Решение по делу № 2-1-178/2024 от 06.03.2024

УИД 57RS0010-01-2024-000182-54 №2-1-178/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2024 года             пгт. Кромы

Кромской районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Д.Н.,

при секретаре Золотаревой О.В.,

с участием помощника прокурора Харьковой Д.А.,

истца Шикаловой Н.А., представителя истца адвоката Майоровой Д.П., действующей на основании ордера №003 от 27.04.2024,

представителя ответчика Давыдовой В.В., действующей на основании доверенности в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шикаловой Н.А. к Иванову С.С., акционерному обществу «СОГАЗ» о лишении права на получение социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего,

установил:

Шикалова Н.А. первоначально обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Орловского района, Иванову С.С. о лишении права на получение социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего.

В обоснование иска указала, что ее сын Иванов Д.С.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ФИО3 <адрес> ФИО3 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ погиб в <адрес> Народной Республике при проведении боевых действий в ходе специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР, Украины. Истица с детьми проживает по адресу: ФИО3 <адрес>. От брака с ответчиком Ивановым С.С. у нее родились дети: Иванов Д.С., погибший на СВО, Иванов Я.С.. После рождения Якова ответчик ушел из семьи, оставив истицу с двумя детьми. В воспитании детей он никакого участия не принимал, имеет большую задолженность по алиментам в размере 1 460 107 рублей 62 копейки. Истица считает, что ответчик недостоин получения единовременных выплат в связи с гибелью сына Иванова Д.С., в том числе единовременной выплаты согласно Указу Президента РФ от 05.03.2022 №98 и страховой суммы.

Просит суд, с учетом уточненных требований, лишить Иванова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес> ФИО3 <адрес>, зарегистрированного по адресу: ФИО3 <адрес> права на получение социальной поддержки в виде единовременного пособия, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации №98 от 05.03.2022 «О дополнительных гарантиях военнослужащих, лицам, проходящим службы в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей», дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в соответствии с Указом Губернатора Орловской области №150 «О дополнительной мере социальной поддержки отдельный категорий граждан», а также страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего Иванова Д.С..

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент финансов ФИО3 <адрес>, военный комиссариат ФИО3 <адрес> и командир воинской части были исключены из числа ответчиков и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, акционерное общество «СОГАЗ» привлечено в качестве соответчика.

В судебном заседании Шикалова Н.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что Иванов С.С. не платил детям алименты, имеет задолженность более миллиона рублей, он никогда не общался с сыновьями, не интересовался их учебой, жизнью. Когда Даниил погиб, ответчик был на его похоронах в виде гостя, он не помог материально, не хоронил сына.

Представитель истца адвокат Майорова Д.П. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Иванов С.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Иванова С.С. – Давыдова В.В., действующая на основании доверенности в деле, суду пояснила, что Иванов С.С. является ее мужем, они проживают в соседнем населенном пункте с истицей. С сыном Даниилом ответчик не общался. В суд для определения порядка общения с сыном, Иванов С.С. не обращался. У Иванова С.С. есть задолженность по алиментам на детей, он никогда не выплачивал алименты им. С лета 2023 года Иванов С.С. находится на службе по контракту в зоне СВО, отчислений на погашение задолженности по алиментам он не делал за это время. На похоронах сына он был, ему кто-то из жителей сказал, что Даниил погиб, денег не давал, похороны не осуществлял. Подарки на праздники, день рождения ответчик не дарил, знал, что сын обучается в Кромской школе – интернат, но никогда не ходил к ребенку, не общался с учителями. Представитель Давыдова В.В. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель АО «СОГАЗ» Баев М.А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство рассмотрении дела в его отсутствии, в письменном объяснении указал, что за страховыми выплатами Шикалова Н.А. в связи с гибелью сына не обращалась.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 (в редакции, действующей на день гибели военнослужащего Иванова Д.С. – 18 июня 2023 года) в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

С 6 июня 2022 года данный пункт действует в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2022 г. N 355, согласно которой текст пункта дополнен указанием на то, что при отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98).

Указом Губернатора Орловской области от 04.04.2022 №150 «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан» предусмотрено осуществление за счет средств областного бюджета дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, постоянно проживавших на территории Орловской области на дату гибели (смерти), принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей (далее гражданин, принимавший участие в специальной военной операции), в размере 1 млн. рублей в равных долях на каждого члена семьи.

Право на указанную единовременную денежную выплату имеют, в том числе, родители погибшего (умершего) гражданина, принимавшего участие в специальной военной операции, не лишенные родительских прав (не ограниченные в родительских правах).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Судом установлено, что Комарова Н.А. и Иванов С.С. заключили брак 30.01.2002, после заключения брака жене присвоена фамилия Иванова, что подтверждается справкой о заключении брака №315 от 08.05.2018.

Иванов С.С. и Иванова Н.А. являются родителями Иванова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-ТД №504033, а также свидетельством об установлении отцовства I-ТД №523478, согласно которому Иванов С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан отцом Комарова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с присвоением ребенку фамилии Иванов, в графе мать указана Комарова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно справке о смерти №С-08154 от 01.09.2023 Иванов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 18.06.2023, место смерти Российская Федерация, ДНР, причина смерти военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками.

Из извещения военного комиссариата Орловской области следует, что Иванов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ в н.<адрес> ДНР.

Согласно сообщению ОМВД России «Орловский» Иванов Д.С., 15.01.2002 года рождения, значился зарегистрированным по адресу: ФИО3 <адрес>, ФИО3 <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП от 18.05.2021 о расчете и взыскании задолженности по алиментам по состоянию на 18.05.2021 задолженность по взысканию алиментов в отношении должника Иванова С.С. составила 1 460 107,62 рубля.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Орловского РОСП от 19.05.2021 в отношении должника Иванова С.С., возбуждено исполнительное производство №36478/221/57006-ИП, предмет исполнения задолженность по алиментам в размере 1 460 107,62 рубля, в пользу взыскателя Шикаловой Н.А..

Согласно справке КОУ ОО «Кромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями» Иванов Д.С., 15.01.2002 года рождения, обучался в учреждении с 01.09.2012 по 07.06.2019, мать Шикалова Н.А. занималась воспитанием сына. Отец Иванов С.С. в жизни сына в период обучения участия не принимал.

Из справки БУЗ ОО «Орловский психоневрологический диспансер» следует, что Иванов С.С. состоит на диспансерном наблюдении по месту регистрации с диагнозом: умственная отсталость легкой степени, синдром зависимости от алкоголя.

По сообщению военного комиссара Кромского и Троснянского районов Орловской области Богачева А.В. Иванов С.С. убыл для прохождения военной службы по контракту в войсковую часть №11048.

Допрошенная в качестве свидетеля Орешкина Ю.В., пояснила, что истицу знает, проживала по соседству в <адрес> ФИО3 <адрес> ФИО3 <адрес>. У Шикаловой Н.А. два сына – погодки, рожденные от Иванова С.С. - Даниил и Яков. Когда Надежда (Шикалова) была беременна Яковом, отношения у нее с мужем испортились, он злоупотреблял алкоголем. С 2003 года Иванов С.С. с детьми не общается, с семьей не проживает. С этого времени с сыном Ивановым Д.С. он не общался, участия в его жизни не принимал, хотя препятствий в общении с сыном ему не чинили. Иванов С.С. проживал в п. Кромы, дети учились в школе-интернате в п. Кромы, он никогда не приходил к ним.

Допрошенная в качестве свидетеля Савлюкова О.И., пояснила, что Ивановых знает с 2000 -х годов, со дня их свадьбы. Они пытались жить семьей, но Иванов С.С. злоупотреблял алкоголем. Никто ему не чинил препятствий в общении с сыном Ивановым Д.С.. За все время прислал алиментов 200 рублей. Он не участвовал в семейных праздниках, не посещал школу, не дарил ребенку подарки.

Допрошенная в качестве свидетеля Суркова М.В.., пояснила, что истца и ответчика знает со дня свадьбы, точную дату свадьбы не помнит, но примерно в 2003 году они разошлись. Иванову С.С. не чинили препятствия в общении с сыном Ивановым Д.С., он не оказывал помощь сыну, не участвовал в его жизни.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Суд считает установленным факт отсутствия между ответчиком и его сыном Даниилом фактических семейных и родственных связей, поскольку семейная и родственная связь предполагает интерес и заботу о близком человеке, оказание ему помощи и поддержки, переживание за его судьбу, материалами дела подтверждено, что Иванов С.С. с 2003 года с ребенком не общался, материальной помощи не оказывал, имеет большую задолженность по алиментам, участия в воспитании сына не принимал.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит доказанным факт неисполнения Ивановым С.С. предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации родительских обязанностей по воспитанию и содержанию сына Иванова Д.С., и приходит к выводу об удовлетворении заявленных Шикаловой Н.А. требований о лишении его права на получение социальных пособий и страховых выплат в связи со смертью сына.

При этом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Шикаловой Н.А. к АО «СОГАЗ/», поскольку данным ответчиком не нарушены прав истца, которые могут быть реализованы при предоставлении в страховую компанию документов, подтверждающих право истца, как фактического воспитателя погибшего военнослужащего, на получение выплат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шикаловой Н.А. к Иванову С.С. о лишении права на получение социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего - удовлетворить.

Лишить Иванова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение социальной поддержки в виде единовременного пособия, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации №98 от 05.03.2022 «О дополнительных гарантиях военнослужащих, лицам, проходящим службы в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей» и дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в соответствии с Указом Губернатора Орловской области №150 «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также страховой суммы, предназначавшихся ему в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ сына Иванова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

В удовлетворении исковых требований Шикаловой Н.А. к акционерному обществу «СОГАЗ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 06 июня 2024 года.

Председательствующий Д.Н.Давыдова

    

2-1-178/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шикалова Надежда Алексеевна
прокурор Кромского района
Ответчики
АО "Согаз"
КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения"
Департамент финансов Орловской области
Военный комиссариат Орловского муниципального округа Орловской области
Воинская часть 22179
Иванов Сергей Сергеевич
Другие
Давыдова В.В.
Суд
Кромской районный суд Орловской области
Судья
Давыдова Дарья Николаевна
Дело на сайте суда
kromskoy.orl.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2024Передача материалов судье
13.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024Дело оформлено
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее