дело № 33а-1509/2016
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Мороз И.Г.
при секретаре: Колесниковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия по выбору управляющей организации для управления общим имуществом многоквартирных домов села Хурба, возложении обязанности объявить конкурс на выбор управляющей организации для управления общим имуществом многоквартирных домов села Хурба,
по апелляционной жалобе главы администрации сельского поселения «Село Хурба» на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 09 декабря 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд, действуя в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском.
В обоснование требований указал, что 10.102015 года проведена проверка принятия администрацией сельского поселения решений по вопросам местного значения, касающихся выбора управляющей компании для управления общим имуществом многоквартирных домов, по итогам которой установлено, что с 12.06.2015 года не проводятся мероприятия для выбора управляющей компании для 22 многоквартирных домов, расположенных в селе Хурба Комсомольского района Хабаровского края. Администрацией сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского района 07.05.2015 года были объявлены конкурсы по выбору управляющей компании для управления общим имуществом многоквартирных домов, однако 12.06.2015 года конкурсы были признаны не состоявшимися ввиду отсутствия заявок претендентов, удовлетворяющих условиям конкурса.
Просил признать незаконным с 13.06.2015 года по 10.10.2015 года бездействие администрации сельского поселения «Село Хурба» в части непринятия мер по выбору управляющей компании для управления общим имуществом многоквартирных домов в селе Хурба; обязать в срок до 01.11.2015 года устранить нарушения жилищного законодательства: объявить конкурс на выбор управляющей компании по содержанию общим имуществом многоквартирных домов в селе Хурба Комсомольского района.
В судебном заседании 17 ноября 2015 года (л.д. 49) прокурор заявил ходатайство об изменении предмета административного иска, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, возложить обязанность организовать и провести конкурс по отбору управляющей компании в срок до 01.12.2015 года и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 09 декабря 2015 года административные исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено в части.
Судом постановлено: признать с 13.06.2015 года по 10.10.2015 года незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края в части отсутствия конкурса по выбору управляющей организации для управления общим имуществом многоквартирных домов в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края и возложить обязанность в срок до 01.02.2016 года организовать и провести конкурс по отбору управляющей компании для содержания общего имущества жилых многоквартирных домов, расположенных в сельском поселении «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе глава администрации сельского поселения «Село Хурба» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что принимая решение суд не учел положения «Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 № 289, Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
В сложившейся ситуации с учетом требований части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации мог быть объявлен впервые только 01 мая 2016 года, так как на данную дату истекает год, предусмотренный для возможности реализации собственниками помещений в многоквартирном доме своего права на выбор способа управления этим домом. Вместе с тем, общие собрание собственников помещений в многоквартирных домах были назначены на 26 апреля 2015 года. По всем многоквартирным домам общие собрания собственников помещений не состоялись в связи с отсутствием кворума. После неудачной попытки проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Не дожидаясь истечения срока указанного в части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация сельского поселения «Село Хурба» разместила конкурсную документацию на Официальном сайте Российской Федерации: 07 мая 2015 года – конкурс признан не состоявшимся; 19 октября 2015 года – конкурс признан не состоявшимся; крайний открытый конкурс объявлен и размещен на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов за № 30 ноября 2015 года.
В промежутке между конкурсами Администрация выступала инициатором проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом, текущего ремонта и подготовки к эксплуатации в осеннее – зимний период. Все собрания по всем домам признаны не состоявшимися.
Таким образом, бездействие Администрации отсутствует, однако решением суда на Администрацию возложена обязанность, которая на момент принятия решения уже исполнена.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 3 которых конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из приведенных норм следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано.
Материалами дела установлено, что по результатам проведения прокуратурой Комсомольского района проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что после 12.06.2015 года и на дату проведения проверки – 10.10.2015 года администрацией сельского поселения «Село Хурба» не проводятся мероприятия для выбора управляющей компании для 22 многоквартирных домов, расположенных в селе Хурба Комсомольского муниципального района, решения о проведении конкурса по выбору управляющей организации административным ответчиком не принимались. До настоящего времени общее имущество, в том числе и муниципальное, находится без содержания и обслуживания, что влечет его разрушение и может повлечь возникновение аварийных ситуаций.
Установив, что 07.05.2015 года администрацией сельского поселения было объявлено 22 конкурса по выбору управляющей компании для управления общим имуществом многоквартирных домов, которые 12.06.2015 года были признаны не состоявшимися, после чего до даты проведения прокурорской проверки административным ответчиком никаких мер по организации конкурсов по выбору управляющей компании не предпринималось, что повлекло невозможность управления общим имуществом многоквартирных домов, расположенных в селе Хурба Комсомольского района, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора Комсомольского района о признании бездействия административного ответчика незаконными и о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
При этом суд не принял во внимание доводы административного ответчика об объявлении с 30.11.2015 года нового конкурса на выбор управляющей компании, поскольку данное обстоятельство не влияет на факт неисполнения административным ответчиком обязанности решения вопроса местного значения об управлении общим имуществом многоквартирных домов в период с 13.06.2015 года по 10.10.2015 года.
Проверив законность принятого решения на основании оценки совокупности представленных в дело доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора нарушений материального и процессуального законодательства судом допущено не было; обстоятельства дела изложены правильно; выводы суда, соответствуют содержанию собранных и исследованных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда, направлены на пересмотр обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции обжалуемое решение суда фактически исполнено: состоялся конкурс, по результатам которого выбрана управляющая компания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 09 декабря 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края признании незаконным бездействия в части отсутствия конкурса по выбору управляющей организации для управления общим имуществом многоквартирных домов села Хурба, возложении обязанности объявить конкурс на выбор управляющей организации для управления общим имуществом многоквартирных домов села Хурба – оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации сельского поселения «Село Хурба» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
И.Г. Мороз