РЎСѓРґСЊСЏ Рсакова Рќ.Р. Дело в„– 33-11083/2022
№ 2-6749/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
04 апреля 2022 года г. Краснодар
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Гончаровой С.Ю.,
Судей: Пархоменко Г.В., Малахай Г.А.,
по докладу судьи: Пархоменко Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Степаненко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в лице представителя Купряковой Е.В., на решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 27 сентября 2021 года, принятое в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Голенко Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Голенко Д.Г., к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, администрации Краснодарского края, ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска о взыскании компенсации на питание и морального вреда,
Заслушав доклад судьи Пархоменко Г.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Голенко Ю.В., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Голенко Д.Г., обратилась в суд с иском к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, администрации Краснодарского края, ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска о взыскании компенсации на бесплатное двухразовое горячее питание за 171 учебный день, и денежной компенсации морального вреда, который оценивает в размере 15 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что является матерью Голенко Д.Г., <Дата ...> года рождения, который с <Дата ...>, на основании заключения комиссии, обучается в ГКОУ Краснодарского края специальной (коррекционной) школе № 9 г. Новороссийска. Однако, по состоянию здоровья, с <Дата ...> находится на домашнем обучении, и в силу требований действующего законодательства обеспечивается сухим пайком, или компенсацией за питание. Однако соответствующей компенсации она (истец) не получила, в связи с чем обратилась в суд.
В судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков в судебном заседании по существу заявленных требований возражали, просили в иске отказать, ссылаясь на письменные возражения.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 27 сентября 2021 года требования Голенко Ю.В. удовлетворены частично, и в ее пользу с ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска взыскана компенсация на питание за период обучения с <Дата ...> в размере 8 919,82 рублей. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, представителем ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, подана апелляционная жалоба, где просят решение отменить, принять новое, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, не правильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, по доводам подробно изложенным письменно.
Определением Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 01 января 2022 года Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края восстановлен процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы.
В письменных возражениях по существу апелляционной жалобы представитель ответчика администрации Краснодарского края поддержал позицию апеллянта.
Рных возражений РЅРµ поступило.
Определением Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года дело принято к апелляционному производству, назначено судебное заседание.
Представитель апеллянта (ответчика) Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Купрякова Е.В., действующая по доверенности, а также представитель ответчика администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержали, настаивали на удовлетворении.
Рные участники процесса РІ судебное заседание апелляционной инстанции РЅРµ явились, несмотря РЅР° то, что Рѕ месте Рё времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно РІ соответствии СЃ положениями статей 113, 114 ГПК Р Р¤, что подтверждается судебными уведомлениями.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 2, 6.1, 167, 327 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте суда апелляционной инстанции, а также в занимаемых судом апелляционной инстанции помещениях, признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участников процесса не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, возражения, выслушав участников процесса, проверив соответствие выводов СЃСѓРґР° имеющимся РІ материалах дела доказательствам Рё правильность применения СЃСѓРґРѕРј РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права РїСЂРё вынесении решения, СЃСѓРґ апелляционной инстанции РЅРµ находит оснований для отмены решения СЃСѓРґР°.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся. (п. 15 ч. 3. ст. 28 указанного закона).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 41 данного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 1 ст. 37 выше указанного закона).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 7 СЃС‚. 79 Федерального закона Р Р¤ в„– 273-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» обучающиеся СЃ ограниченными возможностями Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, проживающие РІ организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся РЅР° полном государственном обеспечении Рё обеспечиваются питанием, одеждой, РѕР±СѓРІСЊСЋ, РјСЏРіРєРёРј Рё жестким инвентарем. Рные обучающиеся СЃ ограниченными возможностями Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
РР· приведенных нормативных положений следует, что РѕРґРЅРѕР№ РёР· функций Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов Рё детей-инвалидов, РЅР° бесплатное получение общего образования РІ государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела несовершеннолетний Голенко Д.Г., <Дата ...> года рождения, является ребенком-инвалидом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, дефицитарным развитием зрительного анализа, недоразвитием речи тяжелой степени, недоразвитием психической деятельности, с <Дата ...> он обучается в ГКОУ Краснодарского края «Специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска», а с <Дата ...> по индивидуальному учебному плану на дому, однако, поскольку он не посещает школу, Голенко Д.Г. не был обеспечен ни горячим питанием в школьной столовой, ни сухим пайком.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд Голенко Ю.В., которая ранее обращалась к руководству образовательного учреждения с просьбой компенсировать двухразовое питание сына, однако получила отказ.
Руководствуясь статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 5, 34, 37, 41, 66, 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 466 от 22.06.2017, которым утверждено Положение об установлении случаев и порядка обеспечения питанием обучающихся образовательных организаций, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы на обеспечение питанием обучающихся организациями, в которых они обучаются, учитываются в составе бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности организаций в пределах сумм, доведенных Министерству образования Краснодарского края на очередной финансовый год и плановый период, соответственно исходя из количества учебных дней в 2020-2021 учебном году, компенсация расходов на питание Голенко Д.Г., в денежном эквиваленте, составит 8 919,82 рублей, и подлежит взысканию с образовательного учреждения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку нормативно правовая база действующего законодательства предусматривает, что при обучении по медицинским показаниям на дому взамен предоставляемого питания полагается денежная компенсация в размере, определенном региональным законодательством.
Таким образом, если ребенок – инвалид РЅРµ посещает образовательное учреждение, Р·Р° РЅРёРј сохраняется право РЅР° получение бесплатного двухразового питания, однако обеспечение РёРј осуществляется РІ РёРЅРѕР№ форме – путем компенсации РІ натуральном РІРёРґРµ (РІ РІРёРґРµ продуктовых наборов), либо РІ денежном эквиваленте. Рта РЅРѕСЂРјР° оговорена также РІ РїРёСЃСЊРјРµ Минобрнауки Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14.01.2016 в„– 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся РЅР° РґРѕРјСѓВ».
Само по себе отсутствие письменного заявления законного представителя несовершеннолетнего об организации питания ребенка в адрес образовательного учреждения в течение 2020-2021 учебного года не может служить основанием для отказа в его компенсации, поскольку организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Доводы жалобы о том, что действующее законодательство предусматривает организацию питания лишь для обучающихся, посещающих образовательные организации, а также иные доводы жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылки апеллянта на то, что к вопросам местного значения муниципального образования не относятся вопросы, связанные с оказанием мер социальной поддержки, в частности, предоставление бесплатного питания детям с ограниченными возможностями здоровья, не дана оценка пункту 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит также несостоятельными.
В данном случае, создание условий и организация питания предполагает обеспечение предоставления учащимся указанной категории бесплатного двухразового питания. Организация питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья непосредственно связана с организацией предоставления образования в образовательном учреждении. Согласно Уставу ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска, бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является Краснодарский край. Бюджетное учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении департамента образования и науки Краснодарского края, далее – Уполномоченный орган. Функции учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Функции собственника Бюджетного учреждения осуществляет департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – Краевой орган по управлению государственным имуществом) и Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством Краснодарского края. Соответственно, финансирование должно осуществляться муниципальным образованием.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в письменных возражениях, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛРР›:
Решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 27 сентября 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в лице представителя Купряковой Е.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар ул. Морская 3) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: