Судья Лукьянова С.Г. Дело № 33а-6849/2019
Докладчик Конева Ю.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Разуваевой А.Л., Коневой Ю.А.,
при секретаре Ивановой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июля 2019 года в городе Новосибирске административное дело по апелляционной жалобе Дехнич М. Г. на решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 года, которым отказано в признании незаконным приказа Министерства строительства Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителей сторон Бессонова П.А. и Антоновой Я.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дехнич М.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ Министерства строительства Новосибирской области от 6 июля 2018 г. № 332 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», обязать министерство строительства Новосибирской области в пределах своих полномочий принять иное решение по заявлению Дехнич М.Г.
В обоснование заявленных требований указано, что она заключила 4 октября 2017 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:18:020101:283, находящегося по адресу: <адрес> «А» с Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области сроком на 3 года для завершения строительства магазина продовольственных товаров.
Дехнич М.Г. в соответствии со ст. 40 ГрК РФ обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 363 кв.м., по адресу: <адрес> «А» в части сокращения минимального допустимого отступа разрешенного строительства от границ земельного участка с 3 метров до 0 метров с северной стороны земельного участка, с 3 метров до 0,5 метров с западной стороны, с 3 метров до 1,5 метров с восточной стороны земельного участка, поскольку конфигурация земельного участка не благоприятна для застройки, размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков для данной зоны.
В соответствии с приказом Министерства строительства Новосибирской области от 6 июля 2018 г. № 332 в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано. В качестве основания для отказа указан подпункт 7 пункта 21 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства строительства Новосибирской области от 18 мая 2018 г. № 149, согласно которому заявителю отказывается в предоставлении государственной услуги, если при размещении объектов капитального строительства или их реконструкции нарушены требования технических регламентов.
ДД.ММ.ГГГГ Дехнич М.Г. обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о разъяснении содержания приказа № 332 и просила указать, какие нарушения требований технических регламентов при размещении объектов капитального строительства явились основанием для отказа. В письме от 13 сентября 2018 г. административный ответчик указал, что в соответствии с Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 г. № 288 противопожарное минимальное расстояние между жилыми и общественными зданиями при организованной малоэтажной застройке составляет 6 метров. Таким образом, по мнению Министерства строительства, минимальное противопожарное расстояние до границ земельного участка может быть сокращено не менее чем до полутора метров.
Административный истец полагает, что выводы Министерства строительства не верны, поскольку с западной и восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером № находятся земли общего пользования, на которых отсутствуют здания, препятствующие удовлетворению заявления административного истца. С северной стороны расположен земельный участок с кадастровым номером 54:18:020101:243, расположенный по адресу: <адрес>. На данном участке также отсутствуют какие-либо постройки, находящиеся ближе 6 метров от границ. Кроме того, при рассмотрении заявления Дехнич М.Г. от собственника земельного участка № Нестерова В.В. поступило письменное заявление о том, что он не возражает против предоставления Дехнич М.Г. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части расстояния от его участка на 0 метров.
Незаконное решение Министерства строительства Новосибирской области нарушает законные интересы административного истца на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке.
Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С решением суда не согласилась административный истец Дехнич М.Г.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что выводы суда о нарушении Дехнич М.Г. требований технических регламентов в сфере пожарной безопасности основаны на неправильном применении норм материального права.
Обращает внимание, что противопожарные расстояния определяются между зданиями исходя из степени огнестойкости и класса конструктивной опасности каждого из них. Факт нарушения правил пожарной безопасности не может быть установлен без указания до какого объекта не соблюдено противопожарное расстояние. Технические регламенты не устанавливают противопожарные расстояния между зданием и границей земельного участка.
Административным ответчиком не доказано, что в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства магазина продовольственных товаров будет нарушено противопожарное расстояние до иного объекта.
Также в соответствии с объяснениями собственника смежного земельного участка Нестерова В.В., привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, возведенный Нестеровым В.В. на своем земельном участке дом находится на противоположной от магазина стороне земельного участка, расстояние между домом и магазином более 20 метров, что соответствует правилам пожарной безопасности. При использовании земельного участка, строительстве иных зданий и сооружений, необходимость соблюдения противопожарных расстояний от здания магазина будет учитываться Нестеровым В.В. С западной и восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером № находятся земли общего пользования, зданий и строений вблизи нет.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела установлено, что Дехнич М.Г. обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Приказом Министерства строительства Новосибирской области № 332 от 6 июля 2018 г. Дехнич М. Г. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 363 кв.м., расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в части сокращения минимально допустимого отступа разрешенного строительства, от границ земельного участка с 3 метров до 0 метров с северной стороны земельного участка, с 3 метров до 0,5 метров с западной стороны земельного участка, с 3 метров до 1,5 метров с восточной стороны земельного участка, на основании подпункта 7 пункта 21 Административного регламента 0 при размещении объектов капитального строительства или их реконструкции нарушены требования технических регламентов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из содержания статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта.
В соответствии с частями 1-5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Судом первой инстанции была установлена законность действий Министерства строительства Новосибирской области в связи с наличием оснований для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Как следует из материалов дела, 4.09.2017 г. между Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области и Дехнич М.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 363 кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование – для завершения строительства магазина продовольственных товаров. На участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, общая площадь застройки 90 кв.м.
Постановлением администрации Мошковского района Новосибирской области от 11 июня 2014 г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № для строительства магазина продовольственных товаров, согласно представленного чертежа отступ от здания до границ земельного участка составляет 3м.
Из акта осмотра земельного участка от 29 мая 2018 г. Управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района Новосибирской области следует, что на территории земельного участка с кадастровым номером № площадью 363 кв.м. расположен магазин продовольственных товаров, размещение объекта капитального строительства на земельном участке не соответствует проектной документации, поскольку при строительстве были нарушены отступы, установленные в градостроительном плане земельного участка и в разрешении на строительство.
Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов, зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима установлены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме", своды правил в системе противопожарной защиты утверждаются и вводятся в действие приказами МЧС России, кроме того, имеются документы, содержащие отдельные требования в области пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (пункты 2, 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Кроме того, в соответствии с СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, который распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений размещение зданий и сооружений на отведенном для строительства участке должно соответствовать Градостроительному кодексу (п. 4.1).
СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 указывает, что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчета инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.133330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил. Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы), для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м. Разделом 15 настоящих норм установлены противопожарные требования, которые следует принимать в соответствии с главой 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» раздела II «Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов» Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ). В районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. Расстояние от границы участка до стены жилого дома должно быть не менее 3 м.
В соответствии с положениями статьи 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, размещение здания должно соответствовать градостроительному плану участка, который разрабатывается с учетом документов территориального планирования, учитывающих требования пожарной безопасности, разрешению на строительство.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требованиями технических регламентов не регламентированы расстояния от строений до границ земельных участков не являются основаниями к отмене решения суда. Как указано выше, технический регламент предусматривает соответствие зданий, строений и сооружений требованиям Градостроительного кодекса РФ, который, в свою очередь, предполагает возведение здания, строения, сооружения в соответствии с требованиями градостроительного плана участка, разрешения на строительство. При этом требования к противопожарной безопасности включают не только противопожарные разрывы, но и возможность проезда пожарной техники, обеспечения средствами пожаротушения, водоснабжения и т.д.
Кроме того, СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 предусматривает противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности, такие минимальные расстояния составляют от 6 до 15 м, при этом такие расстояния могут быть как уменьшены не более чем на 50%, так и увеличены. Отсутствие строений на прилегающих земельных участках не должно ограничивать права собственников таких земельных участков на строительство на своих земельных участках путем расположения здания истца вплотную к границам арендуемого земельного участка.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает требования к противопожарной безопасности, регламентирующие как расстояния между зданиями, так и расстояния до границ земельных участков, на которых осуществляется строительство. Положительное заключение по результатам публичных слушаний носит рекомендательный характер и не является обязательным при принятии решения Министерством строительства Новосибирской области.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах при верном применении норм материального и процессуального права, решение суда законно и обоснованно, предусмотренных законом оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дехнич М. Г. – без удовлетворения.
Председательствующий Кошелева А.П.
Судьи Конева Ю.А.
Разуваева А.Л.