Дело № 2-371/2021
67RS0008-01-2021-000487-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021г. г. Ярцево
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Паниной И.Н.,
при секретаре Шляхтенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машкова Александра Геннадьевича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Машков А.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В исковом заявлении указал, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, 01.01.2021г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Ярцевском районе Смоленской области за назначением досрочной пенсии, однако решением от 30.03.2021г. ему было отказано в этом, в связи с тем, что специальный стаж документально не подтвержден. В стаж не принят период работы с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС Министерства внутренних дел, так как служба в органах внутренних дел засчитывается только в страховой стаж, в не в специальный для назначения страховой пенсии по старости.
Просит суд обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области зачесть указанный спорный период его работы в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 01.01.2021г.
В судебное заседание истец и его представитель не явились, ходатайствовав о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ГУ – Отделения пенсионного фонда РФ по Смоленской области требования истца не признал, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной пенсии по старости.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях» установлено мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. «л» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб)…., применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437.
Указанным Списком предусмотрен водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что 01.01.2021г. истец обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.20). Однако ответчик решением от 30.03.2021г. отказал ему в этом, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который, по его мнению, составляет 16 лет 03 месяца 01 день (л.д.8).
При этом из подсчета специального стажа был исключен оспариваемый истцом период прохождения службы в органах Министерства внутренних дел на должностях младшего начальствующего состава с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС по тем основаниям, что указанный период является службой в органах внутренних дел, в связи с чем он подлежит зачету только в страховой стаж, а не в специальный.
Однако, по мнению суда, указанный период работы подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Машков А.Г. 05.11.1991г. принят в Управление внутренних дел Смоленской области, откуда уволен 07.08.2000г. При этом истец принимался приказом ПАСС УВД от 06.11.1991г. № 52, а увольнялся приказом УГПС УВД от 07.08.2000г. № 26. Других записей в рассматриваемый период в трудовой книжке не имеется (л.д.13).
Из архивной справки, выданной Управлением Министерства внутренних дел РФ по Смоленской области от 23.10.2020г. № 3/207718609802, от 19.08.2021г. № 13/2722, следует, что согласно архивному личному делу Машков А.Г. непрерывно проходил службу в органах Министерства внутренних дел на должностях младшего начальствующего состава с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС. В период службы находился на должностях: с 05.11.1991г. по 05.05.1993г. в должности водителя ВПЧ-19 ПАСС УВД Смоленской области (приказ от 06.11.1991г. № 52 л/с); с 05.05.1993г. по 17.11.1993г. в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД Смоленской области (приказ от 05.05.1993г. № 96 л/с); с 17.11.1993г. по 13.02.1997г. в должности водителя ЧПО-19 УГПС УВД Смоленской области (приказ от 17.11.1993г. № 603); с 13.02.1997г. по 05.08.2000г. в должности водителя ПЧ-19 УГПС УВД Смоленской области (приказ от 13.02.1997г. № 62) (л.д.33, 63).
Согласно архивной справке от 08.12.2020г. № ИГ-120-395 ЧПО-19 является частью пожарной охраны (приказ УВД Смоленской области от 09.04.1993г. № 205 пожарно-сторожевая охрана (ПСО, далее по тексту) переименовано в ЧПО), а в соответствии с приказом УВД Смоленской области от 13.02.1997г. № 62 ЧПО переименовано в пожарную часть (ПЧ, далее по тексту). Приказом УВД Смоленской области от 17.11.1993г. № 603 противопожарная аварийно-спасательная служба реорганизована в Управление государственной противопожарной службы.
Согласно свидетельству № 110, Машкову А.Г. на основании решения квалификационной комиссии приказом УГПС УВД от 17.12.1971г. № 386 присвоена квалификация водителя пожарного автомобиля с правом работы на АЦ-63, АЦ-137 и АЛ-30, которое действовало до 17.12.2000г. (л.д.60-61).
Согласно архивной справки УМВД РФ по Смоленской области, истец с 05.11.91г. по 05.05.93г., с 05.05.93г. по 17.11.93г., с 17.11.93г. по 13.02.97г., с 13.02.97г. по 05.08.2000 работал в должности водителя ВПЧ-19 ПАСС УВД по Смоленской области, водителя ЧПО-19 ПАСС УВД по Смоленской области, водителя ЧПО-19 УГПС УВД по Смоленской области и водителя ПЧ-19 УГПС УВД Смоленской области.
Таким образом, судом установлено, что в вышеуказанные периоды работы истца менялись наименования структурных формирований УДВ, но изменений в работе Машкова А.Г. не происходило.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01.10.2001г. центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Однако такое разделение Государственной противопожарной службы произошло лишь после вступления в силу 01.01.2005г. Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 N 122-ФЗ. До 01.01.2005г. Государственная противопожарная служба являлась единой самостоятельной оперативной службой и входила в состав МЧС РФ.
Заключением государственной экспертизы условий труда № 67/4 от 31.08.2021г., назначенной судом, установлено, что трудовая функция водителя, выполняемая Машковым А.Г., в период работы в ВПЧ-19, ЧПО-19, ПЧ-19 УГПС МВД в период времени с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. соответствовала трудовой функции водителя пожарного автомобиля, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по Списку № 437 должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации» от 18.06.2002г. № 437 и в соответствии с пп.18 п.1 ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ.
В вышеуказанный спорный период в данной должности Машков А.Г. был занят выполнением работы, предусмотренной Списком, полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) (л.д.53-59, 59).
Суд считает экспертное заключение обоснованным и принимает его в качестве доказательства по делу.
Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемый истцом период работы с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что специальный стаж истца для назначения пенсии по старости с учетом принятого ОПФ в подсчет стажа и вышеуказанных периодов работ составляет более 25 лет. 03.03.2018г. истец достиг возраста 50 лет, а с заявлением о назначении пенсии обратился 01.01.2021г., при этом требуемого возраста он достиг 03.02.2018г.
При таких обстоятельствах, пенсия истцу подлежит назначению со дня возникновения права на нее, то есть с 01.01.2021г.
Доводы представителя ответчика о том, что Машков А.Г. подлежит пенсионному обеспечению как лицо, проходившее военную службу, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Машков А.Г., обратившись за назначением страховой пенсии, воспользовался таким правом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 05 ░░░░░░ 1991 ░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2000 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-19 ░░░░ ░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░