Решение по делу № 2-675/2013 ~ М-709/2013 от 30.10.2013

Дело № 2-675/2013 г.    

РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

г. Малмыж 21 ноября 2013 года

Малмыжский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи М.Х.Хазиповой

при секретаре Костюниной Н.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Малмыжского района Ахмадеевой Р.Р.,

представителей ответчика – администрации Савальского сельского поселения Зобниной О. В. и Сияловой И.Н.,

представителя третьего лица - КОГОАУ СПО «Савальский политехнический техникум» Кашина П.К.,

представителя третьего лица – администрации Малмыжского района Кировской области Мерзлякова В.В.,

специалиста Решетниковой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Савальское сельское поселение <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Савальское сельское поселение <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения норм водного, санитарно – эпидемиологического и природоохранного законодательства. В обоснование иска указал, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением главного специалиста отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности <адрес> была проведена проверка деятельности администрации Савальского сельского поселения <адрес> в результате которой выявлены нарушения норм водного, санитарно – эпидемиологического и природоохранного законодательства.

На основания решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации Савальского сельского поселения <адрес>
переданы в муниципальную собственность следующие объекты: очистные
сооружения (нежилое 1-этажное здание общей площадью <данные изъяты>.) и
канализация (инженерные сети протяженностью <данные изъяты> распложенные
по адресу: <адрес>,
<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, принадлежавшие ранее ГОУ СПО «Савальский
политехнический техникум»    &apos;    "    ~~

Право муниципальной собственности на указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Очистные сооружения и канализация находятся в границах водоохранной зоны старицы <адрес> (ширина водоохраной зоны <адрес> - 200 м от береговой линии).

На очистные сооружения поступают хозяйственно-бытовые стоки от учебных корпусов общежития КОГОАУ СПО «Савальский политехнический техникум» и двух жилых 2-х этажных домов и , распложенных по <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание очистных сооружений - кирпичное, полуразрушено. Внутри здания отсутствуют оборудование, отопление, электроснабжение, водопровод. Канализация заилена. Технология обезвреживания хозяйственно-бытовых сточных вод нарушена. Фактически сбор сточных вод осуществляется на рельеф местности без очистки от насосной станции, расположенной на расстоянии 15 м не доходя до здания очистных сооружений.

Стоки без очистки поступают по естественному уклону в сторону <адрес>. Сбор неочищенных стоков осуществляется на водоохранной зоне данного водного объекта. В весенне-летний период с талыми и дождевыми водами возможно дотекание неочищенных стоков до водного объекта, что может повлечь его загрязнение, так как от места ухода стоков под землю до берега «старицы» 120 м. При этом минимальная ширина водоохранной зоны реки составляет 200-300 м.

По результатам проведенного лабораторного исследования образца сборов сточных вод установлено, что содержание в них загрязняющих веществ находится со значительным превышением предельно-допустимых концентраций (ПДК) для водоемов культурно-бытового назначения, в том числе: биологическое потребление кислорода полн. (БПК полн.) - в <данные изъяты>, химическое потребление кислорода (ХПК) - в <данные изъяты>, сухой остаток в <данные изъяты>, азот аммонийный - в <данные изъяты>, хлориды (CI) - в <данные изъяты>, сульфаты (SO 4 -2) - в <данные изъяты>, фосфаты (Р04) -в <данные изъяты>, железо общ. (Fe) - в <данные изъяты>, анионактивные поверхностно-активные вещества (АПАВы) - в <данные изъяты>, нефтепродукты – в <данные изъяты>

Согласно протокола биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ сбрасываемые на рельеф местности (водоохранную зону реки) неочищенные сточные воды являются остротоксичными.

Из результатов лабораторного анализа грунта (протокол биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что загрязненный грунт относится к 5 классу опасности.

Результаты химического анализа почвы показали, что в почвенном образце, отобранном на участке стекания сточных вод, содержания нитратов не превышает ПДК, но превышает фоновое значение в <данные изъяты>, содержание иона аммония в <данные изъяты> превышает фоновое значение, содержание хлоридов в <данные изъяты> превышает фоновое значение, содержание сульфатов в <данные изъяты> превышает фоновое значение, содержание нефтепродуктов в <данные изъяты> превышает фоновое значение.

Сброс неочищенных стоков на водоохранную зону реки <данные изъяты> с содержанием в них загрязняющих веществ со значительным превышением ПДК имел место и в ДД.ММ.ГГГГ году.

Так, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране природы, контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по контролю и надзору за исполнением и охраной водных объектов <адрес> ФИО10 проведена внеплановая выездная проверка администрации Савальского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения, в том числе, правил эксплуатации вышеуказанных очистных сооружений, допущение загрязнения окружающей среды неочищенными сточными водами, сбора неочищенных сточных вод на водосборную площадь водного объекта <адрес>. Данные обстоятельства послужили основанием для внесения главе администрации сельского поселения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства - ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, возбуждения административных производств в отношении юридического лица - администрации Савальского сельского поселения по ч. 1 ст.8.13, ст.8.15 КоАП РФ, которые в последующем рассмотрены с назначением наказания в виде административных штрафов.

Ввиду невыполнения законного предписания Департамента экологии и природопользования <адрес> по проведению мероприятий по восстановлению работы очистных сооружений и недопущению загрязнения окружающей среды неочищенными сточными водами, постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГлава администрации сельского поселения Зобнина О.В. была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главы администрации Савальского
сельского поселения Зобниной О.В., заместителя главы администрации района
Мерзлякова В.В. и иных специалистов администрации района по результатам
обследования текущего состояния вышеуказанных объектов пришла к выводу,
что очистные сооружения и канализация не подлежат дальнейшей
эксплуатации.    

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время существующие на территории Савальского сельского поселения очистные сооружения и канализация не могут обеспечить очистку сбрасываемых на водоохранную зону водного объекта <адрес> сточных вод согласно требований нормативных документов природоохранного законодательства.

Между тем, в силу приведённых норм федерального законодательства, администрацией муниципального образования Савальское сельское поселение <адрес> должны осуществляться мероприятия по водоотведению сточных (канализационных) вод вграницах поселения в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требованиями природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Савальского сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную эпидемиологического заболевания населения, что нарушает права неопределенного круга лиц. <адрес> просит возложить на администрацию Савальского сельского поселения <адрес> обязанность устранить выявленные нарушения требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений (здание общей площадью <данные изъяты>.) и канализации (инженерные сети протяженностью <данные изъяты>.), распложенных по адресу: <адрес>, а именно: разработать и провести мероприятия, исключающие сброс на рельеф местности (водоохранную зону реки Шошма) неочищенных сточных вод из канализационной сети.

В судебном заседании представитель истца Ахмадеева Р.Р. на удовлетворении требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации Савальского сельского поселения <адрес> Зобнина О.В. требования прокурора признает в части того, что действительно на территории Савальского поселения имеют место нарушения требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений (здание общей площадью <данные изъяты> и канализации (инженерные сети протяженностью <данные изъяты>.), но реально разработать и провести мероприятия, исключающие сброс на водоохранную зону реки <данные изъяты> неочищенных сточных вод, администрация сельского поселения не в состоянии в связи с отсутствием в бюджете поселения необходимых денежных средств. Зобнина О.В. пояснила, что система очистных сооружений передана Савальским сельскохозяйственным техникумом на баланс администрации Савальского сельского поселения по акту приема – передачи в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Очистные сооружения были построены в ДД.ММ.ГГГГ для техникума, позднее к ним подключили два жилых дома, в которых, в основном, проживают сотрудники техникума. На них были установлены биофильтры и производилось хлорирование Но биофильтры засорены и не действуют уже не один десяток лет. На момент передачи очистные сооружения были уже не действующие, остались лишь только одни стены, никакой технической документации по ним в администрацию сельского поселения техникумом передано не было, хотя об этом не один раз был разговор с техникумом. На очистные сооружения поступают хозяйственно-бытовые стоки от учебных корпусов и общежития КОГОАУ СПО «Савальский политехнический техникум» и двух жилых 2-х этажных домов и , распложенных по <адрес>. До этого было несколько проверок этих очистных сооружений, но ни одна не вынесла предписание о запрете пользования ими. Администрация по мере финансовой возможности выполняет предписания контролирующих органов, но несмотря на это, на сегодняшний день эти очистные сооружения не приведены в соответствие, пригодное для эксплуатации.

Представитель администрации Сиялова И.Н. подтвердила изложенное Зобниной О.В.

Представитель третьего лица – администрации <адрес> Марзляков В.В. требования прокурора считает обоснованными лишь в части нарушения требований законодательства и пояснил, что требование о возложении на администрацию Савальского сельского поселения разработать и провести мероприятия, исключающие сброс на водоохранную зону реки Шошма неочищенных сточных вод для администрации сельского поселения невыполнимы. Ремонтировать данные очистные сооружения невозможно, так как на них нет первичной проектно-технической документации. Они были построены одновременно со строительством техникума и были его неотъемлемой частью. При передаче очистных сооружений техникум должен был передать их либо в исправном состоянии вместе с технической документацией, либо средства на их ремонт, но этого не было сделано. До реки <данные изъяты> – черта населенного пункта <адрес>, а в настоящее время в черте населенного пункта строительство новых очистных сооружений запрещено. В данной ситуации возможно только строительство выгребной ямы. Индивидуальный предприниматель Заболотских А.В., с которым имелся договор аренды этих очистных сооружений, вблизи них вкопал металлическую бочку, емкостью <данные изъяты> кубометров. По мнению Мерзлякова В.В., данную емкость можно использовать как выгребную яму, с последующим вывозом ее содержимого на очистные сооружения, соответствующие всем требованиям (в <данные изъяты>). Есть и другой вариант разрешения проблемы: взять в аренду земельный участок за территорией населенного пункта и производить там слив с дальнейшим перекапыванием грунта. Трубы очистных сооружений, о которых идет речь, изношены полностью, слив неочищенных сточных вод идет прямо в реку, а это очень опасно.

Представитель третьего лица - КОГОАУ СПО «Савальский политехнический техникум» ФИО9 требования прокурора считает обоснованными и пояснил, что данные очистные сооружения строило <данные изъяты>, никакой технической документации в техникуме найти не удалось. До ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения были на балансе Савальского сельскохозяйственного техникума, имелась лаборатория, производилась очистка сточных вод. После передачи очистных сооружений в администрацию Савальского сельского поселения, там все утеряно и утрачено. ИП ФИО8 утверждал, что очистные сооружения техникуму не нужны, он вкопал поблизости в землю цистерну большой емкости с тем, чтобы выкачивать и вывозить отходы, а к цистерне подвел трубу, от очистной системы канализации. Предложил составить договор на обслуживание, общая сумма стоимость этой услуги обходилась, по его расчетам, техникуму в <данные изъяты> в год. У учебного заведения таких денежных средств нет. Он (Кашин П.К.) считает, что администрация Савальского сельского поселения вместе с администрацией района смогут решить данную проблему, канализационные трубы очистных сооружений, по его мнению, находятся в рабочем состоянии.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - Управления Росприроднадзора по <адрес>, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, Департамента экологии и природопользования <адрес>, надлежаще извещенных о дате и месте судебного заседания судебными повестками.

От Департамента экологии <адрес> поступил отзыв на исковое заявление прокурора, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Нарушения администрацией Савальского сельского поселения <адрес> при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> являются существенными, поэтому требования прокурора Департамент считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав стороны, представителей третьих лиц, специалиста ФИО10, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, организация сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе и жидких. Это отражено и в ст. 8 Устава муниципального образования Савальское сельское поселение <адрес>, принятом решением Савальской сельской Думы ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу требований ч. 15 ст.65 Водного кодекса (далее - ВК РФ) запрещается в границах водоохранных зон устанавливать места захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст.65 ВК РФ).

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России № 786 от 02.12.2002 года, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки являются отходами производства и потребления. Согласно методическим указаниям МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 года (введены в действие 01.06.2000 года), сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций.

К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в том числе, хозяйственно-бытовые и городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды, которые отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Данные сточных вод могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудителей инфекций как холера, брюшной тиф, паратит А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1-3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, туберкулез и другое.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно--канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам регламентируют Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 года № 168 (далее - Правила).

Неукоснительное выполнение правил технической эксплуатации призвано обеспечивать надежную и эффективную работу указанных объектов, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами (п. 1.1.1. Правил).

Пунктом 3.1.1. Правил к основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относятся обеспечение бесперебойной, надежной эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно-производственного контроля, за работой всех элементов системы.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право собственности муниципального образования Савальское сельское поселение <адрес> на объекты права–очистные сооружения (нежилое 1-этажное здание общей площадью <данные изъяты>.) и канализация (инженерные сети протяженностью <данные изъяты> распложенные по адресу: <адрес> (л.д.11, 12).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении данных объектов права был заключен договор аренды, в соответствии с которым, администрация Савальского сельского поселения передает их индивидуальному предпринимателю ФИО8 во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15) – для организации водоотведения и очистки сточных вод на территории Савальского сельского поселения, но соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Савальского сельского поселения и ИП ФИО8 указанный договор был расторгнут (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Савальского сельского поселения Зобнина О.В. обращалась с письмом в администрацию <адрес> с просьбой оказать содействие в проведении ремонта очистных сооружений, но в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района администрации Сельского поселения было отказано (л.д.23,24).

В соответствии с предписанием , выданного департаментом экологии и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ администрация Савальского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ была обязана провести строительно – монтажные работы по восстановлению работы очистных сооружений, не допускать загрязнения окружающей среды неочищенными сточными водами. Данное требование содержится и в предписании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26) Из пояснений представителя ответчика Зобниной О.В. и представителя третьего лица – администрации <адрес> Мерзлякова В.В. установлено, что этот пункт предписаний не выполнен до настоящего времени, в связи с чем, дважды глава администрации Зобнина О.В. привлекалась к административной ответственности и ей было назначено наказание в виде административного штрафа (л.д.34-39).

ДД.ММ.ГГГГ комиссия, утвержденная постановлением администрации Савальского сельского поседения, провела обследование текущего состояния канализации и очистных сооружений по адресу: <адрес>. По результатам осмотра комиссия пришла к выводу, что данные объекты не подлежат дальнейшей эксплуатации по назначению. Данный вывод изложен в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42). Его подтвердила и специалист Решетникова Е.П.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение администрацией Савальского сельского поселения <адрес> требований природоохранного и экологического законодательства приводит к значительному ухудшению санитарно – эпидемиологической обстановки на территории Савальского сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологической обстановки для части населения <адрес>, проживающего вблизи очистных сооружений, на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.

Прокурор в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления. Администрация Савальского сельского поселения является Муниципальным образованием и полежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199, ст. 206, ч.4 ст. 103 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить и возложить на муниципальное казенное учреждение администрация Савальского сельского поселения <адрес> обязанность устранить выявленные нарушения требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений (здание общей площадью <данные изъяты> квадратных метров) и канализации (инженерные сети протяженностью <данные изъяты> погонных метров), расположенных по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить организацию разработки и проведения мероприятий, исключающие сброс на рельеф местности (водоохранную зону реки <данные изъяты>) неочищенных сточных вод из канализационной сети.

Освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного судебного решения – ДД.ММ.ГГГГ с подачей жалобы через Малмыжский районный суд.

Председательствующая судья М.Х.Хазипова

2-675/2013 ~ М-709/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Малмыжского
Ответчики
Администрация Савальского сельского поселения
Другие
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспророднадзора в Кировской области
Департамент экологии и природопользования Кировской области
Администрация Малмыжского района
Суд
Малмыжский районный суд
Судья
Хазипова М.Х.
30.10.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2013[И] Передача материалов судье
01.11.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2013[И] Судебное заседание
21.11.2013[И] Судебное заседание
26.11.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее