Дело № 2-843/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2024 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Пахоменковой М.А.
при секретаре: Клубеньковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества системы газоснабжения и газораспределения,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска, уточнив требования, обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекты системы газораспределения и газоснабжения: газопровод среднего давления ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что данная сеть является бесхозяйным объектом, специализированной организацией не обслуживается, ввиду чего непринятие органом местного самоуправления соответствующих мер создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и причинения материального ущерба, а также ведет к потере системного и непрерывного подхода к предупреждению терроризма и экстремизма, что может повлечь их проявление.
Помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Новикова О.В. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска Письмененко В.С. в судебном заседании, возражая против удовлетворения иска, отметив его необоснованность.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, АО «Газпром газораспределение Смоленск» Скобелева Я.П. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО ФСК «Веж», ООО «Комфортная среда», Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области своих представителей на слушание дела не направили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.4 ч.1 ст.16, п.1 ч.1 ст.50, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
По делу установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверки выявлено, что на территории Ленинского района г. Смоленска по адресу: <адрес>, имеется объект системы газоснабжения (газопровод среднего давления ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>), которые в реестре муниципальной собственности не числятся, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, контроль за их техническим состоянием Администрацией г. Смоленска не осуществляется.
Из письменного отношения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что согласно информации, предоставленной АО «Газпром газораспределение Смоленск», объект газоснабжения, указанный в пунктах 9, 17, 28, 29 перечня в соответствии с п. 4 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обладает признаками опасности опасного производственного объекта III класса опасности. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ. По результатам сверки данных АИС Ростехнадзора – реестр ОПО установлено, что объект газоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован. Отсутствие владельца (эксплуатирующей организации) объектов газоснабжения влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (л.д. 6-7).
В соответствии со сведениями, предоставленными АО «Газпром газораспределение Смоленск» спорное имущество обладает признаками бесхозяйного. На настоящее время газопроводы высокого, среднего и низкого давления, пункты редуцирования газа, входящие в состав указанных объектов, фактически не обслуживаются, регламентные работы, предусмотренные действующим законодательством РФ и нормативно-техническими документами, не выполняются (л.д. 8-10).
Из анализа п.3 ст.225 ГК РФ можно сделать вывод, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями в территориальный орган Росреестра, является обязанностью органа местного самоуправления, который является единственным органом, обладающим правом подачи соответствующего заявления в названный территориальный орган в силу возложенных на него законом полномочий.
Техническое обслуживание указанной выше системы газоснабжения и газораспределения не осуществляется, а отсутствие собственника последней нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и причинения материального ущерба.
Исходя из отсутствия у спорных объектов, обладающих признаками недвижимого имущества, титульного собственника и наличия у них признаков бесхозяйной вещи, бездействие Администрации г. Смоленска по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества названной сети, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на нее законодательством обязанности.
При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора Ленинского района г. Смоленска подлежащим удовлетворению с возложением на Администрацию г. Смоленска обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекты системы газораспределения и газоснабжения: газопровод среднего давления ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Администрацию г. Смоленска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, объекты системы газораспределения и газоснабжения: газопровод среднего давления ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, ГРПШ-400 к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья М.А. Пахоменкова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Пахоменкова М.А. секретарь судебного заседания ________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Клубенькова М.В. (Фамилия, инициалы) «____»________2024 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2023-005972-11
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-843/2024