Решение
Именем Российской Федерации
24.09.2014 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Игнатьевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
представителя ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Фениной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лысогорского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о возложении обязанности организовать работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог,
установил:
прокурор Лысогорского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о понуждении к совершению действий, указав, что Прокуратурой района 03.09.2014 года совместно с первым заместителем главы администрации Лысогорского MP, инспектором дорожно-патрульной службы ОГИБДД МО МВД России «Калининский» Саратовской области, инженером-механиком ООО «Межрегиональное производственное предприятие «Строитель», начальником отдела по развитию инфраструктуры администрации Лысогорского MP, проведен осмотр дорожных условий и соответствия требованиям государственных стандартов дорожного покрытия на территории Лысогорского муниципального района Саратовской области. Непосредственным объектом проверки являлась автомобильная дорога р.п. Лысые Горы - с. Чадаевка. В ходе проведенного осмотра выявлены нарушения законодательства на следующих участках автомобильной дороги р.п. Лысые Горы - с. Чадаевка, общей протяженностью 18 км. Так, на 3,05 км отсутствует дорожный знак 1.14 «Крутой подъем»; на 3,3 км отсутствует дорожный знак 1.13 «Крутой спуск»; на 3,4 км разрушено асфальто - бетонное покрытие (ширина 4,1 м, длина 7,9 м); на участке автодороги 3,5 - 3,9 км разрушено асфальто - бетонное покрытие, колейность проезжей части (глубиной до 0,25 м); на участке автодороги 3,9 - 4,9 км разрушено асфальто-бетонное покрытие, выбоины (глубиной до 0,2 м); на 4,4 км необходимо произвести отсыпку обочины; на участке автодороги 4,9 - 7,7 км имеются многочисленные выбоины; на участке автодороги 7,7 - 9,1 км асфальто-бетонное покрытие разрушено, имеются выбоины (глубиной до 0,3 м); на участке автодороги 9,1 - 9,6 км асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги разрушено; на 9,6 км разрушена водопропускная труба, отсутствуют сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги 9,6 - 9,9 км разрушено асфальто-бетонное покрытие, имеются выбоины (глубиной до 0,3 м); на 9,9 км отсутствуют сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги 9,9 - 11,3 км отсутствует асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги, необходимо произвести отсыпку обочины; на участке автодороги 11,5 - 15 км отсутствует асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги, имеется колейность проезжей части; на 14,3 км отсутствует дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева»; на 14,5 км отсутствует дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа»; на 15 км отсутствует дорожный знак 1.14 «Крутой подъем». 23.12.2013 года комитет дорожного хозяйства Саратовской области - государственный заказчик и ООО «Регион» - подрядчик заключили государственный контракт №0160200006213000042-0447367-02, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в том числе в Лысогорском районе Саратовской области. В соответствии с п.п.2.1-2.3.1 данного государственного контракта управление контрактом от имени и по поручению государственного заказчика осуществляет казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог». Интересы подрядчика по контракту представляет генеральный директор ООО «Регион». Подрядчик при исполнении контракта может привлечь субподрядные организации. Подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного разрешения государственного заказчика. Постановлением Правительства Саратовской области №179-П от 27.03.2014 года «Вопросы Правительства Саратовской области» комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области реорганизованы путем их слияния в министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. 31.12.2013 года между ООО «Регион» и ООО «Межрегиональное производственное предприятие «Строитель» заключен договор субподряда №2- 2, согласно которому ООО «МПП «Строитель» принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в том числе автомобильной дороги р.п.Лысые Горы - с.Чадаевка. В нарушение требований норм действующего законодательства, ответчик не осуществляет содержание и ремонт указанных выше участков автодорог Лысогорского района, не создает благоприятные условия для быта населения. Просит суд обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в срок до 01.08.2015 года организовать работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги р.п.Лысые Горы - с.Чадаевка, а именно привести в соответствие с Государственным стандартом РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в том числе: на 3,05 км, на 15 км установить дорожный знак 1.14 «Крутой подъем»; на 3,3 км установить дорожный знак 1.13 «Крутой спуск»; на 3,4 км, на участках автодороги с 3,5 км по 4,9 км, с 7,7 км по 11,3 км, с 11,5 км по 15 км восстановить асфальто-бетонное покрытие; на 4,4 км произвести отсыпку обочины; на участке автодороги с 4,9 км по 7,7 км произвести ямочный ремонт проезжей части; на 9,6 км произвести ремонт водопропускной трубы, установить сигнальные столбики на обочине дороги; на 9,9 км установить сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги с 9,9 км по 11,3 км произвести отсыпку обочины; на 14,3 км установить дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева»; на 14,5 км установить дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа».
Прокурор Лысогорского района Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении уточнил исковые требования, просит суд обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в срок до 01.08.2015 года организовать работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги р.п.Лысые Горы - с.Чадаевка, а именно привести в соответствие с Государственным стандартом РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в том числе: на 3,05 км, на 15 км установить дорожный знак 1.14 «Крутой подъем»; на 3,3 км установить дорожный знак 1.13 «Крутой спуск»; на 3,4 км, на участках автодороги с 3,5 км по 4,9 км, с 7,7 км по 11,3 км, с 11,5 км по 15 км восстановить асфальто-бетонное покрытие, путем проведения ямочного ремонта; на 4,4 км произвести отсыпку обочины; на участке автодороги с 4,9 км по 7,7 км произвести ямочный ремонт проезжей части; на 9,6 км произвести ремонт водопропускной трубы, установить сигнальные столбики на обочине дороги; на 9,9 км установить сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги с 9,9 км по 11,3 км произвести отсыпку обочины; на 14,3 км установить дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева»; на 14,5 км установить дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа».
Представитель прокурора Лысогорского района Саратовской области по доверенности - помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Фенина Л.А. иск не признала. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 г. № 246 -П, министерство является органом исполнительной власти. Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Одна из основных задач министерства - обеспечение проведение торгов, заключение контрактов на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог, контроль за их выполнением и приемка. К функциям министерства относятся: обеспечение размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд области; осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по дорожному комплексу области при разработке проекта областного бюджета области на очередной финансовый год. Министр, а также другие должностные лица министерства несут персональную ответственность за целевое использование выделенных в распоряжение министерства бюджетных средств. 23.12.2013 года министерством были заключен государственный контракт № 0160200006213000042-0447367-02 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в Екатериновском, калининском, Лысогорском и Турковском районах Саратовской области. Срок действия контракта до 31.12.2016 года. На основании вышеуказанного контракта, подрядчик ООО «Регион», принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог согласно перечню, а заказчик - министерство берет на себя обязательства обеспечить приемку работ и оплатить их. Таким образом, заключив государственный контракт, министерство исполнило возложенные на него функции. На содержание автомобильных дорог регионального значения области в текущем году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1665,7 млн. руб., что составляет 17% от нормативной потребности. На капитальный ремонт и ремонт региональных дорог области в 2014 году средства областным бюджетом не предусмотрены. В состав работ по содержанию в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160, входят «по дорожным одеждам: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и др. дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов». В соответствии со ст. 12 п. 1 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Для поддержания движения на автомобильных дорогах регионального значения Лысогорского района в 2014 году выполнялись и выполняются работы по содержанию в соответствии с государственным контрактом и с выделенными лимитами бюджетных обязательств. Таким образом, для проведения ремонта на спорном участке дороги министерству необходимо разместить государственный заказ на выполнение работы по ремонту. Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ можно заключать и оплачивать государственные контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Согласно ст. 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятые бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем году. Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год» на ремонт указанного участка дороги финансирование не предусмотрено, соответственно и заключить государственный контракт на выполнение ремонта спорного участка дороги не предоставляется возможным.
Представители третьих лиц ООО «Межрегиональное производственное предприятие «Строитель», ООО «Регион», Казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог», министерства финансов Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 года № 179-П «Вопросы Правительства Саратовской области» комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области реорганизованы путем их слияния в министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. В составе Правительства Саратовской области учреждена должность министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
В соответствии с Положением о министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 года № 246-П «Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим Положение.
Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с Законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Министерство является правопреемником комитета транспорта Саратовской области и комитета дорожного хозяйства Саратовской области.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями.
Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета
В силу п. 9 данного Положения основными задачами министерства являются: разработка и осуществление мероприятий в транспортном комплексе области, направленных на удовлетворение нужд области, населения и экономики в качественных и безопасных перевозках грузов и пассажиров; организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; взаимодействие с Министерством транспорта Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории Российской Федерации; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного и дорожного комплексов области; обеспечение эффективного управления государственной собственностью области в транспортном и дорожном комплексах области; содействие повышению эффективности работы организаций и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг; обеспечение в пределах своей компетенции интересов области при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства; участие в разработке и реализации государственных программ развития транспортного и дорожного комплексов области; осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области; содействие проведению экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки транспортного и дорожного комплексов области; реализация единой экономической, финансовой, научно-технической, инвестиционной и социальной политики на транспорте и в дорожной отрасли; обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; в пределах своей компетенции организация решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на межмуниципальном, региональном уровнях и в подведомственных организациях; обеспечение согласованной деятельности подведомственных организаций по обеспечению мобилизационной готовности специальных подразделений транспорта области; организация и проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение требований действующего законодательства по обеспечению сохранности этих сведений; обеспечение исполнения федеральных законов, нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также защиты информации; организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве и в подведомственных организациях; обеспечение проведения подведомственными организациями мероприятий по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке, а также осуществления методического обеспечения этих мероприятий; оказание методической, консультационной и организационной помощи органам местного самоуправления и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Министерства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; осуществление закупок товаров, работ, услуг для эксплуатации и развития автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка; участие при реализации на территории области инвестиционных проектов, имеющих региональное значение; противодействие коррупции в пределах своей компетенции.
Основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются в том числе: осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию, ремонту и капитальному ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Саратовской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог; оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области на основании заключаемых договоров о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области; осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области; участие в разработке и реализации стратегических направлений, концепций, государственных программ Саратовской области, инвестиционных и инновационных программ развития транспортного и дорожного комплексов области; осуществление мониторинга соблюдения правил по охране автомобильных дорог и сооружений на них и порядка их использования; осуществление в пределах своей компетенции учета имущества (зданий, сооружений, оборудования, техники, транспорта и т.п.), используемого для эксплуатации и развития автомобильных дорог; проведение комплексного анализа и определение тенденции развития дорожного комплекса области, проведение обоснований и расчетов по объемам финансирования; утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов; разработка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов, определяющих функционирование транспортного и дорожного комплексов области, в установленном порядке принятие участия в их рассмотрении; внесение в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти предложений по вопросам, относящимся к транспортному и дорожному комплексам области, участие в установленном порядке в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы транспортного и дорожного комплексов области, в органах законодательной и исполнительной власти Саратовской области; осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по транспортному и дорожному комплексам области при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период; участие в установленном порядке в обеспечении финансирования организаций транспортного комплекса области; обеспечение проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий транспортного комплекса области, участие в подготовке и реализации мер по обеспечению их финансовой устойчивости и предупреждению банкротства; анализ, обоснование и определение потребности в финансовых средствах, в материальных и трудовых ресурсах по реализации государственных программ, связанных с деятельностью транспортного и дорожного комплексов области; рассмотрение заявлений, предложений и жалоб юридических лиц и граждан по вопросам функционирования транспортного и дорожного комплексов (п. 10 Положения).
В силу п. 11 Положения, Министерство для обеспечения выполнения вышеуказанных задач имеет право: вносить в установленном порядке в Правительство области предложения по вопросам совершенствования работы транспортного и дорожного комплексов; запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных организаций, органов исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных контрактов (договоров); привлекать в установленном порядке для решения отдельных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и учебные институты, предприятия, объединения, учреждения и другие организации на контрактной (договорной) основе; созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; принимать в установленном порядке участие в разработке мероприятий, планов социально-экономического развития и государственных программ по курируемым отраслям.
Из указанных выше норм права следует, что ответчик является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что автодорога р.п. Лысые горы – с. Чадаевка относится к дорогам регионального значения.
Так же в судебном заседании установлено, что 23.12.2013 года комитетом дорожного хозяйства Саратовской области были заключен государственный контракт № 0160200006213000042-0447367-02 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в Екатериновском, Калининском, Лысогорском и Турковском районах Саратовской области. Срок действия контракта до 31.12.2016 года (л.д. 12-20).
В судебном заседании установлено, что на автодороге р.п. Лысые горы – с. Чадаевка на 3,05 км отсутствует дорожный знак 1.14 «Крутой подъем»; на 3,3 км отсутствует дорожный знак 1.13 «Крутой спуск»; на 3,4 км разрушено асфальто - бетонное покрытие (ширина 4,1 м, длина 7,9 м); на участке автодороги 3,5 - 3,9 км разрушено асфальто - бетонное покрытие, колейность проезжей части (глубиной до 0,25 м); на участке автодороги 3,9 - 4,9 км разрушено асфальто-бетонное покрытие, выбоины (глубиной до 0,2 м); на 4,4 км необходимо произвести отсыпку обочины; на участке автодороги 4,9 - 7,7 км имеются многочисленные выбоины; на участке автодороги 7,7 - 9,1 км асфальто-бетонное покрытие разрушено, имеются выбоины (глубиной до 0,3 м); на участке автодороги 9,1 - 9,6 км асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги разрушено; на 9,6 км разрушена водопропускная труба, отсутствуют сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги 9,6 - 9,9 км разрушено асфальто-бетонное покрытие, имеются выбоины (глубиной до 0,3 м); на 9,9 км отсутствуют сигнальные столбики на обочине дороги; на участке автодороги 9,9 - 11,3 км отсутствует асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги, необходимо произвести отсыпку обочины; на участке автодороги 11,5 - 15 км отсутствует асфальто-бетонное покрытие на всей проезжей части дороги, имеется колейность проезжей части; на 14,3 км отсутствует дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги слева»; на 14,5 км отсутствует дорожный знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа»; на 15 км отсутствует дорожный знак 1.14 «Крутой подъем», что подтверждается письменным обращением жителей сел Бутырки, Чадаевка, деревни Новые Пески от 07.08.2014 года (л.д. 9-10), актом обследования автомобильной дороги «р.п. Лысые Горы – с. Чадаевка» от 03.09.2014 года (л.д. 11).
Государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Как указано в разделе 1 ГОСТ Р 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Данные требования распространяются с 1 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в введении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия в группе «А» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 0,3 (1,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 5 суток; в группе «Б» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 1,5 (3,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 7 суток; в группе «В» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 2,5 (7,0) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 10 суток. Указанные в скобках значения повреждений приведены для весеннего периода.
В соответствии с п. 3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что указанная данная автодорога нуждается в ремонте и установлении дорожных знаков, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСТа.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог, ремонт автодорог, содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (п.1). Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика организовать работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги «р.п. Лысые Горы – с. Чаадаевка»
Ссылку представителя ответчика на отсутствие финансирования ремонта указанного выше участка дороги, суд признает несостоятельной, поскольку, данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от осуществления возложенных на него обязанностей строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что именно ответчик в пределах выделенных бюджетных средств определяет, какие конкретно автодороги необходимо ремонтировать, и выходит с соответствующим предложением.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.08.2015 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░░░░░ ░░░░ - ░.░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░: ░░ 3,05 ░░, ░░ 15 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.14 «░░░░░░ ░░░░░░»; ░░ 3,3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.13 «░░░░░░ ░░░░░»; ░░ 3,4 ░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 3,5 ░░ ░░ 4,9 ░░, ░ 7,7 ░░ ░░ 11,3 ░░, ░ 11,5 ░░ ░░ 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░ 4,4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 4,9 ░░ ░░ 7,7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░; ░░ 9,6 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░ 9,9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 9,9 ░░ ░░ 11,3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░ 14,3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.3.3 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░»; ░░ 14,5 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.3.2 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░