Решение по делу № 33-1572/2024 от 27.05.2024

33-1572/2024                                                                                                             № 2-32/2024

                                   УИД 62RS0011-01-2023-000521-07

                судья Романова Ю.В.

                          А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                                                 г.Рязань

26 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,

при секретаре Пискуновой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Самарикова Александра Ивановича – Попадьина Александра Николаевича на решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 14 февраля 2024 года, которым Самарикову Александру Ивановичу отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район, Министерству строительного комплекса Рязанской области об обязании произвести перерасчёт единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя Самарикова А.И. – Попадьина А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                     У С Т А Н О В И Л А:

Самариков А.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, Министерству строительного комплекса Рязанской области о признании незаконными действий.

В обоснование иска истец указал, что 20 апреля 2022 года Клепиковским районным судом Рязанской области вынесено решение об удовлетворении его иска и его жены Самариковой Е.В. к Министерству строительного комплекса Рязанской области, администрации муниципального образования – Клепиковский район Рязанской области о предоставлении жилого помещения для военнослужащих и обязании в предоставлении жилого помещения в форме предоставления: единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Указанное решение вступило в законную силу 23 мая 2022 года.

15 июня 2022 года он обратился к ответчику – администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район с заявлением о включении егов список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ.

Гарантийным письмом о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 22.12.2022 года ответчик уведомил о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов его семьи) жилым помещением общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб., установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации для Рязанской области.

С таким расчетом истец не согласен, поскольку при расчете ответчиками не применен поправочный коэффициент в размере 1,85 в соответствии с п.2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014г. № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

С учетом указанного поправочного коэффициента размер единовременной денежной выплаты должен составлять 6 068 370 руб.

28.12.2022г. истец обратился к ответчику – администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области с заявлением об осуществлении перерасчета с применением поправочного коэффициента.

Письмом от 12.01.2023г. администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район уведомило истца о направлении его заявления в Министерство строительного комплекса Рязанской области.

Ответчиком – Министерством строительного комплекса Рязанской области письмом № ЮК/7-377 от 26.01.2023г. истцу разъяснено, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014г. № 76, не распространяют свое действие на категорию граждан, обеспечение которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Истец полагает, что действия ответчиков нарушили его гражданские права.

Истец просил суд признать незаконными действия Министерства строительного комплекса Рязанской области о расчете единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов его семьи) жилым помещением общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья за четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб.;

признать незаконными действия администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный района Рязанской области о расчете единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья за четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб.;

признать незаконным расчет Министерства строительного комплекса Рязанской области единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов его семьи) жилым помещением общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб.;

признать незаконным гарантийное письмо администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 22.12.2002 года о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов его семьи) жилым помещением общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья за четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб., установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Рязанской области;

обязать Министерство строительного комплекса Рязанской области произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с применением поправочного коэффициента 1,85;

обязать администрацию муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с применением поправочного коэффициента 1,85.

Ответчики иск не признали.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца Попадьин А.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и необходимости применения поправочного коэффициента 1,85, предусмотренного п.7 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемого военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76.

В письменных возражениях администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

В суд апелляционной инстанции не явились: истец Самариков А.И., представители ответчиков – администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, Министерства строительного комплекса Рязанской области, третье лицо Самарикова Е.В., представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, о слушании дела извещены, об отложении дела не просили. В письменном заявлении представитель Минстроя Рязанской области просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований Самарикова А.И. отказать. На основании ч.3 и ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам жалобы по следующим основаниям.

    Из материалов дела усматривается и установлено судом, что вступившим с законную силу 23 мая 2022 года решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 20 апреля 2022 года признано право Самарикова А.И. и члена его семьи Самариковой Е.В. на предоставление жилого помещения по договору социального найма для военнослужащих в соответствии с со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за счет средств федерального бюджета; на Министерство строительного комплекса Рязанской области и администрацию муниципального образования Клепиковского муниципального района возложена обязанность предоставить Самарикову А.И. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения как военнослужащему в соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Самариков А.И. включен в список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район в форме обеспечения – ЕДВ.

Самарикову А.И. выдано гарантийное письмо о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 22.12.2022 № 2874, в соответствии с которым ему в соответствии с решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 20.04.2022 года, вступившим в законную силу 23.05.2022 года, ему предоставляется единовременная денежная выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 280 200 руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов его семьи) жилым помещением общей площадью 42 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на четвертый квартал текущего финансового года 78100 руб., установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Рязанской области.

Разрешая исковые требования Самарикова А.И., суд первой инстанции руководствовался положениями ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 года № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Правительства Рязанской области от 10.08.2011 года № 231 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения».

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции исходил из правильности произведенного расчета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и отсутствия правовых оснований для применения коэффициента 1,85 к указанной выплате.

Судебная коллегия по гражданским делам находит вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении норм материального права.

Как установлено судом первой инстанции, истец относится к категории граждан, определенной в п.2.1 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», введенного Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

В соответствии с указанной нормой права обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст.13 Закона Рязанской области от 12.07.2011 года № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Рязанской области.

Согласно п.27 Постановление Правительства Рязанской области от 10.08.2011 года № 231 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения» при предоставлении гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, единовременной выплаты размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ и указанного в пункте 28 настоящего Порядка, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Рязанской области, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Истец не спорит с размером общей жилой площади, определенной для расчета причитающейся ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также с размером средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Рязанской области, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Вместе с тем, истец полагает, что при расчете единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подлежат применению положения п.16 ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с указанной нормой права при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

В п.2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 года № 76, предусмотрено, что расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченным им органом или учреждением по следующей формуле:

,

где:

Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил;

С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

- поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил.

В соответствии с п.7 вышеназванных Правил поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере:

от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85;

от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25;

от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.

Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.

Однако положениями пункта 16 статьи 15 данного федерального закона определены условия предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 этой же статьи, а не единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 этой же статьи.

Истец не относится к указанной категории, он имеет право только на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от ответчиков, а не на выплату субсидии, которая предоставляется федеральным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в связи с чем поправочный коэффициент при расчете причитающейся ему единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения применен быть не может.

При этом, несмотря на то, что по своей правовой природе и социальному предназначению названные формы обеспечения граждан жильем (предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) схожи, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» разграничивает как граждан, которые могут претендовать на обеспечение жильем в названных формах, так и правила определения размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В этой связи суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца о необходимости применения к расчету единовременной выплаты на приобретение или строительства жилья Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан Правилам расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 в соответствии с абзацем вторым пункта 16 статьи 15 данного федерального закона, согласно которому порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Как указано в правовой позиции Конституционного Суда РФ в Определении от 17.07.2018 № 1807-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Даветеева Абдулсалима Рашидбековича и Исаева Данияла Абдулаевича на нарушение их конституционных прав положением пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя, который, будучи связан конституционным принципом справедливости, обладает широкой дискрецией при определении круга лиц, которым предоставляются жилищные гарантии, видов и содержания данных гарантий, в том числе при определении порядка расчета размера конкретной жилищной гарантии и необходимости применения в данном расчете повышающих коэффициентов.

При этом само по себе различие в порядке и условиях предоставления дополнительных жилищных гарантий, основанное на дифференциации видов государственной службы или категорий государственных служащих, не может свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства либо о дискриминации граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 717-О и от 28 сентября 2017 года № 1954-О).

В данном определении указано, что, как следует из представленных материалов, заявители, будучи лицами, уволенными из органов внутренних дел и обладающими правом на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, ставят вопрос о необходимости применения при расчете данной выплаты повышающего коэффициента, который согласно положениям статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" учитывается при предоставлении другой категории граждан (военнослужащим) другого вида жилищной гарантии (жилищной субсидии).

С учетом изложенного Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.

Истец по настоящему делу также по существу не согласен с установленной законодателем дифференциацией расчета выплат при предоставлении жилищных гарантий различным категориям государственных служащих, что не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца также по существу сводятся к иному толкованию вышеприведенных норм материального права и основаны на их неверном толковании, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и они не являются основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.

    Ссылка представителя истца в суде апелляционной инстанции на то, что с момента предоставления гарантийного письма изменилась стоимость 1 кв.м общей жилой площади, не может быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не приводились истцом в исковом заявлении, не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в силу положений ч.6 ст.327 и ч.4 ст.327.1 ГПК РФ истец не может изменить в суде апелляционной инстанции предмет или основания иска и новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                   О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Самарикова Александра Ивановича – Попадьина Александра Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июня     2024г.

33-1572/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Самариков Александр Иванович
Ответчики
Администрация МО-Клепиковский муниципальный район
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Споршева Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
03.06.2024Передача дела судье
26.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Передано в экспедицию
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее