Решение по делу № 2-563/2019 от 19.03.2019

                                                 Дело № 2-563-2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Заиграево                                                                             26 апреля 2019 года

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Трофимовой В.В.,

при секретаре Амбаеве А.Г.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора района А.А.А.,

представителя МО СП «Ключевское» Г.Г.Г.,

представителя ответчика МО «Заиграевский район» Г.А.Д.,

представителей третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства С.А.Н., Б.И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к Администрации МО СП «Ключевское», Администрации МО «Заиграевский район» об обязании обеспечить противопожарный разрыв, проложить минерализованные полосы, произвести очистку территории поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор района обратился в суд с иском, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, защите населения от чрезвычайных ситуаций в деятельности органов местного самоуправления, которой установлено, что в нарушение ст. 14 ФЗ№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1,10 ФЗ№ 69 «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории МО СП «Ключевское» не обеспечено наличие противопожарного разрыва шириной не мене 30 метров между лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории в <адрес> по ул. <адрес>. Минерализованные требования требуют обновления, территории имеющихся противопожарных расстояний захламлена горючими материалами (сухая трава, опилки, горбыль). Наличие указанных нарушений недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей сел в случае возникновения вблизи населенных пунктов лесного пожара, численность жителей сельского поселения составляет 2273 человека, в связи с чем необходимо устранение нарушений в кратчайшие сроки. Кроме того, в 2018 году в адрес поселения внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранений нарушений, в том числе по обустройству противопожарных разрывов, которое до настоящее время не исполнено, вынесено повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Т.Е. нарушения пожарной безопасности не устраняются, чем граждане на территории сельского поселения подвержены опасности перехода лесных пожаров в населенный пункт. Просит суд обязать МО СП «Ключевское» обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории <адрес> по ул. <адрес>, проложить минерализованные полосы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, произвести очистку территории поселения прилегающей к лесному массиву от горючих материалов (мусор, опилки, горбыль и др.).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Заиграевский район», в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, Республиканское агентство лесного хозяйства.

В судебном заседании старший помощник прокурора А.А.А. исковые требования подержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям, администрацию МО «Заиграевский район» обязать обеспечить финансирование мероприятий прокладки минерализованных полос в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на территории региона, в том числе на территории Заиграевского района веден особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что граждане самовольно занимают земельные участки для собственных нужд, при этом право собственности или иное право ими не оформляется, работа муниципальным земельным контролем должна вестись в этом направлении деятельности для устранения подобных фактов нарушения землепользования и соответственно правил противопожарной безопасности. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель МО СП «Ключевское» Г.Г.Г. возражений относительно иска в ходе рассмотрения дела не высказала, пояснив суду, что ведется работа с населением в части освобождения земельных участков, занятых самовольно гражданами, а также по очистке территории от горючих материалов. Минерализованные полосы проложены, но отсутствуют финансовые средства для оплаты произведенных работ.

В ходе подготовки дела к рассмотрению представлено возражение на иск, в котором просит отказать в удовлетворении требований прокурора со ссылкой на нормы законодательства в сфере противопожарной безопасности.

Представитель ответчика МО «Заиграевский район» Г.А.Д. просила в иске отказать, указывая, что меры по первичной противопожарной безопасности к полномочиям района не относятся, сельское поселение самостоятельно должно обеспечивать меры противопожарной безопасности на территории поселения. Полагала о наличии бездействия органов сельского поселения.

В ходе подготовки дела к рассмотрению также представлено возражение на иск (представитель Г.Н.И.), в котором просит отказать в удовлетворении требований прокурора поскольку администрация района не несет ответственности за действия и полномочия сельского поселения. Факт передачи полномочий по бюжетированию сельского поселения основанием для удовлетворения иска также не является. Участие муниципального района в силу закона в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не свидетельствует об обязанности обеспечения прокладки и очистки минерализованных полос и противопожарных разрывов поселений. Кроме того, на территории района создана оперативная группа реагирования по предотвращению и тушению лесных пожаров.

Представители Республиканского агентства лесного хозяйства Б.И.М., С.А.Н. против иска не возражали, при этом суду пояснили, что невозможно обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров между лесным массивом и построенными зданиями, сооружениями путем сплошной рубки как того просит администрация сельского поселения, поскольку федеральным законодательством запрещена сплошная рубка на территории защитных лесов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пп. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Подпунктом 7 части 1 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ч. 2 тс.11 ФЗ № 68 от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст.10).

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары; на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов; запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов (п.74,78,79).

Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 18.07.2013) "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м (п.4.14).

При рассмотрении дела установлено, что актом проверки зафиксировано по <адрес> плотное прилегание жилых строений к лесному массиву; на <адрес> имеется противопожарный разрыв, но на его территории находятся хозяйственные постройки (заборы, огороды, сарай); по <адрес> на территории лесного массива расположен жилой дом и придомовые постройки, терртрия огорожена забором около 0,5 га. Также зафиксировано, что прилегающая к лесному массиву территория захламлена (горбыль, опилки, мусор и иные горючие материалы). В 2018 году муниципальным земельным контролем администрации МО «Заиграевский район» проведена работа с населением по привлечению к ответственности за самовольную постройку.

Из объяснения главы МО СП «Ключевское» П.П.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в п. Татарский ключ по <адрес> прилегающих к лесному массиву противопожарные разрывы имеются, соответствуют ли нормативным требованиям, неизвестно, замеры не производились. В 2018 году ОНД МЧС проводилась проверка, она как глава поселения привлечена к административной ответственности за нарушение норм противопожарной безопасности, выдано предписание о необходимости обустройства противопожарного разрыва и минерализованных полос. В целях устранения нарушений в 2018 году проводилась опашка территории поселения, минерализованные полосы обустроены на протяжении 10 км, жителям домов выданы предписания о необходимости очитки придомовой территории от горючих материалов (травы, мусора, дров, опилок). Исполнение предписаний проконтролировано, очистка произведена. В настоящее время также планируется отделить лесные насаждения противопожарной минерализованной полосой, путем очистки, гражданам выдаются предписания о необходимости очистки придомовой территории от горючих материалов. В ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо главному лесничему Заиграевского района о необходимости проведения рубки лесных насаждений для обустройства противопожарных разрывов, для чего требуется разрешение на вырубку лесного фонда.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Заиграевского района Республики Бурятия по пожарному надзору А.О.А. граница населенного пункта не обновлена минерализованными полосами, исключающими возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенного пункта; не соблюдены противопожарные расстояния от границ застроек до лесного массива; 4 гидранта находятся в неисправном состоянии.

На основании указанного документа главе МО СП «Ключевское» П.П.П. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту в отношении главы МО СП «Ключевское» П.П.П. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Заиграевского района Республики Бурятия по пожарному надзору А.О.А. установлено, что граница населенного пункта <адрес> с лесным массивом не обновлена минерализованными полосами, исключающими возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенного пункта; не соблюдено противопожарное расстояния от границ застройки до лесного массива; на момент проверки, имеющиеся противопожарные расстояния, не очищены от горючих материалов, от сухой растительности; 4 пожарных гидранта находятся в неисправном состоянии.

Соответственно в адрес главы МО СП МО СП «Ключевское» П.П.П. вынесено предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду также представлен на обозрение фотоматериал территории поселения, прилегающей к лесному массиву, документы о переписке главы поселения с главным лесничеством Заиграевского района о проведении вырубки лесных насаждений, отчет об исполнении ранее выданного предписания, документы о переписке главы поселения с главой муниципального района о необходимости проверки земельного законодательства по факту самовольного занятия земельного участков, финансирования противопожарных мероприятий, об ознакомлении граждан территории поселения с правилами противопожарной безопасности.

При рассмотрении дела также установлено, что на основании соглашения о передачи полномочий от ДД.ММ.ГГГГ МО СП «Ключевское» передало полномочия МО «Заиграевский район» в рамках реализации полномочий по ФЗ-131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях эффективного исполнения полномочий органов местного самоуправления на территории муниципального образования в части вопроса составления проекта бюджета поселения, исполнения бюджета поселения, составления отчета об исполнении бюджета, в числе которых значатся осуществление операций по финансированию предусмотренных в бюджете расходов, за исключением средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений; осуществление внесения изменений в бюджетную роспись, за исключением средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений (п.1.1-1.2.1). Полномочия переданы сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Заиграевский район» от ДД.ММ.ГГГГ в целях подготовки к пожароопасному сезону 2019 года определено главам поселений провести мероприятия, в том числе с отделом выездного контроля, по проверке противопожарных разрывов на предмет их очистки (срок до ДД.ММ.ГГГГ), очистить минерализованные полосы и противопожарные разрывы от захламленности (до ДД.ММ.ГГГГ), на сельских сходах провести профилактически беседы и оформить документально и др.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Заиграевский район» с ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Факт нарушения норм противопожарной безопасности не оспаривается.

Учитывая вышеприведенные нормативно-правовые требования, а также то обстоятельство, что на территории муниципального образования «Заиграевский район» с ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим, принимая во внимание необходимость неукоснительного соблюдения требований противопожарного законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в целях недопущения угрозы жизни и здоровью, имущества жителей района, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении иска.

При этом, суд также принимает во внимание требование закона в той части, что в силу положений ст.14,15 ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. Статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не имеют правового значения для разрешения данного спора, поскольку противоречат нормам действующего законодательства о пожарной безопасности, защите населения от чрезвычайных ситуаций в деятельности органов местного самоуправления.

По указанным основаниям, суд находит доводы ответчиков несостоятельными, требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Заиграевского района РБ к Администрации МО СП «Ключевское», Администрации МО «Заиграевский район» об обязании обеспечить противопожарный разрыв, проложить минерализованные полосы, произвести очистку территории поселения - удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «Ключевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров между лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории в <адрес> по <адрес>

- проложить минерализованные полосы в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- произвести очистку территории поселения, прилегающей к лесному массиву от горючих материалов (мусор, опилки, горбыль и др.).

Обязать администрацию МО «Заиграевский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий прокладки минерализованных полос.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                             подпись                          В.В. Трофимова

Копия верна. Судья                                       В.В. Трофимова

Решение принято в окончательной форме 30.04.2019 года.

2-563/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Заиграевского района РБ
Ответчики
Администрация "Заиграевский район"
Администрация МО СП "Ключевское"
Другие
Республиканское агенстство лесного хозяйства
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Трофимова В.В.
Дело на сайте суда
zaigraevsky.bur.sudrf.ru
19.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2019Передача материалов судье
20.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2019Подготовка дела (собеседование)
01.04.2019Подготовка дела (собеседование)
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2019Судебное заседание
17.04.2019Подготовка дела (собеседование)
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее