Дело №2-143/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,
с участием истца Карпова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.М.М., Карпов И.В. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.
К.М.М., Карпов И.В. зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем истцу К.М.М. на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории муниципального района «Чернышевский район». В результате чего истцы являются пострадавшим от чрезвычайной ситуации, у них пострадало жилое помещение.
Администрацией муниципального района «Чернышевский район» истцам отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году по муниципальному району «Чернышевский район» в связи с пропуском предельного срока для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки.
С данным решением истцы не согласны, так как считают причины пропуска срока подачи соответствующего заявления уважительными, поскольку с момента возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Чернышевский район» никто из представителей администрации к истцам не приходил, какие-либо извещения или уведомления они не получали. При устном обращении в администрацию сельского поселения «Комсомольское» истцу К.М.М. было отказано в подаче заявления и документов на оказание мер социальной поддержки гражданам жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году по муниципальному району «Чернышевский район» и не было разъяснено о необходимости явиться в администрацию муниципального района «Чернышевский район» с документами для написания соответствующего заявления. Когда истцу об этом стало известно, она за свой счет заказала экспертизу о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, после чего написала заявление и подала соответствующие документы в администрацию муниципального района «<адрес>».
Жилое помещение предоставлено истцу К.М.М. и члену ее семьи Карпову И.В. в бессрочное владение и пользование на основании договора социального найма. Утраченное жилое помещение является для истцов единственным жильем.
Предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с п.3 Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362, установлен по 31.12.2022, следовательно, данная программа действует и на момент подачи истцами заявления по оказанию мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Просят признать К.М.М., Карпова И.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; признать за К.М.М., Карповой И.В. право на получение выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить К.М.М., Карпова И.В. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, для выплат на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства К.М.М., Карпову И.В. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Истец Карпов И.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, указанным в исковом заявлении, при этом пояснив, что о необходимости обращения с заявлением о включении в списки граждан на предоставление жилого помещения им было неизвестно. О возможности получения мер социальной поддержки они узнали только в сентябре 2022 года от жителей сельского поселения, в администрацию сельского поселения «Комсомольское» они не обращались.
Истец К.М.М., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседания не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Чернышевский район» К.Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что администрация муниципального района «Чернышевский район» не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимал, мнения относительно заявленных исковых требований не высказал.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ).
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила, здесь и далее название и нормы Правил приведены в редакции, действовавшей на момент обращения К.М.М., Карпова И.В. – 26.12.2022 в администрацию муниципального района «Чернышевский район»).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указано несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил; подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Забайкальского края следует, что проживающие на территории Забайкальского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Забайкальского края, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Забайкальском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, относится, в том числе, единовременная денежная выплата на приобретение жилья.
Обязательными условиями для получения гражданами названной единовременной денежной выплаты являются: принадлежность гражданину на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации и являющегося для этого гражданина единственным жильем, регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства, признание этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, отсутствие у гражданина правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с законодательством. Право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья носит заявительный характер, предусматривающий, в том числе, обращение гражданина с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в установленный срок (в данной ситуации в срок не позднее пяти месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации), несоблюдение которого, при отсутствии у гражданина уважительных причин, может служить основанием к отказу во включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и, как следствие, к отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации, являлась К.М.М. на основании договора социального найма жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены её семьи, в том числе сын – Карпов И.В..
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», при этом дом по адресу: п <адрес> включен в зону действия режима «Чрезвычайная ситуация».
Согласно заключению ООО Агентство «Оценка+» № от ДД.ММ.ГГГГ степень повреждения объекта – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации на территории забайкальского края (Постановление Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями») составляет 65%, установленная категория технического состояния объекта – аварийное. В результате паводка 2021 года объект относится к утраченным жилым помещениям.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № о техническом состоянии строительных конструкций жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам рассмотренных документов и на основании акта межведомственной комиссии составленного по результатам обследования, принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтоплении территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46, постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» «О введении на территории муниципального района «Чернышевский район» режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» от ДД.ММ.ГГГГ №, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ К.М.М. обратилась с заявлением о включении её и члена её семьи - сына Карпова И.В. в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-р К.М.М. с составом семьи Карпов И.В. (сын) отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район» на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе принято на основании подпункта 5 пункта 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (подача заявления и документов после срока, установленного пунктом 19 настоящих Правил).
Исходя из положений ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом разъяснено истцам, в том числе в ходе судебного заседания.
Стороной истца, в нарушение ст.56 ГПК РФ, доказательств уважительности причин не соблюдения срока обращения с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (не позднее пяти месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации), не представлено.
Доводы истца о том, что они не знали о необходимости обращения в администрацию муниципального района с заявлением о включении в соответствующие списки, не свидетельствует о пропуске срока по уважительной причине. Истцы, находясь в период наводнения в июле 2021 года по месту своего жительства, зная о возникновении чрезвычайной ситуации, имели реальную возможность в предусмотренный законодательством срок, в соответствии с установленными требованиями, принять своевременные меры, необходимые для подготовки и подачи заявления и документов о включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в установленном порядке. Несоблюдение установленных требований вызвано небрежностью истцов и не может являться уважительной причиной пропуска срока.
Кроме того, согласно сообщению главы сельского поселения «Комсомольское» И.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ № семья К.М.М. и Карпова И.В. в администрацию сельского поселения с вопросом о признании жилого помещения пострадавшим в результате ЧС не обращалась. Семья напрямую обратилась к специалисту по оценке жилого помещения, затем обратилась в администрацию МР «Чернышевский район», предъявив в отдел строительства пакет документов. Информирование жителей сельского поселения о необходимости обращения в соответствующие органы и учреждения для получения мер социальной поддержки (в том числе в связи с утратой жилого помещения) публиковалось в газете «Наше время» администрацией МР «Чернышевский район», на стенде в администрации. Каких-либо письменных обращений от данной семьи в администрации сельского поселения не имеется.
Таким образом, причин пропуска срока, не зависящих от истцов, при наличии которых они не имели возможности своевременно, в установленном порядке проявив внимательность и осмотрительность обратиться с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, не приведено, в материалы дела не представлено.
Оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ввиду того, что истец К.М.М. обратилась в администрацию муниципального района «Чернышевский район» с заявлением о предоставлении её семье меры социальной поддержки в форме выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, спустя продолжительное время (более года) после истечения срока установленного пунктом 19 Правил, принимая во внимание отсутствие уважительных причин, препятствующих обращению истцов с заявлением о включении в соответствующие списки в установленные законодательством сроки, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения истцов в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и, как следствие, предоставления единовременной денежной выплаты.
Кроме того, суд учитывает и то, что экспертиза технического состояния строительных конструкций жилого дома после затопления, по заказу истца была проведена спустя длительный период времени после возникновения чрезвычайной ситуации (около полутора лет).
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» (в редакции действовавшей на момент обращения истцов в администрацию муниципального района с заявлением о включении в списки) установлены:
предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 года включительно;
предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 года включительно.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 № 685 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года № 362» пункты 2 и 3 постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года № 362, в частности об установлении предельного срока подачи заявления и документов, признаны утратившими силу.
При этом, вышеуказанным постановлением введен п.6(1), согласно которому, предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, - не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации.
Обратной силы внесенным изменениям постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 № 685 не придано.
Доводы истцов о наличии у них права на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, в связи с подачей заявления до 31 декабря 2022 года в период действия программы по оказанию мер социальной поддержки, основаны на неверном толковании норм права, поскольку юридическое значение в данном случае имеет соблюдение истцами установленного порядка и срока обращения с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (не позднее пяти месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований К.М.М., Карпова И.В. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.И. Воротникова
Решение принято в окончательной форме 14 марта 2023 года.