№ 2а-283/2021
УИД: 22RS0013-01-2020-006632-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бийск 20 января 2021года
Бийский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Кучеревского С.А., при секретаре Поповой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю к Лариной Г.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, соответствующей пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с указанным административным иском. В обоснование административных исковых требований ссылается на то, что по данным ГИБДД УВД г.Бийска ответчику Лариной Г.В. в 2018 году принадлежали транспортные средства: легковой автомобиль Хундай Санта Фе, 150 л.с., легковой автомобиль Хундай Солярис, 123 л.с.
В соответствии со ст.ст.356, 357, 358, 359 Налогового кодекса РФ и ст.ст.1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» ответчик являлся плательщиком транспортного налога со сроком его уплаты до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчику направлялись налоговые уведомления о необходимости оплатить указанный налог, но налог своевременно уплачен не был, недоимка по транспортному налогу за 2018 год составила 5460,00 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за 2018 год в сумме 67,57 руб.
Судебный приказ 18 июня 2020 года отменен.
Требования налогового органа в порядке ст.ст.137-138 Налогового кодекса РФ ответчиком не обжалованы, до настоящего времени налог не уплачен.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку и пени по транспортному налогу за 2018 год, в размере 5527,57 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю извещенный надлежащим образом не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не поддержал, заявил, что не является владельцем данного автомобиля.
Суд с учетом положения ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).
В судебном заседании установлено, что ответчику Лариной Г.В. в 2018 году принадлежали транспортные средства: легковые автомобили Хундай Санта Фе, 150 л.с., Хундай Солярис, 123 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ГИБДД МУ МВД России «Бийское» и карточками учета транспортных средств. Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Соответственно, Ларина Г.В. на основании ст.ст.357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2016 года абзац 3 п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, согласно которому Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на ответчике лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2018 год - в срок до 01.12.2019 года.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговая ставка на автомобили грузовые с мощностью двигателя свыше свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 20,0 руб. с каждой лошадиной силы.
Таким образом, транспортный налог, подлежащий уплате Лариной Г.В. за принадлежащие ей транспортные средств в 2018 году составлял: 5460,00 (150 л.с. х 20 руб.) + (123 л.с. х 20 руб.) со сроком владения 12 месяцев.
Представленный административным истцом расчет транспортного налога за 2018 год соответствует требованиям налогового законодательства и является арифметически верным.
В силу п.3 ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что транспортный налог, подлежащий уплате ответчиком, рассчитывается налоговым органом.
Согласно п.п.1 и 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
На основании абзацев 1 и 2 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 22 августа 2019 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю направила ответчику заказным письмом налоговое уведомление № 2067532 от 15.08.2019, в котором указаны суммы налогов, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, указан срок уплаты налогов – до 02.12.2019. Следовательно, у ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов.
Вместе с тем, административный ответчик Ларина Г.В. обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнила. Обратное административным ответчиком не доказано.
Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку административный ответчик налоги в установленные сроки не уплатила, у неё образовалась недоимка по данным налогам, что послужило основанием для направления МИФНС России №1 по Алтайскому краю в адрес Лариной Г.В. заказными письмами требования № 7272 по состоянию на 31.01.2020 года, которое содержало данные, предусмотренные п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе срок уплаты недоимки – 13 марта 2020 года. При этом, по требованию № 7272 по состоянию на 31.01.2020 года сумма налога и пеней превышала 3000 рублей.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МИФНС России №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении транспортного налога и земельного налога, направлении уведомлений об уплате налогов и соответствующих требований исполнены. В свою очередь, административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога за спорный период времени не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся недоимки.
С учетом изложенных обстоятельств, с Лариной Г.В. належит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 5460,00руб.
Разрешая административные исковые требования МИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.
В силу п.2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п.п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 3, 4, 5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Как установлено по делу, административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 2067532 от 15.08.2019 о необходимости уплаты за 2018 год транспортного налога в сумме 5460,00 руб. в срок 02.12. 2019 года. Однако, налоги не были своевременно уплачены.
О наличии недоимки по налогу за 2018 год налоговым органом было указано в требовании № № 7272 по состоянию на 31.01.2020 со сроком уплаты до 13 марта 2020 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по транспортному налогу и земельному налогу в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пени по транспортному налогу за 2018 год подлежат взысканию за период с 03.12.2019 по 30.01.2020. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 02.12.2019, требование об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 31.01.2020 года.
Сумма пени по транспортному налогу за 2018 год составляет 67,57 руб. исходя из расчета:
Дата начала действия недоимки |
Дата окончания действия недоимки |
Число дней проср очки |
Недоимка для пени |
Ставка пени или 1/300*СтЦБ *1/100 |
Начислено пени за день |
Начислено пени за период |
03.12.2019 |
15.12.2019 |
13 |
5460,00 |
0,000216 |
1,17936 |
15,33 |
16.12.2019 |
30.01.2020 |
46 |
5460,00 |
0,000208 |
1,13568 |
52,24 |
Таким образом, расчет суммы пени по транспортному налогу за 2018 год является математически верным.
Административный ответчик свою обязанность по уплате пени за спорный период времени также не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся суммы пени по указанным видам налогов.
Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 1 п.2, абзацам 1 и 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства МИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье 14.05.2020 года (требование об уплате недоимки № 120531 подлежало исполнению до 31.01.2020, то есть в установленные законом сроки.
Определением мирового судьи от 18 июня 2020 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
С настоящим административным иском в Бийский городской суд Алтайского края Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась 06.11.2020 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока обращения в суд.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем Лариной Г.В. взыскивается недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5460,00 руб. пени в размере 67,57 руб., всего 5527,57 руб.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу абз.1 подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Лариной Г.В. <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Алтайскому краю за 2018 год недоимку по транспортному налогу в размере 5460,00 руб., пени в размере 67,57 руб., за период с 03.12.2019 год по 30.01.2020 год, всего 5527,57 руб.
Взыскать с Лариной Г.В., <данные изъяты> государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в сумме 400,00 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский