Судья Жукова Е.М. Изготовлено 06.03.2023г.
Дело № 33-1359/2023
УИД 76RS0024-01-2022-002175-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,
при секретаре Клиновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутузова М.Ю.
27 февраля 2023 года
гражданское дело по апелляционной жалобе территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 18 ноября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать Территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г Ярославля (ИНН №), мэрию г. Ярославля (ИНН №, ОГРН №) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Обязать территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля (ИНН №), мэрию города Ярославля (ИНН №, ОГРН №) в течение двух месяцев после получения заключения специализированной организации о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в Межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения».
По делу установлено:
Прокурор города Ярославля в защиту интересов Голикова М.А. обратился в суд с иском к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля, просит:
- обязать Территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г Ярославля, мэрию г. Ярославля в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47;
- обязать территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля, мэрию города Ярославля в течение двух месяцев после получения заключения специализированной организации о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в Межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой города Ярославля проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав жителей дома <адрес>.
Установлено, что указанный дом - двухэтажный кирпичный восьмиквартирный, 1956 года постройки. Доля муниципальной собственности в многоквартирном доме составляет 45,6 %(в настоящее время -29,8%). Голиков М.А. является собственником квартиры № указанного многоквартирного дома. Проверка показала, что в 2012 году территориальная администрация Фрунзенского района мэрии города Ярославля обратилась в городскую межведомственную комиссию по вопросу признания указанного дома непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии 23.04.2013 принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилых помещений <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после его завершения - о продолжении процедуры оценки. Указанное заключение принято, в том числе, на основании заключения о техническом состоянии дома ООО «<данные изъяты>». Общий износ здания по состоянию на 2012 год составлял 55 %.
Постановлением мэрии города Ярославля от 25.09.2013 № 2206 признано необходимым и возможным проведение капитального ремонта указанного жилого дома.
В 2017 году в указанном доме ООО <данные изъяты>» выполнены работы по капитальному ремонту крыши.
По заявлению территориальной администрации 16.07.2020 состоялось заседание комиссии по вопросу продолжения процедуры оценки технического состояния жилого дома. По результатам принятого решения 21.07.2020 проведено обследование многоквартирного дома с участием жителей. На очередном заседании комиссии 11.08.2020 принято решение о продолжении процедуры оценки технического состояния многоквартирного дома после предоставления заключения специализированной организации о техническом состоянии дома.
На заседании комиссии 09.12.2021 принято решение о возврате документов, в связи с отсутствием технического заключения специализированной организации об оценке технического состояния несущих строительных конструкций.
Проверка показала, что до настоящего времени в нарушение требований специальных норм Положения № 47, а также Решения № 307, территориальной администрацией заключение специализированной организации об оценке технического состояния несущих конструкций дома не представлено, обязанность по инициированию обследования жилого дома специализированной организацией не исполнена.
При этом, согласно данным технического паспорта износ дома по состоянию на 30.11.2012 составлял 64 %, ремонтных работ основных конструкций здания, за исключением ремонта крыши, с момента возведения дома не проводилось, что влечет нарушение прав жителей дома, в том числе Голикова М.А., на безопасные и благоприятные условия проживания, что недопустимо.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе ставится вопрос отмене решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по доверенности Вышеславову А.В., возражения относительно доводов жалобы прокурора Манокина А.О. и третьего лица Медовой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а неисполнение этих обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, поэтому имеются основания для удовлетворения иска прокурора и возложения на территориальную администрацию и мэрию обязанности продолжит процесс оценки технического состояния дома, в связи с чем повторно организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов спорного многоквартирного дома и повторно обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными и основанными на материалах дела и нормах закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение N 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения N 47).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении N 47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
В пунктах 44 - 47 Положения N 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения N 47, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в межведомственную комиссию свое заключение, после рассмотрения которого указанная комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного Положения.
В соответствии с пунктом 45 Положения №47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы, в частности : а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Решением муниципалитета города Ярославля от 12.09.2006 № 307 утверждено Положение о территориальной администрации мэрии города Ярославля (далее - Решение № 307).
В соответствии с пунктом 1.1. Решения № 307 территориальная администрация мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля, осуществляющим в соответствующем районе города полномочия мэрии по вопросам, установленным настоящим Положением о территориальной администрации мэрии г. Ярославля. Территориальная администрация, в соответствии с подпунктом 4<1> Положения № 307 осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с обращением в межведомственную комиссию с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилой дом №18 по ул. Губкина г. Ярославля 1956 года постройки находится в неудовлетворительном состоянии. По представленным данным, доля муниципальной собственности в многоквартирном доме составляет в настоящее время -29,8%. Голиков М.А. является собственником квартиры № 3 указанного многоквартирного дома. Проверка показала, что еще в 2012 году в рамках процедуры оценки технического состояния дома, территориальная администрация Фрунзенского района мэрии города Ярославля обращалась в городскую межведомственную комиссию по вопросу признания указанного дома непригодным для проживания. Для принятия решения межведомственной комиссией со стороны мэрии города было профинансировано и по заказу департамента городского хозяйства мэрии было организована подготовка заключения о техническом состоянии дома со стороны специализированной организации ООО «АктивПроект». Заключением межведомственной комиссии 23.04.2013 года принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилых помещений дома 18 по улице Губкина города Ярославля с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после его завершения - о продолжении процедуры оценки. Указанное заключение принято, в том числе, на основании заключения о техническом состоянии дома ООО «АктивПроект». Общий износ здания по состоянию на 2012 год составлял 55 %.
Постановлением мэрии города Ярославля от 25.09.2013 № 2206 признано необходимым и возможным проведение капитального ремонта указанного жилого дома.
В 2017 году в указанном доме ООО «<данные изъяты>» выполнены только работы по капитальному ремонту крыши. Капитальный ремонт фасада, фундамента, внутридомовой инженерной системы запланирован на более поздний период 2022-2025 г.г.
После проведения капитального ремонта крыши дома, по заявлению территориальной администрации от 22.01.2020г.(л.д.78), межведомственной комиссией с экспертами проведен выход для обследования дома и составлен акт о техническом состоянии дома. 16.07.2020г. состоялось заседание комиссии по вопросу продолжения процедуры оценки технического состояния жилого дома. На очередном заседании комиссии 11.08.2020 принято решение о продолжении процедуры оценки технического состояния многоквартирного дома после предоставления заключения специализированной организации о техническом состоянии дома.
В связи с отсутствием технического заключения специализированной организации об оценке технического состояния несущих строительных конструкций, на заседании комиссии 09.12.2021 принято решение о возврате документов.
Из указанных обстоятельств следует, что именно территориальная администрация изначально выступала заявителем в межведомственную комиссию для принятия решения по вопросу оценки технического состояния дома. После проведения капитального ремонта крыши дома, территориальная администрация продолжила процедуру оценки технического состояния дома путем обращения в департамент городского хозяйства с целью организации привлечения специализированной организации.
При таких обстоятельствах, учитывая компетенцию и предоставленные территориальной администрации полномочия, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие, что территориальная администрация является представителем собственника муниципального жилищного фонда и выступала в роли заявителя в соответствии с пунктом 45 Положения №47 в межведомственную комиссию с 2013 года и продолжила процедуру оценки технического состояния дома в 2020 году, возложение на территориальную администрацию обязанности привлечь специализированную организацию для проведения обследования указанного многоквартирного жилого дома, по получению заключения специализированной организации, по подготовке и представлению документов согласно перечня Положения в межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения в пределах своих полномочий – является законным и обоснованным.
С учетом приведенных мотивов, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не предоставлено доказательств несоответствия действий (бездействий) администрации какому-либо закону или иному правовому акту, а также, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию.
В соответствии с Положением о территориальной администрации мэрии города Ярославля, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами, а также по обращению в межведомственную комиссию, в том числе, для оценки технического состояния дома и принятия решения в пределах своей компетенции.
Вопреки доводов жалобы, указание мэрии обязанным ответчиком как и территориальную администрацию в резолютивной части решения обоснованно и обусловлено ее статусом собственника помещений дома, а также тем, что исходя из правоотношений мэрии и территориальной администрацией мэрия организовывает и осуществляет финансирование соответствующих мероприятий, что было реализовано в ходе привлечения в 2012 году специализированной организации ООО «<данные изъяты>».
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой сводятся к иной оценке обстоятельств дела и иному толкованию норм действующего законодательства, оснований для применения которых не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи