№ 3а-31/2020 (...)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2020 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Галашевой И.Н.,
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» (далее – АО «АЭМ-технологии») в лице Филиала АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г.Петрозаводске об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
АО «АЭМ-технологии»в лице Филиала АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г.Петрозаводскеобратилось в суд с административным иском
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»по Республике Карелия» (далее – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по Республике Карелия) об установлении кадастровой стоимости земельных участковс кадастровыми номерами (...), (...), (...), расположенными по адресу: (...), равной их рыночной стоимости в размере3935 000 руб.,3690 000 руб. и 4299 000 руб. соответственно по состоянию на 31 мая 2018 года.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение земельного налога, исчисляемого от размера кадастровой стоимости земельных участков.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – ГБУ РК «Центр ГКО»), в качестве заинтересованного лица администрация Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании представитель административного истца Терентьева О.Л.административный иск поддержала.
Представитель административного ответчикаГБУ РК «Центр ГКО» Зайцева Е.В. возражений против иска не представила.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелияв отзыве на иск возражений по иску не высказал, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия и Правительство Республики Карелия в отзывах на иск указали, что являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу; просят в иске к ним отказать; ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Заинтересованное лицо Администрация Петрозаводского городского округа оставило разрешение спора на усмотрение суда; просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоАО «АЭМ-технологии» является собственником земельных участковс кадастровыми номерами (...), (...), (...), площадью (...) кв.м., (...) кв.м. и (...) кв.м. соответственно, расположенных по адресу: (...), категория земель: земли населенных пунктов, видразрешенного использования: административные здания предприятий, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 20 декабря 2019 года.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) размере 14960 211 руб. 51 коп., земельного участка с кадастровым номером (...) размере 14404 978 руб. 01 коп. иземельного участка с кадастровым номером (...) в размере 16030 701 руб. 71 коп.по состоянию на 31 мая 2018 года; данная кадастровая стоимостьземельных участков на момент рассмотрения дела судом являются актуальными.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 года № 221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия».
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 388, статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности, не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился в суд 12 декабря 2019 года с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной или иной стоимости оценки, указанная в отчетах, составленных по снованиям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет
от 21 ноября 2019 года№ 19841, выполненный ООО «(...)», согласно которому рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности АО «АЭМ-технологии», расположенных по адресу: (...), по состоянию на 31 мая 2018 года определена в следующих размерах:
- с кадастровым номером (...) –3935 000 руб.;
- с кадастровым номером (...) –3 690.000 руб.;
- с кадастровым номером (...) –4 299.000 руб.
В данном отчете оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки. В отчете содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объектов оценки. Источники информации указаны.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые бы ставили под сомнение выводы отчета, оценщиком не допущено.
Анализ отчета позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в них сведений.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц возражений в отношении отчета не представлено, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, а также частью 4 статьи 7, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку Правительство Республики Карелия,ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Республике Карелияне являются государственными органами, утвердившими результаты определения кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, и не принимали участие в проведении государственной кадастровой оценки, в результате которой была определена кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец, они являются ненадлежащими ответчиками, в связи с чем заявленные к ним исковые требованияудовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года№ 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, то есть в размере 2000 рублей, а административным истцом уплачена государственная пошлина платежными поручениями (...) № (...), № (...) и № (...) в размере по 6000 рублей в отношении каждого из земельных участков, следовательно, заявитель имеет право на возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины в общей сумме 12000 рублей в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ–технологии» удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 31 мая 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), площадью (...) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные здания предприятий, в размере его рыночной стоимости, равной 3935 000 (три миллиона девятьсот тридцать пять тысяч) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить по состоянию на 31 мая 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), площадью (...) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные здания предприятий, в размере его рыночной стоимости, равной 3690 000 (три миллиона шестьсот девяносто тысяч) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить по состоянию на 31 мая 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), площадью (...) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные здания предприятий, в размере его рыночной стоимости, равной 4299 000 (четыре миллиона двести девяносто девять тысяч) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 декабря 2019 года.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Правительству Республики Карелия отказать.
Возвратить Филиалу АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г.Петрозаводске из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежным поручениям от (...) № (...), № (...), № (...) в размере по 4000 (четыре тысячи) рублей, всего 12000 (двенадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Галашева
(...)
(...)