Судья: Шматко С.Н.Дело № 33а-1404/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой Е.А.,
судей: Богатых О.П., Авиловой Е.О.,
при секретаре Дроздовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Ростовской области к Заржецкому А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени, по апелляционной жалобе Заржецкого А.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 сентября 2018г.
Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
Межрайонная ИФНС России №23 по Ростовской области (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Заржецкого А.В.задолженности по налогам и пеней.
В обоснование заявленных требований инспекция указала, что административный ответчик, являясь собственником транспортных средств и квартиры, обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц своевременно в полном объеме не выполнил. На образовавшуюся задолженность начислены пени.
Направленные инспекцией в адрес Заржецкого А.В. требования№ 85863 от 07.11.2015, № 38344 от 27.12.2016 об уплате налогов и пеней в добровольном порядке не исполнены.
С учетом изложенного административный истец просил суд взыскать с Заржецкого А.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2015 год в размере 8 744 руб., пеню в размере 72,87 руб., недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 728 руб., за 2015 год – 11 106 руб., пеню в размере 103,41 руб., на общую сумму 20 754,28 руб.
Решением Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 24 сентября 2018г.административное исковое заявление Заржецкого А.В. удовлетворено.
С Заржецкого А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2015 год в размере 8 744 руб., пеня в размере 72,87 руб.; недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 728 руб., за 2015 год в размере 11 106 руб., пеня в размере 103,41 руб., а всего – 20 754,28 руб.
Также с Заржецкого А.В. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 822,63 руб.
В апелляционной жалобе Заржецкий А.В. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований истца.
Ссылаясь на положения ст.48 НК Российской Федерации, заявитель жалобы указывает, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора о взыскании недоимки по налогам с физических лиц.
В возражениях инспекции на апелляционную жалобу содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы Заржецкого А.В. – без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный ответчик Заржецкий А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административногоистца – Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области по доверенностиАкопян Б.Б.просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя административного истца Акопяна Б.Б., административного ответчика, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В ст.286 КАС Российской Федерации указано, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации на каждого возлагается обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах – п.1 ст.45 НК Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.57 и 58 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п.1 ст.397 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – п. 3 ст. 363 НК Российской Федерации
Согласно ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 401 НК Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенные в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Заржецкий А.В. в спорный период являлся собственником транспортных средств: МАЗДА 3, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2014 года выпуска, дата регистрации права 03.09.2014;КИА СОРЕНТО ХМ, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2011 года выпуска, дата регистрации права 08.02.2012, дата утраты права 02.02.2016; ХЕНДАЙ SANTAFE, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2015 года выпуска, дата регистрации права 25.12.2015, а также квартиры, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадь 101 кв.м, расположенной по адресу: 344092, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, дата регистрации права 25.08.2004.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст. 45 НК Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 НК Российской Федерации, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст.48 НК Российской Федерации).
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок в адрес налогоплательщика направлены: налоговое уведомление № 576892 от 01.04.2015 о необходимости уплатыналога в срок до 01.10.2015, налоговое уведомление № 97153702 от 29.07.2016 о необходимости уплаты налога в срок до 01.12.2016.
Поскольку в добровольном порядке обязанность по уплате налоговЗаржецким А.В. не исполнена, в его адрес направлены: требование №85863 по состоянию на 07.11.2015г. об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 29.01.2016, требование № 38344 по состоянию на 27.12.2016г. об уплате недоимки по налогам и пени в срок до 05.04.2017.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №4 Ворошиловского судебного района г.Ростова-на-Дону от 20.12.2017 с Заржецкого А.В. взыскана задолженность по налогам и пени в сумме 20 754,28 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №4 Ворошиловского судебного района г.Ростова-на-Дону от 06.02.2018 указанный судебный приказ отменен.
С административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени налоговый орган обратился в суд 01.08.2018.
При таких обстоятельствах, учитывая положения абз.2 ч.3 ст.48 НК Российской Федерации, сроки на обращение в суд в порядке искового производства налоговой инспекцией соблюдены.
Довод административного ответчика о несоблюдении инспекцией досудебного порядка урегулирования спора признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку положениями действующего законодательства досудебный порядок не является обязательным при взыскании налоговым органом недоимок по налогам, пеней.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о размере взысканной недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. и с суммой пеней по указанной недоимке.
Так, вналоговом уведомлении № 97153702 от 29.07.2016указано транспортное средство ХЕНДАЙ SANTAFE, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно выписке об объектах налогообложения право собственности на данное транспортное средство зарегистрировано 25.12.2015.
В соответствии с ч.5 ст.408 НК Российской Федерации, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периодаправа собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у Заржецкого А.В. отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога заХЕНДАЙ SANTAFE, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за 2015 год.
Также в налоговых уведомлениях № 576892 от 01.04.2015, № 97153702 от 29.07.2016 указано транспортное средство ВАЗ 21120, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно выписке об объектах налогообложения 07.02.2006 данное транспортное средство снято с учета в связи с прекращением права собственности.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Заржецкого А.В. обязанности по уплате налогазаВАЗ 21120, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за 2014-2015гг.
Вместе с тем, административный ответчик в спорный период являлся собственником транспортных средств: МАЗДА 3, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, КИА СОРЕНТО ХМ, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартиры, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 101 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.Данные обстоятельства не оспаривались Заржецким А.В. в настоящем судебном заседании.
Указанное свидетельствует о том, что Заржецкий А.В. в соответствии с приведенными выше положениями закона является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц в отношении данных объектов,обязанность по уплате недоимок не исполнил в установленный налоговым органом срок, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 9 630 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 8 744 руб. и пени в размере 72,87 руб., исчисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 8744 руб.(требование №38344 по состоянию на 27.12.2016, налоговое уведомление №97153702 от 29.07.2016).
В силу ч.1 ст.75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 5 ст.75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
С учетом изложенного обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Указанные выводы согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.02.2015 № 422-О.
Принимая во внимание отсутствие у Заржецкого А.В. обязанности по уплате транспортного налога за ХЕНДАЙ SANTAFE, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за 2015 год,заВАЗ 21120, гос. рег. знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за 2014-2015гг., судебная коллегия полагает, что пени на данные недоимки взысканию не подлежат.
Поскольку мотивированноеобоснование расчета пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 9630 рублей налоговым органом не представлено, ее обоснованность в размере отыскиваемых сумминспекцией не доказана, факт виновного неисполнение налогового уведомления, содержащего неверные данные по исчислению транспортного налога, также налоговым органом не доказан, то судебная коллегия полагает, что пени на вышеуказанную недоимку также взысканию не подлежат.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований административного искового заявления в части взыскания с Заржецкого А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 8 744 руб., пени в размере 72,87 руб., недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 9 630 руб.
В остальной части требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного изменению подлежит и размер госпошлины, взысканной судом с Заржецкого А.В., который согласно абз.5 п.1.ч.1 ст.333.19 НК Российской Федерации составляет 737,87 руб.
Данная государственная пошлина подлежит зачислению в местный бюджет.
Доводы административного ответчика о том, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и, соответственно, недоимка и пени за спорный период подлежат списанию, как безнадежныеко взысканию, подлежат отклонению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от28.12.2017 N 436-ФЗ).
В п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Положениями п. п. 1, 3 ст. 363, п. п. 1, 4 ст. 397, п. п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении. Соответственно, уплата указанных налогов за 2014 год производится налогоплательщиком - физическим лицом - в году, следующем за истекшим налоговым периодом, то есть после 1 января 2015 года.
Следовательно, по состоянию на 1 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за предшествующие 2014 году налоговые периоды по указанным налогам, поскольку обязанность оплатить указанные налоги за 2014 год возникает у налогоплательщика - физического лица только - в 2015 году.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 сентября 2018г. отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 23 по Ростовской области к Заржецкому А.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество и транспортному налогу, пени - частично.
Взыскать с Заржецкого ФИО8 в пользу МИФНС России № 23 по Ростовской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 8 744 руб., пени в размере 72,87 руб., недоимку потранспортному налогу за 2015 г. в размере 9 630 руб.
Взыскать с Заржецкого ФИО10 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 737,87 руб.
В остальной части административных исковых требований МИФНС России № 23 по Ростовской области - отказать.
Председательствующий:
Судьи: