Решение по делу № 33-15415/2019 от 03.12.2019

Судья Попов С.Б. Дело № 33-15415/2019

№2-2194/2019

УИД: 52RS0009-01-2019-002524-13

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 24 декабря 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Крайневой Н.А.,

судей Цыгулева В.Т., Козлова О.А.,

при секретаре судебного заседания Казаковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Арзамаса Нижегородской области

на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2019 года по иску Добряева Н. С. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении предоставить жилое помещение,

заслушав доклад судьи Цыгулева В.Т.,

у с т а н о в и л а:

Добряев Н.С. обратился в суд с иском к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении предоставить жилое помещение, в соответствии с которым просит суд обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.), указав на то, что его мать Добряева Е.Б. решением Арзамасского городского суда от 26 июля 2007 года, вступившим в законную силу 13 августа 2007 года, лишена родительских прав, отцовство установлено не было. С 13 августа 2007 года до 05 декабря 2017 года истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области № 57 от 27 января 2014 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

    Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2019 года постановлено: исковые требования Добряева Никиты Сергеевича удовлетворить.

Обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области предоставить Добряеву Никите Сергеевичу жилое помещение на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, размером не менее 30 кв.м., на основании договора найма специализированного жилого помещения.

В апелляционной жалобе администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области просит решение суда отменить, указывая на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком, решением суда нарушены права детей-сирот, которые были поставлены на учет для получения жилья ранее истца. Суд не учел, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не является вопросом местного самоуправления. Администрация не имеет собственных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с бюджетным законодательством не вправе использовать иные субвенции на эти цели.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом с учетом положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что Добряев Н. С., [дата] года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать Д.Е.Б. лишена родительских прав решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от [дата], сведения об отце отсутствуют, что подтверждается: свидетельством о рождении и записью акта о рождении; решением Арзамасского городского суда от [дата].

Распоряжением администрации Арзамасского района от 20 сентября 2004 года № 920-р Добряев Н.С. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, направлен в детское государственное учреждение.

Распоряжением главы местного самоуправления Арзамасского района от 01 марта 2007 года № 74-р Добряев Н.С. с 01 марта 2007 года передан в приемную семью Афониных по адресу: [адрес].

Согласно акту обследования от 28 января 2009 года за Добряевым Н.С. закреплено жилье по адресу: [адрес], данный дом для проживания ребенка не пригоден.

В соответствии с выпиской из домовой книги № 3 от 29 января 2009 года в жилом помещении по указанному адресу записаны Д.Е.Б., Д.К.С., Добряев Н.С., площадь 30 кв.м.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 6 от 01 марта 2012 года на основании акта № 6 от 01 марта 2012 года жилой дом по адресу: [адрес], признан непригодным для проживания.

На основании заявления приемного родителя А.И.Б. от 23 января 2009 года распоряжением главы местного самоуправления Арзамасского района от 03 февраля 2009 года № 13-р Добряев Н.С. поставлен в льготную очередь на получение жилья по договору социального найма.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области № 57 от 27 января 2014 года в соответствии с распоряжением главы местного самоуправления Арзамасского района от 03февраля 2009 года № 13-р истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области, что также подтверждается соответствующим списком.

Сведений о том, что Добряев Н.С. является собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в материалах дела не имеется.

[дата] Добряеву Н.С. исполнилось 18 лет.

До настоящего времени жилое помещение по договору специализированного жилого найма Добряеву Н.С. не предоставлено.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что Добряев Н.С. относится к числу детей-сирот, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении правовых норм регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правильными.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
    Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

    В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона.

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку Добряев Н.С. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно пришел к выводу о том, что данное лицо имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия отклоняет довод ответчика о том, что предоставление истицу жилого помещения в первоочередном порядке приведет к ущемлению прав иных граждан состоящих в очереди на получение жилья.

Ни статья 8 Закона, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Закона, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются Законом Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области".

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно п. 1.2 указанного Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем, предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

Предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот (п. 1.4 Положения).

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В связи с изложенным судебной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Кроме того, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Положения указанных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований Добряева Н.С. об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы администрации г. Арзамас об отсутствии финансирования, а также о планирование бюджета на год, являются несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не подлежит.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Арзамаса Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-15415/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Добряев Н.С.
Ответчики
администрация Арзамасского района
Другие
Министерство социальной политики Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Цыгулев Валерий Терентьевич
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
09.12.2019[Гр.] Передача дела судье
24.12.2019[Гр.] Судебное заседание
27.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее