№ 2-946/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бузулук 16 октября 2023 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Бобылевой Н.В.,
с участием ответчика Охлопкова П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Охлопков П.П., Охлопков В.П., с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Роскадастр по Оренбургской области, ГКУ «Бузулукское лесничество», Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи и договора дарения земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Охлопкову П.П. Охлопкову В.П. о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств.
В обоснование заявленных требований указывает, что ** ** **** между Администрацией МО Бузулукский район Оренбургской области и Охлопковым П.П. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №. Впоследствии, право собственности на указанный земельный участок приобрел Охлопков В.П. на основании договора дарения от ** ** ****. Данный земельный участок обладает следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства; площадь 1200 кв.м.; адрес: <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале №; государственная регистрация № от ** ** ****. При проведении сопряженного пространственного анализа данных границах земельного участка с кадастровым номером № и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: кадастровый №; категория земель: земли лесного фонда; площадь 138 622 958 кв.м.; адрес: <адрес>. Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № от ** ** ****. Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером № с границами Бузулукского лесничества Оренбургской области следует, что в результате сопоставления рабочих планов, картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установленных по координатам из ЕГРН установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 1200 кв.м. Образованием спорного участка с кадастровым номером № были нарушены права Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи, с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации. Считают, что договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой, договор дарения от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой в части касающейся земельного участка с кадастровым номером №. Ввиду отсутствия у Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области права на заключение договора купли-продажи земельного участка из состава земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в силу ст. 168 ГК РФ. Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой, совершенной с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов, а договор дарения от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой в части касающейся земельного участка с кадастровым номером №.
Просит суд признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** ****. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата Охлопковым П.П. земельного участка с кадастровым номером № и возврата Администрацией Бузулукского района денежных средств. Признать недействительным (ничтожным) договор дарения от ** ** **** в части кающейся земельного участка с кадастровым номером №. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата Охлопковым В.П. земельного участка с кадастровым номером № Охлопкову П.П. Признать недействительной постановку на кадастровый учет и снять с государственного учета земельный участок с кадастровым номером №.
Определением суда от 10.04.2023 и протокольным определением от 08.06.2023 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ «Бузулукское лесничество», Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района.
Представитель истца – Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик Охлопков П.П. в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Представитель ответчика администрации МО Бузулукский район Оренбургской области Безбородова С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее возражала против заявленных требований, представив мотивированный отзыв.
Ответчик Охлопков В.П., представители третьих лиц Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Оренбургской области, ГКУ "Бузулукское лесничество", Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, в судебное не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, последние представили мотивированные отзывы об удовлетворении исковых требований.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
То есть описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными. При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей по состоянию 2008-2010 годов).
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 названного Федерального закона № 201-ФЗ (действующей до принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включал в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу подпункта 1 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.
Пунктом 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1).
Согласно части 3 статьи 14 указанного выше закона №172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Пунктом 3 части 6 этой же статьи предусмотрено, что указанные выше положения части 3 не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что оснований для применения в данном споре указанных выше положений не имеется, поскольку приоритет в определении категории земельного участка учитывается в отношении одного и того же земельного участка, сведения о категории которого различны в государственном лесном реестре, лесном плане и в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах. Однако в данном случае сведения о категории земельного участка, часть которого была захвачена при образовании земельного участка ответчика, внесены в Единый государственный реестр недвижимости – земли лесного фонда, что подтверждается соответствующим свидетельством о праве собственности, кадастровыми выписками. При этом суд обращает внимание, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, в состав которого вошли и спорные части земельного участка (по площади наложения), с установлением категории и вида разрешенного использования было зарегистрировано до выделения и проведения межевания земельного участка ответчика. Земельный участок ответчика был образован в 2008 году, с использованием, как уже указано выше, части земельного участка лесного фонда.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является лесной участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка, к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничества, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В ходе судебного заседания установлено, что ** ** **** между Администрацией МО Бузулукский район Оренбургской области и Охлопковым П.П. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №. Впоследствии, право собственности на указанный земельный участок приобрел Охлопков В.П. на основании договора дарения от ** ** ****.
Данный земельный участок обладает следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства; площадь 1200 кв.м.; адрес: Российская Федерация, <адрес>, земельный участок расположен в кадастровом квартале №; государственная регистрация права № от ** ** ****.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных границах земельного участка с кадастровым номером № и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда: земельный участок лесного фонда: кадастровый №; категория земель: земли лесного фонда; площадь 138 622 958 кв.м.; адрес: <адрес>. Правообладатель: Российская Федерация, государственная регистрация права № от ** ** ****.
Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером № с границами Бузулукского лесничества Оренбургской области следует, что в результате сопоставления рабочих планов, картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установленных по координатам из ЕГРН установлено, что данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда. Площадь пересечения (наложения) составила 1200 кв.м. Образованием спорного участка с кадастровым номером № были нарушены права Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером № в момент его постановки на кадастровый учет не был индивидуализирован, а впоследствии был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, таким образом, выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи, с чем подлежит возвращению в собственность Российской Федерации.
При постановке земельного участка на кадастровый учет органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.
Согласно пункту 3 приказа Росземкадастра от 2 октября 2002 г. № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков. При поступлении заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и описания земельного участка органом кадастрового учета проверялись документы на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 действовавшего на момент производимых учетных действий Закона № 221-ФЗ. Юридическая экспертиза данных документов при постановке на государственный кадастровый учет не проводится. Данные документы проверяются на соответствие Закону № 221-ФЗ, Закону № 101-ФЗ и требованиям к документам по межеванию.
Как следует из информации о лесном участке от ** ** ****, карты-схемы расположения и границ лесного участка, его характеристик, правообладателем лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 34,6 га, с лесистостью района 22,3%, особые отметки – земли лесного фонда, является Российская Федерация.
Из генерального плана МО Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов МО Сухореченский сельсовет Бузулукского район Оренбургской области от ** ** **** №, схем, являющихся приложением к плану, усматривается, что в нем отображены границы муниципального образования, границы земель лесного фонда, расположения муниципальных образований, транспортной, инженерной инфраструктур.
Согласно акту осмотра земельного участка № от ** ** ****, земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 1200 кв.м. граничит с лесом. Со стороны леса густо-высотные заросли лиственных пород деревьев, часть участка занята растительностью на 90%. Площадь участка ровная. Участок не огорожен, нет элементов строительства, отметок о границах в натуре нет. Коммуникации, газоснабжение, водоснабжение и электричество в 25 метрах от земельного участка. Земельный участок не имеет препятствий для подключения коммуникаций.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ** ** **** №, с изменениями внесенными приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от ** ** **** № установлены границы Бузулукского лесничества Оренбургской области.
Для правильного рассмотрения дела по существу судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Определением суда от 25.07.2023 по делу была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено кадастровому инженеру ООО «Лаборатория экспертиз «Регион 63» Беликову С.Н.
Согласно экспертного заключения № от ** ** **** земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам лесного фонда с учетом координат границ, указанных в «Описании местоположения границ Бузулукского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области»- приложении к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от ** ** **** № «Об установлении границ Бузулукского лесничества в Оренбургской области» ( с изменениями, внесенными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ** ** **** №). Наложение или пересечения границ спорного земельного участка с кадастровым номером № с землями лесного фонда в границах, указанных в «Описании местоположения границ Бузулукского лесничества в границах, расположенного на землях лесного фонда в Оренбургской области»- приложении к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от ** ** **** № «Об установлении границ Бузулукского лесничества в Оренбургской области» (с изменениями, внесенными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ** ** **** №) имеются. Установить, имеются ли наложенные или пересечения границ спорного земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком лесного фонда: кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда, площадь 138622958 кв.м., адрес: <адрес>? Правообладатель: РФ, государственная регистрация права № от ** ** **** невозможно. При положительных ответах на вопросы № и № координаты пересечений, площадь наложения указаны ниже:
<адрес> =658 кв.м.
№ тчк |
Координата Х |
Координата Y |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Совмещенный план – схема в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № составлена и приведена выше (совмещенный план схема № масштаб 1:2000. Н.п. Бузулукское Лесничество). Спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен в кадастровых границах Сухочеренского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области. Спорный земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в фактических границах Сухореченского сельского совета Бузулукского района Оренбургской области, в соответствии с Генеральным планом МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района, утвержденным Решением Совета Депутатов МО Сухореченский сельский совет Бузулукского района Оренбургской области от ** ** **** №. На спорном земельном участке объекты недвижимости не имеются, указать их характеристики невозможно.
Суд принимает указанное экспертное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку оно соответствует принципам относимости и допустимости, отвечает предъявляемым к такого рода заключениям требованиям, и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорено. Оснований сомневаться в правильности выводов экспертов у суда не имеется.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, право оценки доказательств принадлежит суду.
Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Однако, несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Суд данное заключение принимает в качестве относимого и допустимого доказательства. При оценке указанного заключения, судом принято во внимание, что вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Закона РФ "О государственной судебноэкспертной деятельности", экспертом, имеющим, соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ним вопросов, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение аргументировано, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в определении суда вопросами.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что спорный земельный участок полностью относиться к землям лесного фонда.
Рассматривая доводы ответчика администрация МО Бузулукский район Оренбургской области о том, что правовой режим земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:3490 соответствует действовавшему генеральному плану сельского поселения, суд приходит к следующим выводам
Территориальное планирование в силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования и генеральные планы.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1, 5, 5.4.2, 5.4.3 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 11 данного закона определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Таким образом, законодателем установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Поскольку имело место включение в границы населенного пункта муниципального образования Сухореченский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что сделано не было. Администрацией МО Бузулукского района либо администрацией МО Сухореченский сельсовет доказательств такого согласования не представило.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласования проекта документа территориального планирования, привело к включению земель лесного фонда в черту населенных пунктов, что влечет незаконное изменение категории земель.
В связи, с чем доводы представителя ответчика администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об утверждении генерального плана, которым была изменена категория спорного земельного участка на земли населенных пунктов, суд признает несостоятельными. Кроме того, суд отмечает, что перевод земель из лесного фонда в другую категорию – это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земли из распоряжения ее собственника – Российской Федерации. Земли лесного фонда относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно ч. ч. 1-3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 302 (пункты 1, 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Так в судебном заседании установлено и истцом доказано, что земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ) внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Согласно норме, закрепленной в указанной статье, установлено, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:
предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединении, либо образован из указанного земельного участка;
предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № не относится ни к одной из перечисленных категорий земельных участков.
Поскольку спорный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда Бузулукского лесничества (земельный участок лесного фонда №), в рассматриваемом случает действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 6, статей 7, 67 – 70.1 Лесного кодекса РФ, границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяется лесоустроительной проектной документацией.
Частью 2 статьи 91 ЛК РФ определено, что документированная информация в составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных и качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Таким образом, из изложенного следует, что первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда и доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, являются материалы лесоустройства – информация о лесном участке, план лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, лесотаксационного описания, свидетельство государственной регистрации права.
Статьей 8 Земельного кодекса РФ закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом согласно пункту 2 указанной статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 9, 29 ЗК РФ, статьями 209, 125, 214 ГК РФ управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Уполномоченным органом решений о смене категории земельного участка лесного фонда не принималось.
Таким образом, ввиду отсутствия у администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области права на заключение договора купли-продажи земельного участка из состава земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в силу статьи 168 ГК РФ, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** **** является недействительной (ничтожной) сделкой, совершенной с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов. Договор дарения от ** ** **** также является недействительной (ничтожной) сделкой, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером №.
Следовательно, имеются основания для применения последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ** ** ****, заключенного между администрацией МО Бузулукского района Оренбургской области и Охлопковым П.П., путем возврата земельного участка Охлопковым П.П. и взыскания с администрации МО Бузулукского района Оренбургской области в пользу Охлопкова П.П. денежных средств в размере 37927,93 рубля.
Поскольку судом установлено, что земельный участок в настоящее время принадлежит Охлопков В.П. и является землей лесного фонда, выбыл из собственности Российской Федерации помимо воли собственника, предоставление земельного участка, с учетом его отнесения к землям лесного фонда, осуществлено неуполномоченным лицом, сделка по отчуждению спорного земельного участка в силу закона является ничтожной, как не соответствующая требованиям закона, в связи с чем спорный земельный участок подлежит возвращению Российской Федерации из незаконного владения указанного ответчика.
Руководствуясь статьей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, Охлопков П.П., Охлопков В.П., с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Роскадастр по Оренбургской области, ГКУ «Бузулукское лесничество», Администрации МО Сухореченский сельсовет Бузулукского района о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи и договора дарения земельного участка, применении последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка и возврата денежных средств, – удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** ****.
Применить последствия недействительности сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ** ** ****, заключенного между администрацией МО Бузулукский район и Охлопков П.П., в виде возврата Охлопков П.П. земельного участка с кадастровым номером № и возврата администрацией МО Бузулукский район Охлопков П.П. денежных средств в размере 37927,93 рубля.
Признать недействительным (ничтожным) договор дарения от ** ** **** в части кающейся земельного участка с кадастровым номером №.
Применить последствия недействительности сделки -договора дарения от ** ** **** в части кающейся земельного участка с кадастровым номером № в виде возврата Охлопков В.П. земельного участка с кадастровым номером № Охлопков П.П..
Решение суда является основанием для признания недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:3490, и снятия с государственного кадастрового учета указанного земельного участка с кадастровым номером 56:08:0000000:3490.
Решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области соответствующих изменений, в том числе для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах собственности Охлопков П.П. и Охлопков В.П. на земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Решение изготовлено в окончательной форме 23.10.2023 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-946/2023, УИД 56RS0008-01-2023-000568-78, находящемся в производстве Бузулукского районного суда.