Решение по делу № 33-4768/2023 от 31.03.2023

Судья Новикова О.Б. дело № 33-4768/2023

УИД: 34RS0008-01-2021-010415-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград 24 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.,

судей Ривняк Е.В., Попова К.Б.,

при секретаре Кучеренко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-404/2022 по иску Григорьевой С. П. к администрации Волгограда о понуждении заключить соглашение, об изъятии жилого помещения, обязании выплатить возмещение за жилое помещение, прекращении права собственности

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Волгограда возложена обязанность заключить с Григорьевой С. П. в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу соглашение об изъятии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения за счет казны муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в пользу Григорьевой С. П. в размере 1577 600 рублей; указано, что после выплаты возмещения администрацией Волгограда в пользу Григорьевой С. П. в размере 1577600 рублей прекратить право собственности Григорьевой С. П. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; признано право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; на Григорьеву С. П. возложена обязанность передать администрации Волгограда жилое помещение по адресу: <адрес>, после получения возмещения в размере 1577600 рублей; в удовлетворении остальной части иска, отказано.

Заслушав доклад судьи Ривняк Е.В., выслушав пояснения представителя администрации Волгограда Коченковой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Григорьевой С.П. и ее представителя Григорьева Л.Н., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Григорьева С.П. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении заключить соглашение, об изъятии жилого помещения, обязании выплатить возмещение за жилое помещение, прекращении права собственности.

В обоснование исковых требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 сентября 2021 года. На основании решения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений постановлением администрации Волгограда от 01 августа 2019 года № 863 жилой <адрес> признан аварийными и подлежащим сносу. В октябре 2019 года Григорьева С.П. получила уведомление о сносе дома, сроком до 01 апреля 2020 года. До настоящего времени поручения по переселению граждан не выполнены. 06 февраля 2020 года Григорьева С.П. обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней соглашения о выкупе жилого помещения. 10 марта 2020 года Григорьева С.П. получила сообщение от комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, в котором ее заявление не было рассмотрено по существу. Согласно отчету ООО «Медиатор» рыночная стоимость квартиры истца составляет 1168000 рублей.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований, истец просила суд обязать администрацию Волгограда в 30-ти дневный срок после вступления решения в законную силу заключить с истцом соглашение об изъятии жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с выплатой истцу за счет средств казны муниципального образования возмещения за жилое помещение и убытки, причиненные собственнику его изъятием в размере 2814000 рублей. Прекратить право собственности Григорьевой С.П. на указанное жилое помещение с момента выплаты возмещения в полном размере. Обязать истца передать администрации Волгограда указанное жилое помещение с момента выплаты возмещения в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 06 июля 2022 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Волгограда – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 06 июля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Жилищным законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом, из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как предусмотрено пунктом 4.4. Постановления администрации Волгограда от 28 сентября 2015 года № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется путем выплатывозмещения (выкупа) за изымаемое жилое помещение.

В силу пункта 4.5. вышеуказанного Постановления процедура изъятия жилого помещения и выплаты возмещения (выкупа) за изымаемое жилое помещение осуществляется в следующем порядке:

- выплата возмещения за изымаемое жилое помещение осуществляется на основании соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение (далее - соглашение), заключаемого между собственником жилого помещения и комитетом по жилищной политике;

- на основании постановления администрации Волгограда об изъятии комитет по жилищной политике направляет собственникам жилых помещений проект соглашения, содержащий размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определяемый в соответствии с пунктами 4.7.1 - 4.7.3 раздела 4 настоящего Порядка;

- при согласии с условиями соглашения собственники жилых помещений представляют в комитет по жилищной политике подписанный экземпляр соглашения, а также соответствующие документы, необходимые для регистрации перехода права собственности на жилые помещения. Передача жилых помещений осуществляется путем подписания акта приема-передачи.

В случае если в течение 90 дней с даты получения проекта соглашения собственник жилого помещения не представит в комитет по жилищной политике подписанный экземпляр соглашения, а также в случае несогласия собственника жилого помещения с условиями соглашения, при отсутствии соглашения с таким собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, комитет по жилищной политике предъявляет в суд иск об изъятии жилого помещения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Григорьевой С.П. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, основание приобретения 1/2 доля квартиры - договор купли-продажи от 14 сентября 2021 года и 1/2 доли квартиры - свидетельство о праве на наследство по закону <адрес>3 от 17 января 2011 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 сентября 2021 года.

Межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда 21 июня 2019 года принято заключение № <...> о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

01 августа 2019 года администрацией Волгограда издано постановление № <...> «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».

Постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года № 1877 «Об утверждении муниципальной программы «Жилище», утверждена муниципальная программа «Жилище», включающая в себя подпрограмму «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья», задачей которой является обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания), являющийся приложением к Программе.

Распоряжением администрации Волгограда от 02 октября 2019 года № 266 «Об утверждении списка граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» утвержден список граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма и подлежащих переселению из указанного аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, а также список собственников жилых помещений в аварийном и подлежащему сносу указанного многоквартирного дома.

21 октября 2019 года администрацией Красноармейского района Волгограда направлено в адрес Григорьевой С.П. уведомление о сносе дома сроком до 01 апреля 2020 года.

До настоящего времени указанный многоквартирный жилой дом собственниками не снесен, поручения по переселению граждан не выполнены, земельный участок для муниципальных нужд не изъят.

06 февраля 2020 года Григорьева С.П. обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о заключении с ней соглашения о выкупе жилого помещения.

В ответ на указанное обращение Григорьевой С.П. комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда (письмо от 10 марта 2020 года) сообщил, что переселение граждан планируется осуществить в рамках муниципальной программы «Жилище», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года №1877. При этом конкретные сроки переселения будут определены в зависимости от объемов финансирования, выделяемых ежегодно на реализацию данной Программы.

Также в этом же ответе сообщалось заявителю, что до осуществления программных мероприятий и в целях обеспечения безопасности проживающих граждан, у которых единственные жилые помещения, находящиеся в их собственности, расположены в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, не имеющих иного жилого помещения, пригодного для проживания на праве собственности или праве пользования, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда для временного проживания.

Для определения рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Григорьева С.П. обратилась к независимому оценщику ООО «Медиатор».

Согласно отчету ООО «Медиатор» № <...> от 05 октября 2020 года, рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 1168 000 рублей.

Из справки от 10 января 2022 года «Континент» ИП Константинов В.В. усматривается, что среднерыночная стоимость 1 кв.м. жилья в Красноармейском районе города Волгограда на 10 января 2022 года составляет 50000 - 70 000 рублей.

ООО «Алые паруса» провело осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оформило акт осмотра от 27 декабря 2021 года, согласно которому проживание в квартире невозможно: разрушены перекрытия, сантехника, водоснабжение и газоснабжение отрезаны.

В целях выяснения юридически значимых обстоятельств, определением суда от 11 января 2022 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Независимая экспертная оценка Волга».

Согласно заключению ООО «Независимая экспертная оценка Волга» № <...>-/005сэ от 01 марта 2022 года выкупная стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, включая убытки собственнику его изъятием, составила 1577600 рублей.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей, ст. 15, 32 ЖК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Постановлением администрации Волгограда от 28 сентября 2015 года № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», мотивировал принимаемое решение тем, что в настоящее время проживание в жилом доме невозможно, длительное бездействие ответчика по непринятию мер к расселению граждан из аварийного жилья, нарушает жилищные права истца, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что бюджетные ассигнования на выплатувозмещения за изымаемое жилое помещение в бюджете Волгограда на 2022 год не предусмотрены, ссылаясь на то, что мероприятия по переселению граждан, проживающих по адресу: <адрес>, должны быть завершены в 2025 году, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по выкупу жилых помещений, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие финансирования.

Кроме того, права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что собственник жилого помещения в аварийном жилом доме не наделен правом обращения в суд с иском о принудительном изъятии жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно частям 1 - 4, 6, 7, 9, 10 статьи 32 ЖК РФ и жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Частями 2-4 указанной статьи предусмотрена обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Согласно уведомлению, направленному в адрес собственников многоквартирного дома, в том числе Гриорьевой С.П. предложено осуществить снос многоквартирного дома в срок до 01 апреля 2020 года. Соответственно, исходя их положений ст.32 ЖК РФ муниципальный орган в разумный срок должен был изъять земельный участок и жилые помещения собственников многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, на момент принятия судом решения и апелляционного рассмотрения земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, не изымались. Из пояснений представителя ответчика Коченковой А.О. следует, что причиной задержки процедуры изъятия земельного участка служит отсутствие финансирования на изготовление межевого плата земельного участка, подлежащего изъятию.

Между тем, несоблюдение администрацией процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, само по себе основанием для отказа в удовлетворении заявленных в иске требований не является.

Учитывая, что обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора, является выяснение вопроса о фактическом состоянии жилого помещения на момент разрешения спора, а судом первой инстанции исходя из заключения ООО «Алые паруса» установлено, что дальнейшее проживание истца в квартире невозможно, разрушены межэтажные перекрытия дома, водоснабжение и газоснабжение отрезаны, состояние конструкции строения создает опасность для жизни и здоровья граждан, усматривается необходимость переселения жильцов.

Судебной коллегии было поручено администрации провести обследование технического состояния многоквартирного жилого дома на момент рассмотрения апелляционной жалобы. Согласно представленному акту от 11 мая 2023 года дом имеет вертикальные трещины, разрушение цоколя, наклон стен, выпучивание кирпичной кладки, из-за обрушения перекрытий в доме никто не проживает.

Таким образом, многоквартирный дом имеет критические деформации фундамента, наружных и внутренних стен, несущих конструкций крыши и значительную степень биологического поражения элементов деревянных конструкций. Все свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения здания, угрозе жизни и здоровью граждан, что является независимо от наличия в бюджете денежных средств, непринятия мер по изъятию земельного участка основанием для удовлетворения требований истца о взыскании денежного возмещения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел, что право собственности на 1/2 доли квартиры возникло у Григорьевой С.П. 24 сентября 2021 года на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2021 года, в то время как многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу 21 июня 2019 года, в связи с чем неверно определил размер возмещения за изымаемое жилое помещение, судебная коллегия признает несостоятельными к отмене решения.

Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 14 сентября 2021 года, заключенного между Шевцовым В.Н., Овченковой Ю.В. (продавцы) и Григорьевой С.П. (покупатель), предметом которого являлась 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, усматривается, что сторонами договора цена 1/2 доли квартиры определена в размере 1000000 рублей, оплата которой покупателем продавцам произведена в день подписания договора наличными денежными средствами (пункты 2.1, 2.2 договора).

Судом первой инстанции определена выкупная стоимость спорного изымаемого жилого помещения в размере 1577600 рублей, размер которой соответствует требованиям части 8.2 статьи 32 ЖК РФ (1000000 рублей + 1577600 рублей/2).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.

При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Новикова О.Б. дело № 33-4768/2023

УИД: 34RS0008-01-2021-010415-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград 24 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.,

судей Ривняк Е.В., Попова К.Б.,

при секретаре Кучеренко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-404/2022 по иску Григорьевой С. П. к администрации Волгограда о понуждении заключить соглашение, об изъятии жилого помещения, обязании выплатить возмещение за жилое помещение, прекращении права собственности

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Волгограда возложена обязанность заключить с Григорьевой С. П. в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу соглашение об изъятии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения за счет казны муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в пользу Григорьевой С. П. в размере 1577 600 рублей; указано, что после выплаты возмещения администрацией Волгограда в пользу Григорьевой С. П. в размере 1577600 рублей прекратить право собственности Григорьевой С. П. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; признано право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; на Григорьеву С. П. возложена обязанность передать администрации Волгограда жилое помещение по адресу: <адрес>, после получения возмещения в размере 1577600 рублей; в удовлетворении остальной части иска, отказано.

Заслушав доклад судьи Ривняк Е.В., выслушав пояснения представителя администрации Волгограда Коченковой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Григорьевой С.П. и ее представителя Григорьева Л.Н., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Григорьева С.П. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении заключить соглашение, об изъятии жилого помещения, обязании выплатить возмещение за жилое помещение, прекращении права собственности.

В обоснование исковых требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 сентября 2021 года. На основании решения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений постановлением администрации Волгограда от 01 августа 2019 года № 863 жилой <адрес> признан аварийными и подлежащим сносу. В октябре 2019 года Григорьева С.П. получила уведомление о сносе дома, сроком до 01 апреля 2020 года. До настоящего времени поручения по переселению граждан не выполнены. 06 февраля 2020 года Григорьева С.П. обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней соглашения о выкупе жилого помещения. 10 марта 2020 года Григорьева С.П. получила сообщение от комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, в котором ее заявление не было рассмотрено по существу. Согласно отчету ООО «Медиатор» рыночная стоимость квартиры истца составляет 1168000 рублей.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований, истец просила суд обязать администрацию Волгограда в 30-ти дневный срок после вступления решения в законную силу заключить с истцом соглашение об изъятии жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с выплатой истцу за счет средств казны муниципального образования возмещения за жилое помещение и убытки, причиненные собственнику его изъятием в размере 2814000 рублей. Прекратить право собственности Григорьевой С.П. на указанное жилое помещение с момента выплаты возмещения в полном размере. Обязать истца передать администрации Волгограда указанное жилое помещение с момента выплаты возмещения в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 06 июля 2022 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Волгограда – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 06 июля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Жилищным законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом, из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как предусмотрено пунктом 4.4. Постановления администрации Волгограда от 28 сентября 2015 года № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется путем выплатывозмещения (выкупа) за изымаемое жилое помещение.

В силу пункта 4.5. вышеуказанного Постановления процедура изъятия жилого помещения и выплаты возмещения (выкупа) за изымаемое жилое помещение осуществляется в следующем порядке:

- выплата возмещения за изымаемое жилое помещение осуществляется на основании соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение (далее - соглашение), заключаемого между собственником жилого помещения и комитетом по жилищной политике;

- на основании постановления администрации Волгограда об изъятии комитет по жилищной политике направляет собственникам жилых помещений проект соглашения, содержащий размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определяемый в соответствии с пунктами 4.7.1 - 4.7.3 раздела 4 настоящего Порядка;

- при согласии с условиями соглашения собственники жилых помещений представляют в комитет по жилищной политике подписанный экземпляр соглашения, а также соответствующие документы, необходимые для регистрации перехода права собственности на жилые помещения. Передача жилых помещений осуществляется путем подписания акта приема-передачи.

В случае если в течение 90 дней с даты получения проекта соглашения собственник жилого помещения не представит в комитет по жилищной политике подписанный экземпляр соглашения, а также в случае несогласия собственника жилого помещения с условиями соглашения, при отсутствии соглашения с таким собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, комитет по жилищной политике предъявляет в суд иск об изъятии жилого помещения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Григорьевой С.П. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, основание приобретения 1/2 доля квартиры - договор купли-продажи от 14 сентября 2021 года и 1/2 доли квартиры - свидетельство о праве на наследство по закону <адрес>3 от 17 января 2011 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24 сентября 2021 года.

Межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда 21 июня 2019 года принято заключение № <...> о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

01 августа 2019 года администрацией Волгограда издано постановление № <...> «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».

Постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года № 1877 «Об утверждении муниципальной программы «Жилище», утверждена муниципальная программа «Жилище», включающая в себя подпрограмму «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья», задачей которой является обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания), являющийся приложением к Программе.

Распоряжением администрации Волгограда от 02 октября 2019 года № 266 «Об утверждении списка граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» утвержден список граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма и подлежащих переселению из указанного аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, а также список собственников жилых помещений в аварийном и подлежащему сносу указанного многоквартирного дома.

21 октября 2019 года администрацией Красноармейского района Волгограда направлено в адрес Григорьевой С.П. уведомление о сносе дома сроком до 01 апреля 2020 года.

До настоящего времени указанный многоквартирный жилой дом собственниками не снесен, поручения по переселению граждан не выполнены, земельный участок для муниципальных нужд не изъят.

06 февраля 2020 года Григорьева С.П. обратилась в администрацию Волгограда с заявлением о заключении с ней соглашения о выкупе жилого помещения.

В ответ на указанное обращение Григорьевой С.П. комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда (письмо от 10 марта 2020 года) сообщил, что переселение граждан планируется осуществить в рамках муниципальной программы «Жилище», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29 декабря 2018 года №1877. При этом конкретные сроки переселения будут определены в зависимости от объемов финансирования, выделяемых ежегодно на реализацию данной Программы.

Также в этом же ответе сообщалось заявителю, что до осуществления программных мероприятий и в целях обеспечения безопасности проживающих граждан, у которых единственные жилые помещения, находящиеся в их собственности, расположены в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, не имеющих иного жилого помещения, пригодного для проживания на праве собственности или праве пользования, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда для временного проживания.

Для определения рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Григорьева С.П. обратилась к независимому оценщику ООО «Медиатор».

Согласно отчету ООО «Медиатор» № <...> от 05 октября 2020 года, рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 1168 000 рублей.

Из справки от 10 января 2022 года «Континент» ИП Константинов В.В. усматривается, что среднерыночная стоимость 1 кв.м. жилья в Красноармейском районе города Волгограда на 10 января 2022 года составляет 50000 - 70 000 рублей.

ООО «Алые паруса» провело осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оформило акт осмотра от 27 декабря 2021 года, согласно которому проживание в квартире невозможно: разрушены перекрытия, сантехника, водоснабжение и газоснабжение отрезаны.

В целях выяснения юридически значимых обстоятельств, определением суда от 11 января 2022 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Независимая экспертная оценка Волга».

Согласно заключению ООО «Независимая экспертная оценка Волга» № <...>-/005сэ от 01 марта 2022 года выкупная стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, включая убытки собственнику его изъятием, составила 1577600 рублей.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей, ст. 15, 32 ЖК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Постановлением администрации Волгограда от 28 сентября 2015 года № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», мотивировал принимаемое решение тем, что в настоящее время проживание в жилом доме невозможно, длительное бездействие ответчика по непринятию мер к расселению граждан из аварийного жилья, нарушает жилищные права истца, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что бюджетные ассигнования на выплатувозмещения за изымаемое жилое помещение в бюджете Волгограда на 2022 год не предусмотрены, ссылаясь на то, что мероприятия по переселению граждан, проживающих по адресу: <адрес>, должны быть завершены в 2025 году, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по выкупу жилых помещений, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие финансирования.

Кроме того, права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что собственник жилого помещения в аварийном жилом доме не наделен правом обращения в суд с иском о принудительном изъятии жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно частям 1 - 4, 6, 7, 9, 10 статьи 32 ЖК РФ и жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Частями 2-4 указанной статьи предусмотрена обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Согласно уведомлению, направленному в адрес собственников многоквартирного дома, в том числе Гриорьевой С.П. предложено осуществить снос многоквартирного дома в срок до 01 апреля 2020 года. Соответственно, исходя их положений ст.32 ЖК РФ муниципальный орган в разумный срок должен был изъять земельный участок и жилые помещения собственников многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, на момент принятия судом решения и апелляционного рассмотрения земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, не изымались. Из пояснений представителя ответчика Коченковой А.О. следует, что причиной задержки процедуры изъятия земельного участка служит отсутствие финансирования на изготовление межевого плата земельного участка, подлежащего изъятию.

Между тем, несоблюдение администрацией процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, само по себе основанием для отказа в удовлетворении заявленных в иске требований не является.

Учитывая, что обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора, является выяснение вопроса о фактическом состоянии жилого помещения на момент разрешения спора, а судом первой инстанции исходя из заключения ООО «Алые паруса» установлено, что дальнейшее проживание истца в квартире невозможно, разрушены межэтажные перекрытия дома, водоснабжение и газоснабжение отрезаны, состояние конструкции строения создает опасность для жизни и здоровья граждан, усматривается необходимость переселения жильцов.

Судебной коллегии было поручено администрации провести обследование технического состояния многоквартирного жилого дома на момент рассмотрения апелляционной жалобы. Согласно представленному акту от 11 мая 2023 года дом имеет вертикальные трещины, разрушение цоколя, наклон стен, выпучивание кирпичной кладки, из-за обрушения перекрытий в доме никто не проживает.

Таким образом, многоквартирный дом имеет критические деформации фундамента, наружных и внутренних стен, несущих конструкций крыши и значительную степень биологического поражения элементов деревянных конструкций. Все свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения здания, угрозе жизни и здоровью граждан, что является независимо от наличия в бюджете денежных средств, непринятия мер по изъятию земельного участка основанием для удовлетворения требований истца о взыскании денежного возмещения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел, что право собственности на 1/2 доли квартиры возникло у Григорьевой С.П. 24 сентября 2021 года на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2021 года, в то время как многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу 21 июня 2019 года, в связи с чем неверно определил размер возмещения за изымаемое жилое помещение, судебная коллегия признает несостоятельными к отмене решения.

Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Из представленного в материалы дела договора купли-продажи от 14 сентября 2021 года, заключенного между Шевцовым В.Н., Овченковой Ю.В. (продавцы) и Григорьевой С.П. (покупатель), предметом которого являлась 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, усматривается, что сторонами договора цена 1/2 доли квартиры определена в размере 1000000 рублей, оплата которой покупателем продавцам произведена в день подписания договора наличными денежными средствами (пункты 2.1, 2.2 договора).

Судом первой инстанции определена выкупная стоимость спорного изымаемого жилого помещения в размере 1577600 рублей, размер которой соответствует требованиям части 8.2 статьи 32 ЖК РФ (1000000 рублей + 1577600 рублей/2).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.

При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4768/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьева Светлана Павловна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
Григорьев Лев Николаевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Ривняк Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
04.04.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее