РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2021 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре Шаучунайте Е.Ю., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г.Шелехова Саганова П.Н., действующего на основании доверенности от *дата скрыта*, сроком действия до *дата скрыта*,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/2021 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
установил:
В обоснование исковых требований указано, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране и использования недр, в ходе которой установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» (далее - ООО «СМУ») имеет лицензию на право пользования недрами *номер скрыт* от *дата скрыта*, целевое назначение - геологическое изучение, включающее поиски и оценку полезных ископаемых на участке «Курга р., правый приток р. Правая Иликта». В границах участка недр расположен вахтовый поселок где находятся деревянные жилые, хозяйственные строения, оборудованные твердотопливными печами, автозаправочная станция, бензиновая электростанция Fubag объем 15 л, 220 V, 50 Hz. На момент проверки зафиксирована работа бензиновой электростанции, твердотопливных печей.
Организация оплату регулярных платежей за пользование недрами за период с 2018 года по 2020 год не производило в нарушение п. 6.2.1 Условий пользования недрами (Приложение *номер скрыт* к лицензии *номер скрыт*), п. 4, п. 6 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Вопреки требованиям п. 10 Соглашения ООО «СМУ» не выполняет установленные законодательством требования по охране окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду на Байкальской природной территории, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», а также ст. 5 Федерального закона № 94 «Об охране озера Байкал».
В нарушение абз. 4 п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» актуализация данных объекта негативного воздействия на окружающую среду ООО «СМУ» не проведена.
Согласно информации из федерального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении указанного объекта, источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Документы, подтверждающие наличие подготовки у руководителя ООО «СМУ», а также специалистов подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не предоставлены в нарушение ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды».
Программа производственного экологического контроля в нарушение п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» не содержит сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В нарушение с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» ООО «СМУ» плата за негативное воздействие на окружающую среду в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории за 2018, 2019 не внесена.
В нарушение требований п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» сведения о проведении ООО «СМУ» инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных отсутствуют.
Организацией не представлены сведения об осуществлении учета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта *номер скрыт* что является нарушением абз. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха».
Прокурор указывает так же, что В нарушение п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» отсутствуют сооружения для сброса сточных вод и жидких коммунальных отходов, сброс сточных вод и жидких коммунальных отходов производится на рельеф местности, оборудованная площадка для временного накопления отходов производства и потребления не организована.
Паспорта на отходы III-IV класса опасности (отработанные фильтры очистки топлива автотранспортных средств, отходы минеральных моторных масел, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами и бериллием, отработанные покрышки пневматических шин с металлическим кордом) в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» не предоставлены.
В адрес уполномоченного органа ООО «СМУ» отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. в нарушение ч. 1. ч. 2, ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» не предоставлена.
В нарушение требований ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «СМУ» и региональным оператором не представлен.
За пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ привлечен генеральный директор ООО «СМУ» Кожин С.Г.
Для устранения нарушений закона в адрес ООО «СМУ» в порядке ст. ст. 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления ООО «СМУ» конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий в полном объеме не приняты.
Несоблюдение ответчиком требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе об охране и использовании недр, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к ее загрязнению и захламлению, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, и может привести к чрезвычайной ситуации. Кроме того, непринятие конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий, а равно к выполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, нарушает права и законные интересы органов прокуратуры как органа государственной власти, и соответственно Российской Федерации.
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ООО «Строительно-монтажное управление», обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:
- произвести оплату регулярных платежей за пользование недрами за период с 2018 по 2020 г.;
- актуализировать данные «объекта по поисково-оценочным работам на реке Курга, правый приток реки Правая Иликта Качугский район» негативного воздействия на окружающую среду;
- организовать обучение руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- привести в соответствие программу производственного экологического контроля;
- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган за 2018-2019 г.г.;
- провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- организовать учет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта HBOC *номер скрыт*;
- организовать сооружения для сброса сточных вод и жидких коммунальных отходов, места временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов);
- разработать паспорта на отходы III-IV класса опасности;
- предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. в уполномоченный орган;
- заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск».
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Шелехова Саганов П.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, на основании доводов, изложенных в иске.
Ответчик – ООО «Стрительно-монтажное управление» в судебное заседание не явился, представлено заявление о признании исковых требований, в котором просили рассмотреть дело их отсутствие.
Письменное заявление ответчика о признании исковых требований, в соответствии со ст.173 ГПК РФ приобщено к материалам дела.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как данное действие не противоречит требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь указанными нормами действующего гражданского процессуального законодательства РФ, а также с учетом того, что ответчик признал исковые требования, заявленные истцом, они подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.
Обязать ООО «Строительно-монтажное управление», обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:
- произвести оплату регулярных платежей за пользование недрами за период с 2018 по 2020 г.;
- актуализировать данные «объекта по поисково-оценочным работам на реке Курга, правый приток реки Правая Иликта Качугский район» негативного воздействия на окружающую среду;
- организовать обучение руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- привести в соответствие программу производственного экологического контроля;
- внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган за 2018-2019 г.г.;
- провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- организовать учет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта *номер скрыт*;
- организовать сооружения для сброса сточных вод и жидких коммунальных отходов, места временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов);
- разработать паспорта на отходы III-IV класса опасности;
- предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. в уполномоченный орган;
- заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 09 февраля 2021 года 17 часов 30 минут.
Судья О.И.Плындина