Дело № 2а-160/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года г.Невельск
Невельский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего - судьи Плешевеня О.В.,
при секретаре - Кирьяновой А.А.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, возложении обязанности подготовить и внести предложения об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения,
У С Т А Н О В И Л:
01 февраля 2018 г. Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в Невельский городской суд к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, возложении обязанности подготовить и внести предложения об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, по следующим основаниям.
В ходе проведения Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа соблюдения требований федерального законодательства в отношении особо охраняемых природных территорий установлено, что на территории Невельского городского округа функционирует особо охраняемая природная территория регионального значения, - памятник природы «Мыс Кузнецова». Постановлением Правительства Сахалинской области от 08 мая 2015 г. № 151 утверждены границы данного памятника и режим особой охраны. Согласно сведений государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, размещенного на сайте министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, памятник природы «Мыс Кузнецова» создан в 1986 г., его площадь составляет 377 га, режим охранной зоны отсутствует. Из письма административного ответчика от 01 декабря 2017 г. следует, что причиной отсутствия охранной зоны является отсутствие обосновывающих материалов создания охранной зоны и установление ее границ и режимов. Вместе с тем, положениями части 10 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, части 1 статьи 52 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ установлены требования о создании охранных зон, в частности, памятников природы, - для предотвращения на них неблагоприятных антропогенных воздействий. В соответствии с пунктом 21 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Согласно пункта 1.1.4 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, данный орган исполнительной власти осуществляет организацию и функционирование особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. В связи с этим, делает вывод о том, что именно Министерство является органом исполнительной власти субъекта Сахалинской области, который обязан подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложение об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Мыс Кузнецова». Вместе с тем, на протяжении длительного времени административный ответчик не исполняет возложенные на него полномочия в части подготовки предложений об образовании охранной зоны в отношении указанного памятника природы, поскольку только в настоящее время прорабатывается вопрос о выделении средств из областного бюджета на данные цели. На основании изложенного, делает вывод о незаконном бездействии административного ответчика, которое нарушает права неопределенного круга лиц на владение информацией о режиме охраны и использовании указанного памятника. Со ссылкой на статью 3.1, пункт «е» статьи 5, часть 5 статьи 7 Закона Сахалинской области от 21 декабря 2006 г. № 121-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области», часть 2 статьи 10, пункт 6 части 2 статьи 30, часть 3 статьи 34 Устава Сахалинской области, статьи 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит суд: признать незаконным бездействие министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, - памятник природы «Мыс Кузнецова» и обязать его, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, - памятник природы «Мыс Кузнецова».
Определением Невельского городского суда от 28 февраля 2018 г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Губернатор Сахалинской области.
В судебное заседание по делу явился представитель Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Гдюль А.Н.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определяет рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Гдюль А.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Выслушав представителя административного истца, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 08 мая 2015 г. № 151 утверждены границы и режим особой охраны территории памятника природы регионального значения "Мыс Кузнецова", расположенного на территории муниципального образования "Невельский городской округ", площадью 377 га.
Распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 18 января 2017 г. № 19-р утвержден государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области по состоянию на 01 января 2017 г., в котором имеются кадастровые сведения в отношении указанного памятника природы, с отражением об отсутствии режима его охранной зоны.
Из информации министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 01 декабря 2017 г. в адрес Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора следует, что причиной отсутствия режима охранной зоны в отношении памятника природы регионального значения "Мыс Кузнецова" является отсутствие материалов, обосновывающих создание охранной зоны и установление ее границ и режима.
Согласно письма от 18 декабря 2017 г., административным ответчиком в адрес Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора сообщено о том, что в связи с отсутствием в настоящее время принятых решений о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области, денежные средства на проведение работ по их созданию в областном бюджете 2018 г. не предусмотрены.
В соответствии с отзывом на исковое заявление, министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области административные исковые требования не признало по тем основаниям, что в соответствии с положениями пункта 21 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138 охранная зона создается после обоснования необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, что выявляется в ходе комплексного экологического обследования (инвентаризации). С учетом изложенного, полагает административные исковые требования неподлежащими удовлетворению в связи с отсутствием с его стороны незаконного бездействия.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, - регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ.
Из преамбулы Закона следует, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частью 2 статьи 10 данного законодательного акта для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Аналогичные требования, об установлении охранной зоны особо охраняемых природных территорий установлены положениями части 1 статьи 52 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, включающего в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
В соответствии с пунктами 1 – 2 статьи 25, пунктом 3 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» под памятниками природы понимаются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии с пунктами 19, 21 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 и настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Согласно пункта 5 статьи 7 Закона Сахалинской области «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» от 21 декабря 2006 г. № 120-ЗО для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Принятие решений о создании охранных зон природных парков и памятников природы и об установлении их границ, а также утверждение положений, устанавливающих режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, осуществляется Губернатором Сахалинской области.
В соответствии с пунктами 1.1.4, 2.6 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области 17 февраля 2017 г. № 72, к его полномочиям отнесено: организация и функционирование особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения; организация и осуществление управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения; внесение на рассмотрение Губернатору Сахалинской области и Правительству Сахалинской области проектов законов и иных правовых актов Сахалинской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца о создании охранных зон памятников природы регионального значения в обязательном порядке, а также необходимости по принятию данных мер в виде подготовки и внесения Губернатору Сахалинской области соответствующих предложений административным ответчиком.
При этом суд признает несостоятельными доводы министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о необходимости комплексного экологического обследования (инвентаризации) особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Мыс Кузнецова», поскольку, как указано выше, вопросы по ее организации и функционированию отнесены к его полномочиям.
Кроме того, из указанного Постановления Правительства Сахалинской области от 08 мая 2015 г. № 151 следует о проведении инвентаризации данного памятника природы в 2013 г.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в частности, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, - памятник природы «Мыс Кузнецова» и возлагает на него обязанности подготовить и внести Губернатору Сахалинской области предложения об образовании охранной зоны указанного памятника природы.
В порядке части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом доводов об отсутствии финансирования на данные цели в текущем году, суд устанавливает срок для совершения административным ответчиком указанных действий, - в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, суд отказывает административному истцу в части установления шестимесячного срока исполнения решения суда.
Также суд возлагает на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении решения в Невельский городской суд и административному истцу, - по истечении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░