Дело № 2-1552/2018 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2018 года Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Тарасовой И.Г.,
при секретаре Верещак А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании суда
гражданское дело по иску Морозова Геннадия Федоровича к администрации города Пензы о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Морозов Г.Ф. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что на основании постановления Главы города Пензы от 05.05.2000 № 891 «Об утверждении материалов ускоренной инвентаризации земель в кадастровом квартале номер № с целью уточнения налогооблагаемой базы» были утверждены материалы ускоренной инвентаризации земель в кадастровом квартале №, в том числе согласно п. 2.124 постановления и в отношении земельного участка ФИО4 площадью 568 кв.м. (кадастровый номер ранее №, в настоящее время согласно сведениям ЕГРН кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2.124 данного постановления ФИО4 определен в качестве землепользователя вышеуказанного земельного участка без указания вида права на данный объект недвижимости.
Согласно данным раздела №3 «Прописка» карточки на основное строение (план технической инвентаризации домовладений) от 6.03.1952 (с дополнениями от 29.04.1966) владельцем жилого дома на вышеуказанном земельном участке площадью 568 кв.м., а также лицом, зарегистрированным по данному месту жительства, является ФИО4, дата рождения.
Помимо данного лица в указанном домовладении были зарегистрированы сыновья ФИО4: Морозов Г.Ф. (дата рождения) и ФИО5 (дата рождения).
Первоначальный собственник земельного участка кадастровый номер № ФИО4 умер.
Он, Морозов Г.Ф., и ФИО5 приняли наследство от умершего отца в виде жилого дома на земельном участке кадастровый номер № и самого земельного участка путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, а именно: вступили во владение земельным участком и домом, принимали меры по сохранению наследственного имущества в виде периодического ремонта дома, поддержания его и участка в исправном состоянии, производили за свой счет расходы на содержание наследственного имущества (в том числе оплату земельного налога), фактически проживали в данном доме, на данном земельном участке.
ФИО5 умер 27.10.2017.
На данный момент единственным наследником, принявшим имущество от ФИО4, является он, Морозов Г.Ф.
Земельный участок кадастровый номер № (<адрес>) был предоставлен ФИО4 на основании постановления Главы города Пензы от 05.05.2000 года № 891 без указания вида права до введения в действие Земельного кодекса РФ (№136-Ф3 от 25.10.2001), что свидетельствует о предоставлении ему данного участка на праве собственности.
Дополнительным подтверждением нахождения земельного участка № (<адрес>) в собственности ФИО4 (в дальнейшем - его наследников) является начисление и оплата (в том числе и его наследниками) налоговых обязательств в отношении указанного участка.
Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Начисление земельного налога на имя ФИО4 за земельный участок кадастровый номер № (<адрес>) и его последующая оплата наследниками данного лица является доказательством наличия права собственности у ФИО4 (с переходом данного права в порядке наследования наследникам).
В связи с начислением земельного налога за земельный участок кадастровый номер № (<адрес>) на имя ФИО4 и его оплатой по настоящее время единственным наследником, а именно им, Морозовым Г.Ф., свидетельствует о фактическом предоставлении на праве собственности указанного участка ФИО4 и переходу данного права в порядке наследования к Морозову Г.Ф.
На основании изложенного, просил признать за ним, Морозовым Г.Ф., право собственности на земельный участок, кадастровый номер №, площадью 568 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Морозов Г.Ф. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Морозова Г.Ф. - Щепетихин В.Н., действующий на основании доверенности (в деле), требования своего доверителя поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Пензы и третьего лица Управления муниципального имущества администрации г. Пензы - Николаева Т.Г., действующая на основании доверенностей (в деле), в судебном заседании иск Морозова Г.Ф. не признала, представлен письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, участвующих по делу, изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно абз.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п.1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что постановлением Главы города Пензы от 05.05.2000 № 891 «Об утверждении материалов ускоренной инвентаризации земель в кадастровом квартале номер № с целью уточнения налогооблагаемой базы» были утверждены материалы ускоренной инвентаризации земель в кадастровом квартале №, в том числе согласно п. 2.124 постановления и в отношении земельного участка ФИО4 площадью 568 кв.м. (кадастровый номер ранее №, в настоящее время согласно сведениям ЕГРН кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2.124 данного постановления ФИО4 определен в качестве землепользователя вышеуказанного земельного участка без указания вида права на данный объект недвижимости.
Из технического паспорта на домостроение, расположенного по адресу: <адрес> от 06.03.1958 усматривается, что владельцем жилого дома указан ФИО4, основное назначение строения - жилое, год постройки 1958.
Согласно выписке из домовой книги, а именно раздела «Прописка» видно, что в домовладении расположенном по адресу: <адрес> были зарегистрированы: ФИО4, дата рождения, Морозов Г.Ф., дата рождения (зарегистрирован по настоящее время), ФИО5 дата рождения.
ФИО4 умер 22.06.1999, что подтверждается свидетельством о смерти от 29.04.2015г. II-ИЗ№ 568204.
Наследниками ФИО4, принявшими наследство после его смерти были сыновья: ФИО5, дата рождения и Морозов Г.Ф., дата рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении.
ФИО5 умер 27.10.2017, что подтверждается свидетельством о смерти 11-ИЗ № 620651 от 30.10.2017.
В настоящее время единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО4, является Морозов Г.Ф.
Иных наследников не установлено.
Из объяснений в судебном заседании представителя истца следует, что Морозов Г.Ф. и ФИО5 приняли наследство от умершего отца в виде жилого дома на земельном участке кадастровый номер № и самого земельного участка путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, а именно: вступили во владение земельным участком и домом, принимали меры по сохранению наследственного имущества в виде периодического ремонта дома, поддержания его и участка в исправном состоянии, производили за свой счет расходы на содержание наследственного имущества (в том числе оплату земельного налога), фактически проживали в данном доме, на данном земельном участке.
Данные доводы стороны истца ответчиком не оспаривались.
Из материалов дела также усматривается, что земельный участок площадью 568 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №58:29:2014015:75, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.03.2015.
На основании п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.06.2006) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2006 № 93-ФЗ) если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст.1 Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (действовал до 1.01.2006 на основании ФЗ от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ) использование земли в РСФСР является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
На основании ст.3,7 вышеуказанного закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственником земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организацией, учреждений и граждан, имеющих в собственности земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Согласно положениям ст.15 вышеуказанного закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Аналогичные нормы содержатся и в налоговом законодательстве РФ после фактической отмены Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате на землю»).
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права и материалов дела, суд приходит к выводу, что право собственности ФИО4, а впоследствии и его правопреемников на указанный выше объект недвижимости было подтверждено постановлением Главы города Пензы от 5.05.2000 № 891 без указания вида права до введения в действие Земельного кодекса РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001), что свидетельствует о предоставлении данного участка на праве собственности.
Кроме того, подтверждением нахождения данного земельного участка в собственности как ФИО4, так и в дальнейшем его наследником, является начисление и оплата налоговых обязательств, что следует из чеков-ордеров об уплате налога, налоговых уведомлений на уплату земельного налога на имя ФИО4 №49756 за 2010, №15112 за 2009, требованием №27567 на имя ФИО4, извещениями на оплату земельного налога на имя ФИО4 и др.
При этом, ссылку представителя администрации г.Пензы о том, что действующее земельное законодательство РФ на момент обращения истца с данным иском не предусматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а указанные истцом в исковом заявлении нормативные акты на момент обращения в суд были отменены и не действуют, суд не может принять во внимание и соглашается с доводами истца о применении вышеуказанных норм закона, действовавших на момент возникновения правоотношений.
Таким образом, оценив все доказательства в совокупности по правилам положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Морозова Г.Ф. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ 568 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.08.2018.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.