гражданина <данные изъяты>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решением начальника УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено депортировать гражданина <данные изъяты> Аббасова М.М.о. за пределы территории Российской Федерации. По отбытию наказания в <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был доставлен в Энгельсский районный суд, где решением суда на основании распоряжения Минюста России, решения о депортации и заявления начальника УФМС России по Саратовской области был помещен в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по Саратовской области на срок до исполнения решения о депортации. При вынесении распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решения о депортации, решения о помещении в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан, Минюст России, УФМС и суд исходили из наличия у Аббасова М.М.о. гражданства <данные изъяты> Однако на соответствующий запрос УФМС России по Саратовской области поступило сообщение из консульского отдела Посольства <адрес> в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установить принадлежность Аббасова М.М.о. к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным. При таких условиях имеются препятствия для исполнения решения о депортации Аббасова М.М.о., находящегося в настоящий момент в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности вынесенного распоряжения Минюста России и последующего за этим решения УФМС России по Саратовской области о депортации, а возникшая неопределенность в вопросе о принадлежности к гражданству влечет за собой неопределенность во времени нахождения в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан, поскольку депортация в таких условиях не может быть исполнена.

В судебном заседании Аббасов М.М.о. заявленные требования поддержал. При этом пояснил, что, находясь в исправительной колонии в ДД.ММ.ГГГГ, был ознакомлен под роспись с распоряжением Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано нежелательным пребывание его на территории Российской Федерации. Данное распоряжение не оспаривал, поскольку имел желание вернуться в <адрес>. Однако в сложившейся ситуации, когда принадлежность к гражданству <данные изъяты> не подтверждена, а иного гражданства не имеется, принял решение остаться в России, поскольку в городе <адрес> ему готовы предоставить жилую площадь и подать заявление о регистрации по месту пребывания. Кроме того, указывает, что при отсутствии гражданства какого-либо государства решение о депортации не исполнимо, поэтому, в целях исключения пребывания в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан в течение неопределенного времени требуется отменить акты, послужившие основанием для введения такого ограничения.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, меры, направленные на извещение представителя учреждения о времени и месте разбирательства дела путем почтового отправления, были предприняты, сведений о вручении почтового уведомления не имеется. С учетом предусмотренного законом срока рассмотрения настоящего дела суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя Министерства юстиции Российской Федерации.

Представитель УФМС России по Саратовской области Писарев Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными Аббасовым М.М.о. требованиями согласился. При этом пояснил, что в связи с отказом Посольства <данные изъяты> подтвердить гражданскую принадлежность Аббасова М.М.о., возникла неопределенность в вопросе о том, каким образом исполнять решение о его депортации. Данное обстоятельство влечет за собой неопределенность в сроках нахождения Аббасова М.М.о. в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан, что приведет к ущемлению его прав. Указанный вопрос может быть разрешен отменой распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области о депортации, поскольку в этом случае отпадут основания для нахождения Аббасова М.М.о. в специальном учреждении.

Заслушав Аббасова М.М.о., представителя УФМС России по Саратовской области, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и статьей 254 ГПК РФ, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного правления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Статьей 25.10 названного Закона предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Минюст России (на ДД.ММ.ГГГГ) входил в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 августа 2007 года № 171.

Судом установлено, что Аббасов М.М.о., уроженец <данные изъяты>, ранее осужденный <данные изъяты>

В период отбывания Аббасовым М.М.о. наказания в исправительной колонии в Министерство юстиции России было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Распоряжением Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ пребывание Аббасова М.М.о. на территории Российской Федерации признано нежелательным до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на него было возложено обязательство покинуть территорию Российской Федерации. С текстом данного распоряжения Аббасов М.М.о. был ознакомлен в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается собственноручно внесенной им подписью в указанный документ и им самим в судебном заседании не отрицалось. На основании распоряжения Минюста России начальником УФМС России по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о депортации Аббасова М.М.о. за пределы территории Российской Федерации.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, следует, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения обусловлены общественной безопасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Именно такие исключительные случаи предусмотрены Законом (№ 114-ФЗ), в соответствии с которым Минюстом России издано распоряжение.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя.

При этом судом принято во внимание, что Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в личную, семейную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками. В последнем случае вмешательство признавалось оправданным и с точки зрения интересов охраны здоровья.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого распоряжения Минюста России суд не усматривает, так как имелись достаточные основания для издания данного распоряжения, поскольку Аббасов М.М.о. прибыл на территорию Российской Федерации из <адрес> гражданства России не имел, то есть на момент принятия решения являлся иностранным гражданином либо лицом без гражданства, осужден за совершение в России тяжкого преступления против здоровья населения и общественной нравственности (при опасном рецидиве преступлений), что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных притуплений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313.

Учитывая взаимосвязанные положения национального законодательства и норм международного права, суд приходит к выводу о том, что с учетом баланса интересов иностранного гражданина и большинства населения Российской Федерации, Минюст России при подготовке решения о нежелательности пребывания (проживания) уполномочен защищать интересы большинства населения Российской Федерации.

Согласно сообщению из консульского отдела Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установить принадлежность Аббасова М.М.о. к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным, в связи с чем отказано в выдаче ему свидетельства о возвращении в <адрес>

Ходатайствуя об отмене распоряжения Минюста России, Аббасов М.М.о. полагает, что полученное сообщение из консульского отдела Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации об отказе в оформлении свидетельства о возвращении, влечет незаконность вынесенного Минюстом России распоряжения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации, поскольку данное распоряжение при таких условиях является невыполнимым. Таким образом, фактической причиной оспаривания Аббасовым М.М.о. распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области послужило выявленное обстоятельство, затрудняющее исполнение органами УФМС своего же решения о депортации в связи с изменением статуса иностранного гражданина на статус лица без гражданства.

Суд находит, что приведенные Аббасовым М.М.о. доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемых им распоряжения Минюста России и решения УФМС России по Саратовской области. Доводы заявителя фактически сводятся не к тому, что он не согласен с указанными актами государственных органов, а к тому, что возникли препятствия в их исполнении. То есть Аббасовым М.М.о. возможное нарушение его прав увязывается с исполнением актов, а не их вынесением.

Кроме того, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого преступления является основанием, препятствующим Аббасову М.М.о. в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Таким образом, отмена распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Аббасова М.М.о. повлечет за собой возникновение неопределенности в правовом положении последнего в связи с нахождением его на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявления Аббасова М.М.о. следует отказать.

Кроме того, в силу положений статьи 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как установлено в судебном заседании, с текстом распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Аббасов М.М.о. был ознакомлен в ДД.ММ.ГГГГ, что им не отрицается. Следовательно, при несогласии с данным распоряжением Аббасова М.М.о. вправе был его обжаловать в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, а также в вышестоящие органы управления данными учреждениями, суд, органы прокуратуры, государственной власти, органы местного самоуправления и т.д.

Для получения юридической помощи осужденному по его заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи (часть 4 статьи 89 УИК РФ).

Положения части 1 статьи 48 и части 2 статьи 53 ГПК РФ закрепляют процессуальные гарантии на судебную защиту, предоставляя гражданам право вести свои дела как лично, так и через представителей.

Таким образом, отбывание наказания в исправительном учреждении не ограничивает лицо в реализации его конституционного права на судебную защиту.

Указанные права Аббасов М.М.о. не реализовал, распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в предусмотренный законом срок не обжаловал.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, суду не представлено, а потому суд приходит к выводу, что настоящее заявление подано с нарушением установленного процессуальным законом срока, что также является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требования об отмене распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Руководствуясь требованиями статей 255, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-4804/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аббасов М.М.
Другие
Министерство юстиции РФ
Управление федеральной миграционной службы по Саратовской области
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2015Передача материалов судье
07.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2015Судебное заседание
19.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2015Дело оформлено
21.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее