Дело № 2-1517/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г.Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
Судьи Сломовой И.В.,
при секретаре Пятницковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шваковой Ирины Александровны к Управлению Пенсионного фонда в Аксайском районе, третьи лица: ГУ отделение пенсионного фонда РФ по РО, об обязании осуществить выплату страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Швакова И.А. обратилась с иском к ГУ УПФ в Аксайском районе, указав, что ... г. она в связи с тем, что её стаж в учреждениях здравоохранения составлял на тот момент более 30 лет, обратилась в УПФР в ... с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1. ст. 30 Федеральным законом от ... г. № ...-Ф3 "О страховых пенсиях". Для подтверждения трудового стажа истцом была представлена трудовая книжка ЕТ-1 № ..., выданная ... г., которая содержит запись о периоде работы в Областной больнице ... Республики Казахстан с ... г. по ... г. гг.
В целях подтверждения периода работы с ... г. по ... г. гг., УПФР в ... в компетентный орган иностранного государства (Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан по ...) направлялись соответствующие запросы, ответ в трехмесячный срок не поступил. Несмотря на это, денежных средств истец не получала, в связи с чем вынуждена была повторно ... г. обратиться за назначение страховой пенсии по старости. С указанной заявление было вновь рассмотрено и признано обоснованным, пенсия начала выплачиваться за период с ... г., первый платеж поступил в ноябре 2018 года. Для разрешения сложившейся ситуации истец обратилась в Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по ... (ГУ ПФР по РО), в результате чего было получено письмо от ... г. № Ш-46192-19/4589 в котором указано, что правовых оснований для назначения пенсии с более ранней даты, чем 03.08.2018г. не имеется, а по результатам служебной проверки установлено, что справки УПФР в ... от ... г. № ... и № ... истцу выданы ошибочно.
Считая указанные доводы незаконными просила суд обязать Управление Пенсионного фонда в Аксайском районе Ростовской области назначить ей страховую пенсию по старости с ... г. и осуществить выплату страховой пенсии по старости за период с 17.08.2017г. по 03.08.2018г.
Швакова И.А. и ее представитель по доверенности Мацакян А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, Чемисова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав позицию, изложенную в письменном возражении на иск
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Суд с учетом мнения лиц участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
До 31.12.2014 трудовые пенсии по старости назначались на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2015 вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях », в силу ст. 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ« Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ« О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п.п. 3,4 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ« О страховых пенсиях »,размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях », перерасчет размера страховой пенсиипроизводится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно п. 6 статьи 21Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ« О страховых пенсиях » перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения, (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе и в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пп.б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установлении пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом« О страховых пенсиях », необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 10 статьи 15 Федерального закона « О страховых пенсиях »).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ« О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ« О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Для расчета размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными органами). Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается (п. 3 ст. 30Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ« О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На основании подп. 2 п. 1 ст. 30.3 вышеназванного Федерального закона размер трудовой пенсии ( страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Из анализа указанных положений закона следует, что перерасчет пенсии возможен только на основании заявления получателя пенсии, к которому приложены все необходимые для этого документы.
Судом установлено, что истец Швакова И.А. с ... г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от ... г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях ».
На момент обращения за назначением страховой пенсии, т.е. на ... г., по п.20 ч.1 ст.30 №400-ФЗ у Шваковой И.А. имелось 27 лет 02 месяца 03 дня общего стажа из них 25 лет 05 месяцев 06 дней специального стажа.
Размер пенсии истцу рассчитан исходя из представленных документов.
Суммарный размер пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 8666,33 рублей.
... г. истец обратилась в ГУ УПФ в Аксайском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Данное заявление оставлено без рассмотрения по заявлению самой Шваковой И.А.
... г. истец обратилась повторно обратилась в ГУ УПФ в Аксайском районе. По данному заявлению истице отказано, в связи с тем, что не выработан специальный (льготный) медицинский стаж - 30 лет.
Периоды работы с ... г. по ... г. взяты частично с ... г. по ... г. общим стажем, специальный стаж учтен только с ... г. по 01.12.1991г.
Письмом Министерства труда и социального развития РФ № ...-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ№ ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001«О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» разъяснено, что для установления в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников по каждому случаю необходимо проводить проверку данного события и в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, органы пенсионного фонда обязаны разъяснить лицам о необходимости их обращения в суды с оказанием им содействия в подготовки документов, необходимых суду. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Таким образом, удовлетворение исковых требований возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
При приеме заявлений о назначении трудовых пенсий специалисты Управления действуют строго Приказу Минтруда России от 19.01.2016 №14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховой пенсии"
Согласно п.24 данного регламента, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30-32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным п.20 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии представляют документы:
подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 ст.30, часть 1 ст.31, п.7 ст.1 ст.32, ст.33 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ;
Что касается спорных периодов работы в лечебных учреждениях республики Казахстан после ... г., то в соответствии со ст.10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ... г. компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.
Для подтверждения льготного стажа истца с ... г. по 16.01.1995г. на территории Республики Казахстан, ответчиком были направлены запросы ... г. и повторно ... г., ответ в трехмесячный срок не поступил.
Как следует из материалов дела, ответ из Республики Казахстан был получен позднее ... г., а именно ... г., в связи с чем решением ГУ УПФ в Аксайском районе Шваковой И.А. было отказано в установлении пенсии.
Указание на то, что факт трудовой деятельности подтверждается записями в трудовой книжке, не может служить основанием для перерасчета пенсии, поскольку трудовая книжка не содержит сведений по заработной плате истца.
Руководствуясь вышеперечисленными положениями законодательства, установив указанные обстоятельства и проанализировав представленные сторонами доказательства, данные пенсионного дела, суд приходит к выводу о не подтверждении истцом оснований для выплаты пенсии с более ранней даты, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости отказать.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2019 ░░░░.