Решение по делу № 2а-243/2021 от 06.07.2021

43RS0013-01-2021-000477-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2021 года г. Зуевка Кировской области

Зуевский районный суд Кировской области в составе председательствующего Шмаковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Никулиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-243/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Кировской области к Овсянникову А. М. о восстановлении срока подачи административного иска, взыскании задолженности по налогам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Кировской области обратилась в суд с названным административным иском. Свои требования административный истец мотивировал тем, что Овсянников А.М. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 статьи 23, статьи 400, пунктом 1 статьи 388 НК РФ, а также на основании сведений, предоставляемых в налоговый орган в порядке, предусмотренным пунктами 4, 11 статьи 85 НК РФ, налогоплательщик является собственником объектов налогообложения и обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 52 НК РФ, исчислил сумму налога в отношении объектов, подлежащих налогообложению, и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление с указанием подлежащей уплате в бюджет суммы налога. В связи с неуплатой налога в установленный срок начислена пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ и выставлено требование об уплате налога от 14.12.2018 № 17000. Требование направлено в адрес административного ответчика 21.04.2021, что подтверждается реестром отправки почтового отправления №RA762678215RU. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, что свидетельствует о пропуске срока для обращения в суд с административным исковым заявлением. Пропуск срока связан с провидимыми мероприятиями по уточнению исковых требований в отношении задолженности по налогам, значительным количеством налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговом органе. Административный истец просил восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании недоимки в размере 321 490,73 руб. с Овсянникова А. М.; взыскать с Овсянникова А.М. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 92 523 руб., за 2017 год в размере 115 861 руб., пени в размере 520,96 руб. на недоимку за 2016 и 2017 годы за период с 04.12.2018 по 13.12.2018 по требованию от 14.12.2018 № 17000; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 38 790 руб., налог за 2017 год в размере 73 515 руб., пени в размере 280,77 руб. на недоимку за 2016 и 2017 годы за период с 04.12.2018 по 13.12.2018 по требованию от 14.12.2018 № 17000, всего на общую сумму 321 490,73 руб.

Административный истец о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.(л.д.30) Представитель по доверенности от 23.12.2020 №01-1-43/14472 Ивонин Р.А. просил административный иск удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие представителя инспекции. (л.д. 31-32)

Административный ответчик Овсянников А.М. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известил. (л.д. 33)

В соответствии с пунктом 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании в порядке искового производства может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если таковой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока.

Как следует из материалов дела, Овсянников А.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В период с 2016 по 2017 годы административный ответчик являлся собственником земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в пределах <адрес>, а, следовательно, плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога. (л.д. 10-15)

31.10.2018 в адрес Овсянникова А.М. направлено налоговое уведомление № 54846722 от 22.10.2018 с предложением оплатить в срок до 03.12.2018 земельный налог в сумме 112 305 руб., налог на имущество физических лиц в размере 391 222 руб. за 2016 и 2017 годы. (л.д. 16-18)

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки за период с 04.12.2018 по 13.12.2018 начислены пени в сумме 801,73 руб., в том числе пени по налогу на имущество в размере 520,96 руб., пени по земельному налогу в размере 280,77 руб. (л.д. 22-23)

14.12.2018 вынесено требование № 17000 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 320 689 руб., пени в сумме 801,73 руб. в срок до 22.01.2019. (л.д. 19)

Частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации определены сроки направления требования об уплате налога.

Так, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно материалам административного дела, требование об уплате задолженности по налогам, пени со сроком уплаты до 22.01.20219 направлено в адрес Овсянникова А.М. лишь 21.04.2021. (л.д. 20)

При этом в силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление должно быть подано налоговым органом в суд не позднее 22.07.2019 (22.01.2019 + 6 месяцев). С административным иском в суд налоговый орган обратился 06.07.2021, то есть за пределами установленного законом срока.

Заявляя требование о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, налоговый орган указывает в качестве уважительности причины такого пропуска на проводимые мероприятия по уточнению исковых требований, а также на значительное количество налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговом органе.

Суд приходит к выводу, что объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, поскольку довод относительно проводимых мероприятий по уточнению исковых требований документально не подтвержден. Напротив, пропуск срока обусловлен длительным непринятием мер по отправке в адрес налогоплательщика требования об уплате налога (требование по состоянию на 14.12.2018 направлено 21.04.2021).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы является профессиональным участником налоговых правоотношений, представляет интересы государства в процессе налогообложения и должна принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключающими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Большая загруженность работников налогового органа не может быть признана уважительной и исключительной причиной пропуска такого срока. Иных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, административным истцом не представлено.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

В соответствии с разъяснениями в пунктах 20, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сроки для обращения налоговых органов в суд, установленные пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, являются пресекательными, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не влечет изменение пресекательного срока для принудительного взыскания, исчисляемого исходя из статей 48, 70,71 НК РФ.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для восстановления срока подачи административного иска, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Кировской области к Овсянникову А. М. о восстановлении срока подачи административного иска, взыскании задолженности по налогам взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 92523,00 руб., за 2017 год в размере 115861,00 руб., пени в размере 520,96 руб. на недоимку за 2016 и 2017 годы за период с 04.12.2018 по 13.12.2018 по требованию от 14.12.2018 № 17000; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 38790,00 руб., налог за 2017 год в размере 73515,00 руб., пени в размере 280,77 руб. на недоимку за 2016 и 2017 годы за период с 04.12.2018 по 13.12.2018 по требованию от 14.12.2018 № 17000, всего на общую сумму 321490,73 руб. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционных жалоб через Зуевский районный суд Кировской области.

СудьяН.В. Шмакова

2а-243/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Кировской области
Ответчики
Овсянников Александр Михайлович
Суд
Зуевский районный суд Кировской области
Судья
Шмакова Н.В.
Дело на сайте суда
zuevsky.kir.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее