РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Тереховой Л.С., с участием административного истца Фальковской И.Л., представителя заинтересованного лица по доверенности Почесневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-521/2019 по административному исковому заявлению Фальковской И.Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Иркутской области о признании задолженности безнадежной к взысканию, списании задолженности в связи с истечением сроков взыскания,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований административный истец указала, что 00.00.0000 она получила требование об уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 00.00.0000 прочие начисления в размере (данные изъяты) рублей, страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 00.00.0000 прочие начисления в размере (данные изъяты) рублей, а всего (данные изъяты) рубль. 00.00.0000 года она обратилась Главное Управление отдела пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о разъяснении возникновения задолженности, т.к. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ПФР: (данные изъяты). Задолженность за периоды 2002-2004 годы, взыскание которой не осуществлялось. Поэтому в УФНС России по Иркутской области направлено письмо (данные изъяты) с просьбой об отмене взыскания по требованию об уплате № (данные изъяты), в связи с истечением сроков взыскания. МИФНС № 18 по Иркутской области проигнорировала данное письмо ПФР от 00.00.0000. Это значит, что обязанность по списанию задолженности в связи с истечением сроков взыскания МИФНС № 18 по Иркутской области не выполнена. 00.00.0000 она направила заявление в МИФНС № 18 по Иркутской области о списании задолженности за истечением сроков взыскания, 00.00.0000 заявление было направлено повторно, ответ ни на одно заявление не получила. 00.00.0000 она вновь получила в личном кабинете портала Госуслуги уведомление об имеющейся задолженности за период 2002-2004 годы, взыскание которой не осуществлялось по страховым взносам в бюджет пенсионного фонда РФ, страховая часть до 2010 в размере – (данные изъяты) рублей, страховым взносам в бюджет пенсионного фонда РФ накопительная часть до 2010 в размере – (данные изъяты) рублей, а так же дополнительно начисленные пени по страховым взносам в бюджет пенсионного фонда РФ (с 00.00.0000) в размере (данные изъяты), по страховым взносам в бюджет пенсионного фонда РФ (с 00.00.0000) – (данные изъяты). Это значит, что обязанность по списанию задолженности в связи с истечением сроков взыскания МИФНС № 18 по Иркутской области так же не выполнена.
Просит суд признать задолженность по страховым взносам в сумме (данные изъяты) рубля и начисленных на неё пени безнадежными к взысканию, обязать МИФНС № 18 по Иркутской области списать сумму задолженности по страховым взносам в сумме (данные изъяты) рубля и начисленных на неё пени, взыскать с МИФНС № 18 по Иркутской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административный истец Фальковская И.Л. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области Почеснева О.А. в судебном заседании пояснила, что задолженность Фальковской И.Л. списана по решению органа пенсионного фонда от 00.00.0000 года, однако предоставить данные сведения в налоговую инспекцию не представляется возможным по технически причинам.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. ).
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Фальковская И.Л. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 00.00.0000, снята с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя 00.00.0000 по собственному желанию на основании заявления о снятии с учёта (л.д. ).
Решением руководителя ГУ УПФ РФ в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области (данные изъяты) недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за плательщиком страховых взносов Фальковской (П.) И.В. в сумме (данные изъяты) рубля признана безнадежной к взысканию (л.д. ).
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
На основании ч. 2 ст. 12 указанного Закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в отношении задолженности по страховым взносам по состоянию на 1 января 2017 года истекли установленные законом сроки для принудительного взыскания. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом не установлено, административным ответчиком не представлено, что позволяет сделать вывод об утрате возможности её взыскания. Утрата возможности взыскания основной недоимки по страховым взносам влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Кроме того, в соответствии в частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей, оплата которой подтверждается чек - ордером от 25 января 2019 года (л.д. ).
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░