Решение по делу № 2а-37/2021 от 25.12.2020

дело № 2а-37/2021

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2021 года                         с. Пировское

Пировский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,

с участием заместителя прокурора Пировского района Красноярского края Варламовой Т.В.,

при секретаре Мухаметзяновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пировского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пировского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, с учетом уточнения исковых требований, к администрации Пировского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по принятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировский муниципальный округ; возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пировского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрациями Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельсоветов, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда на территории указанных выше муниципальных образований. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировский муниципальный округ создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса РФ. Нарушения до настоящего времени не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ административные ответчики в лице администрации Бушуйского сельсовета Пировского района, администрации Икшурминского сельсовета Пировского района, администрации Кетского сельсовета Пировского района, администрации Комаровского сельсовета Пировского района, администрации Чайдинского сельсовета Пировского района, администрации Солоухинского сельсовета Пировского района, администрации Троицкого сельсовета Пировского района заменены на административного ответчика в лице администрации Пировского муниципального округа.

В судебном заседании заместитель прокурора Пировского района Варламова Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Пировского муниципального округа просил рассмотреть дело без участия представителя, против удовлетворения исковых требований возражал. Предоставил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым, юридические лица – администрация Пировского района и администрации сельских поселений находятся в стадии ликвидации и более не имеют полномочий по решению вопросов местного значения. В маневренном фонде Пировского муниципального округа находится одно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, квартира в собственности Пировского муниципального округа, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение занято, свободных жилых помещений нет. Таким образом маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа фактически создан.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений п.п.3, 6, 8 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч.2 ст.19 Жилищного кодекса РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно ч.ч.1, 9 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу п.3 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст.95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из материалов административного дела следует, что в октябре 2020 года прокуратурой Пировского района Красноярского края проведена проверка соблюдения администрациями Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельсоветов Пировского района жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории указанных муниципальных образований, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки отсутствует.

В соответствии с законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении всех поселений, входящих в состав Пировского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» преобразованы путем объединения муниципальные образования Бушуйский сельсовет, Икшурминский сельсовет, Кетский сельсовет, Кириковский сельсовет, Комаровский сельсовет, Пировский сельсовет, Солоухинский сельсовет, Троицкий сельсовет, Чайдинский сельсовет, расположенные в границах Пировского района, и образовано муниципальное образование Пировский муниципальный округ Красноярского края.

В соответствии с решением Пировского окружного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ р «Об избрании главы Пировского муниципального округа» избран глава Пировского муниципального округа, главы Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого и Чайдинского сельсоветов сложили свои полномочия.

Согласно решению Пировского окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ р «О ликвидации органов местного самоуправления, входящих в состав Пировского района Красноярского края, как юридических лиц» принято решение о ликвидации следующих органов местного самоуправления: администрации Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельсоветов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по созданию маневренного жилищного фонда на территории Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельских поселений должна осуществлять администрация Пировского муниципального округа.

При этом, доказательств, подтверждающих создание маневренного жилищного фонда на территории вышеуказанных сельских поселений, суду стороной ответчика не представлено.

Согласно ответа администрации Пировского муниципального округа от 05.072021 года в маневренном фонде Пировского муниципального округа находится одно жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако указанное помещение занято, свободных жилых помещений нет.

Вместе с тем, наличие одного (занятого) жилого помещения в собственности Пировского муниципального округа нельзя отнести к созданию маневренного жилищного фонда на территории Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельских поселений.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, предусматривающие, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающуюся в создании на территории муниципального образования специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения), которые являются социально значимыми объектами, а также системного толкования приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о бездействии ответчика и необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Пировского муниципального округа, как на собственника муниципальной собственности поселений.

При этом, не требуется возникновение реальной нуждаемости в создании в конкретном муниципальном образовании маневренного жилищного фонда, так как выполнение администрацией обязанности по его созданию прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировский муниципальный округ создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку администрация Пировского муниципального округа является правопреемником упраздненных администраций Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельских советов, в том числе по обязательствам соблюдения требований жилищного законодательства.

При этом, суд находит разумным установить срок для создания маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пировского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Пировского муниципального округа Красноярского края по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировского муниципального округа.

Обязать администрацию Пировского муниципального округа Красноярского края создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд Красноярского края. Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2021 года.

Председательствующий судья                         И.Н. Мельникова

Копия верна: Судья:

25.12.2020Регистрация административного искового заявления
25.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2021Предварительное судебное заседание
07.04.2021Предварительное судебное заседание
30.06.2021Предварительное судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее