Копия дело № 2-6848/2024
УИД: 24RS0048-01-2022-015778-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Настенко В.В.,
с участием представителя истца – Домниной Е.В., доверенность от 14.06.2023г.,
представителя ответчика – Королевой А.С., доверенность от 27.12.2024г.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина Сергея Викторовича к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмин С.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнений (т. 1 л.д. 61-63)) к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить досрочную страховую пенсию по старости. Требования мотивированы тем, что истец, является гражданином, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера, 11.07.2022г. истец обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии, однако ему было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, при этом ответчиком не зачтены периоды работы Кузьмина С.В. на территории, относящейся к Крайнему Северу. Просит признать действия (бездействие) по принятию решения об отказе в установлении пенсии незаконными, возложить обязанность на ОСФР по Красноярскому краю включить период военной службы с 21.10.1980г. по 23.11.1982г.; период обучения с 01.08.1983г. по 24.11.1986г. в страховой стаж; периоды работы в ТОО «Студстрой» с 15.07.1983г. по 31.08.1983г.; с 01.10.1993г. по 30.11.1993г.; с 01.01.1994г. по 31.08.1994г.; с 01.10.1994г. по 31.10.1994г.; с 01.02.1995г. по 31.05.1995г.; с 01.08.1995г. по 31.08.1995г.; с 01.10.1995г. по 30.11.1995г.; с 01.01.1996г. по 31.05.1996г.; с 01.07.1996г. по 30.11.1996г.; с 01.01.1997г. по 28.02.1997г.; с 01.04.1997г. по 31.05.1997г.; с 01.07.1997г. по 31.08.1997г.; периоды работы в ООО «ЗапСибГазМонтаж» с 01.05.2002г. по 31.12.2005г.; с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.; с 01.06.2007г. по 16.12.2008г.; с 08.03.2009г. по 20.09.2012г.; с 30.10.2012г. по 19.11.2012г.; с 23.11.2012г. по 04.04.2013г.; с 26.05.2013г. по 02.09.2013г.; с 05.09.2013г. по 03.03.2014г.; с 09.05.2017г. по 29.05.2017г.; с 31.12.2021г. по 07.07.2022г. в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11.07.2022г.
Истец – Кузьмин С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, доверил представление своих интересов Домниной Е.В.
Представитель истца – Домнина Е.В., действующая по доверенности от 14.06.2023г., в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что Кузьмин С.В. является гражданином Украины, он периодически проживает на территории России. 11.07.2022г. по заявлению истца, ему назначена досрочная страховая пенсия по старости, в связи с работой в Районах Крайнего Севера, при этом, ответчиком не включены спорные периоды работы, военной службы и обучения в стаж на соответствующих видах работ. Указала, что при увольнении Кузьмина С.В. из ТОО «Студстрой» ему выдана справка о размере заработной платы, из которой следует, что истцу начислялась и выплачивалась заработная плата в спорные периоды времени, с 1983г. по 1998г. Относительно периодов работы в ООО «ЗапСибГазМонтаж» указала, что Кузьмин С.В. являлся генеральным директором Общества, поэтому им подписана справка о размере заработной платы, в том числе от имени главного бухгалтера, истцу неизвестно почему на его лицевом счете не отражен код особых условий труда, также указала, что бухгалтерия ООО «ЗапСибГазМонтаж» находилась на Украине, часть архивных документов хранится в архиве Украины, в связи с чем, представить их нет возможности. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Королева А.С., действующая по доверенности от 27.12.2023г., в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что досрочная страховая пенсия назначена истцу с даты его первоначального обращения - с 11.07.2022г. Часть периодов военной службы заменена периодами работы, поскольку для исчисления размера пенсии такой вариант является наиболее выгодным. Также указала, что периоды работы в ТОО «Студстрой» приняты к зачету в соответствии со справкой предоставленной архивным органом по запросу пенсионного органа. Спорные периоды работы в ООО «ЗапСибГазМонтаж» не приняты к зачету, поскольку истцом не подтверждена занятость в районах Крайнего Севера, истец являлся генеральным директором Общества, имеет гражданство Украины, достоверных доказательств, подтверждающих ведение трудовой деятельности истцом в районах Крайнего Севера не представлено. Включение периода обучения в стаж не даст увеличения размера пенсии, поскольку при его расчете применены максимально возможные коэффициенты. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
01.01.2023г. произошла реорганизация, в результате которой изменилось наименование ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю).
Выслушав объяснения представителя истца Домниной Е.В., представителя ответчика Королевой А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 названного выше Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года - 5686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года - 6044 рублям 48 копейкам, с 1 января 2022 года - 6 564 рублям 31 копейке, с 1 января 2023 года - 7 567 рублям 33 копейкам, с 1 января 2024 года - 7 915 рублям 43 копейкам.
В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера, не менее 15 лет.
Расчет размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 1 января 2002 г. (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок расчета пенсии по старости определен положениями статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях". Основания перерасчета размера страховой пенсии и срок определены в статье 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК x СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды трудовой деятельности, имеющие место до 1 января 2015 г. исчисляются в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется по формуле - ИПКс = П / 64,10, где:
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г.;
64,10 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
В силу пункта 1 части 15 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 17 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 г.
В силу абз. 8 п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Данный перечень является исчерпывающим.
В целях оценки пенсионных прав согласно по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ учитываются периоды, когда граждане не подлежали обязательному пенсионному страхованию и уплата страховых взносов законодательством не предусматривалась. К таким периодам относятся периоды подготовки к профессиональной деятельности (обучение в училищах, средних специальных и высших заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре и т.п.)
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кузьмин С.В. является гражданином Украины, что подтверждается паспортом иностранного гражданина (т. 1 л.д. 94-95).
22.09.2020г. истцу выдан вид на жительство иностранного гражданина на территории РФ (т. 1 л.д. 94).
11.07.2022г. Кузьмин С.В. обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 83-86).
Решением ОСФР по Красноярскому краю № № истцу Кузьмину С.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г., с 11.07.2022г. (т. 1 л.д. 73).
Согласно данным о стаже, в страховой стаж истца включены периоды работы: с 01.09.1979г. по 01.11.1980г.; с 06.02.1984г. по 17.09.1984г.; с 17.12.1986г. по 28.08.1990г.; с 03.09.1990г. по 31.12.1990г.; с 01.01.1991г. по 11.05.1993г.; с 15.07.1993г. по 31.08.1993г.; с 01.10.1993г. по 30.11.1993г.; с 01.01.1994г. по 31.08.1994г.; с 01.10.1994г. по 31.10.1994г.; с 01.02.1995г. по 31.05.1995г.; с 01.08.1995г. по 31.08.1995г.; с 01.10.1995г. по 30.11.1995г.; с 01.01.1996г. по 31.05.1996г.; с 01.07.1996г. по 30.11.1996г.; с 01.01.1997г. по 28.02.1997г.; с 01.04.1997г. по 31.05.1997г.; с 01.07.1997г. по 31.08.1997г.; с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.; с 01.06.2007г. по 16.12.2008г.; с 08.03.2009г. по 20.09.2012г.; с 30.10.2012г. по 19.11.2012г.; с 23.11.2012г. по 04.04.2013г.; с 26.05.2013г. по 02.09.2013г.; с 05.09.2013г. по 03.03.2014г.; с 09.05.2017г. по 29.05.2017г.; также включен период военной службы со 02.11.1980г. по 23.11.1982г.; в стаж на соответствующих видах работ (РКС) включены следующие периоды работы истца: с 01.09.1993г. по 30.09.1993г.; с 01.12.1993г. по 31.12.1993г.; с 01.09.1994г. по 30.09.1994г.; с 01.11.1994г. по 31.01.1995г.; с 01.06.1995г. по 31.07.1995г.; с 01.09.1995г. по 30.09.1995г.; 01.12.1995г. по 31.12.1995г.; с 01.06.1996г. по 30.06.1996г.; с 01.12.1996г. по 31.12.1996г.; с 01.03.1997г. по 31.03.1997г.; с 01.06.1997г. по 30.06.1997г.; с 01.09.1997г. по 05.01.1998г.; с 17.12.2008г. по 07.03.2009г.; с 21.09.2012г. по 29.10.2012г.; с 20.11.2012г. по 22.11.2012г.; с 05.04.2013г. по 25.05.2013г.; с 03.09.2013г. по 04.09.2013г.; 04.03.2014г. по 08.05.2017г.; с 30.05.2017г. по 31.12.2021г. (т. 1 л.д. 53).
В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица в отношении Кузьмина С.В., последний зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 25.04.2012г. (т. 2 л.д. 196-201).
Согласно разделу «сведения о периодах трудовой или иной общественно-полезной деятельности» на лицевом счете отражен период военной службы с 21.10.1980г. по 23.11.1982г.; периоды работы в ТОО «Студстрой» с 15.07.1993г. по 31.08.1993г.; с 01.09.1993г. по 30.09.1993г. (РКС); с 01.10.1993г. по 30.11.1993г.; с 01.12.1993г. по 31.12.1993г. (РКС); с 01.01.1994г. по 31.08.1994г.; с 01.09.1994г. по 31.01.1995г. (РКС); с 01.02.1995г. по 31.05.1995г.; с 01.06.1995г. по 31.12.1995г. (РКС); с 01.01.1996г. по 31.05.1996г.; с 01.06.1996г. по 30.06.1996г. (РКС); с 01.07.1996г. по 30.11.1996г.; с 01.12.1996г. по 31.12.1997г. (РКС); с 01.01.1998г. по 05.01.1998г.
Периоды работы с 2002г. до 2006г. на лицевом счете не отражены. Период работы в ООО «ЗапСибГазМонтаж» с 01.01.2006г. по 31.12.2021г., за исключением периода с 01.01.2007г. по 31.05.2007г. отражен с территориальным кодом – РКС, при этом отсутствуют сведения об оплате страховых взносов за 2006-2011гг., 4 квартал 2012г., 4 квартал 2013г. – 2017г., 2021г. – первый квартал 2022г.
Согласно информации, предоставленной Управлением ФНС по Республике Калмыкия от 06.09.2022г., ООО «ЗапСибГазМонтаж» по состоянию на 06.09.2022г. состоит на учете в МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, дата создания юридического лица – 21.08.2001г., генеральный директор – Кузьмин С.В. Сведения об уплате налогов Обществом за 2002-2006гг. отсутствуют. Также отсутствуют учредительные документы, приказ о назначении на должность руководителя, рекомендовано обратиться в МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (т. 1 л.д. 97).
Согласно информации, предоставленной МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14.09.2022г., в связи с изменением места нахождения ООО «ЗапСибГазМонтаж» в 2006г. с подведомственной ИФНС по г. Элиста Республики Калмыкия на подведомственную территорию Инспекции факт передачи учетного/регистрационного дела не зафиксирован и отсутствует в архиве Инспекции. Рекомендовано обратиться непосредственно в Общество (т. 1 л.д. 100-101).
В целях проверки стажа Кузьмина С.В., пенсионным органом, при рассмотрении его заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости в ООО «ЗапСибГазМонтаж» запрошены документы о деятельности организации за 2002-2005гг., согласно ответу Общества, подписанному генеральным директором Кузьминым С.В., запрашиваемые документы не могут быть представлены, поскольку хранятся в архиве, который географически отдален от места ведения текущей деятельности (т. 1 л.д. 96-96).
15.09.2022г. Кузьминым С.В., как руководителем ООО «ЗапСибГазМонтаж», выдана справка № № о том, что Кузьмин С.В. работает в Обществе с 01.05.2002г. по настоящее время в должностях заместитель генерального директора и генеральный директор (т. 1 л.д. 113).
Также выдана справка о размере заработной платы Кузьмина С.В. за период с 2002г. по 2011г., подписанная генеральным директором и главным бухгалтером в одном лице Кузьминым С.В. (т. 1 л.д. 112).
По сообщению МИФНС № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 07.10.2022г., ООО «ЗапСибГазМонтаж» состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения в МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу с 18.01.2008г. Имеет обособленные подразделения в г. Надым и с. Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Также, в период с 01.09.2003г. по 20.08.2015г. имелось обособленное подразделение в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа (т. 1 л.д. 116).
Из заявления о регистрации Общества, заполненного руководителем предприятия Новиковым М.В. 21.08.2001г. следует, что фактическим адресом нахождения ООО «ЗапСибГазМонтаж» является: г. Москва, ул. <адрес>, юридическим адресом является: Республика Калмыкия, г. Элиста, <адрес> (т. 1 л.д. 134).
По сообщению ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31.05.2023г., за период с 2002-2005гг. страхователем ООО «ЗапСибГазМонтаж» начисление и уплата страховых взносов в отношении Кузьмина С.В. не производилась (т. 1 л.д. 236).
УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу 08.07.2024г. предоставлена информация о том, что ООО «ЗапсибГазМонтаж» осуществляло финансово-хозяйственную деятельность в период с 2003г. по 2022г., также представлены справке по форме 2-НДФЛ в отношении Кузьмина С.В. за 2015-2022гг.
В соответствии с информацией, предоставленной ГУ МВД России по Красноярскому краю от 19.05.2023г., Кузьмин С.В. состоял на учете по месту пребывания с 17.07.2008г. по 12.10.2008г. в г. Ханты-Мансийск; с 16.11.2008г. по 17.11.2008г., с 06.04.2009г. по 07.04.2009г. в Московской области; с 17.12.2008г. по 07.03.2009г., с 17.10.2012г. по 20.11.2012г., с 20.11.2012г. по 15.02.2013г. в г. Красноярске; с 04.09.2009г. по 23.10.2009г., с 18.11.2009г. по 03.04.2010г., с 03.04.2010г. по 16.06.2010г., с 21.09.2012г. по 17.10.2012г. в Ямало-Ненецком автономном округе; с 12.03.2013г. по 05.04.2013г., с 05.04.2013г. по 25.05.2013г., с 04.03.2014г. по 06.03.2014г., с 06.03.2014г. по 21.04.2014г. в Туруханском районе Красноярского края; с 03.09.2013г. по 04.09.2013г. в Ханты-Мансийском автономном округе; с 11.09.2022г. по 12.09.2022г., с 19.10.2022г. по 19.10.2022г., с 04.11.2022г. по 05.11.2022г.. с 14.03.2023г. по 15.03.2023г. в г. Тюмень. По месту жительства периодически с 2014г. по 2022г. был зарегистрирован в г. Красноярске (т. 1 л.д. 234-235).
Также, в материалы гражданского дела представлены копии справок о периодах работы и заработной плате Кузьмина С.В. в ТОО «Студстрой», выданные в 1998г. Кузьмину С.В., и предоставленные по запросу пенсионного органа в 2022г. (т. 1 л.д. 136, 211) в которых содержится различная информация, в связи с чем, судом направлен запрос в администрацию г. Надым.
Согласно уточненной архивной справке от 03.07.2024г. № №, предоставленной Отделом по делам архивов администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, имеются сведения о заработной плате Кузьмина С.В. в ТОО «Студстрой» за сентябрь и декабрь 1993г.; сентябрь, ноябрь и декабрь 1994г.; январь, июнь, июль, сентябрь и декабрь 1995г.; июнь и декабрь 1996г.; март, июнь, сентябрь – декабрь 1997гг., что также подтверждается расчетными ведомостями.
Согласно информации, представленной ОСФР по Красноярскому краю, нарушений в исчислении размера пенсии Кузьмина С.В. не установлено, расчет пенсии произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, размер определен с учетом трудового стажа и заработка правильно.
Кузьмину С.В. пенсия рассчитана по п. 4 ст. 30 ФЗ № 173, с учетом СВН по ФЗ-400, как наиболее выгодный, размер пенсии и фиксированная выплата к страховой пенсии по состоянию на 11.07.2022г. составил 28 238,29 руб.
Размер пенсии истца исчислен из общего трудового стажа на 01.01.2002г., который составил 15 лет 06 месяцев 08 дней, заработной платы за 60 месяцев (август 1993г. – декабрь 1997г.) – 810,44 руб., в связи с чем, расчетный размер пенсии на 01.01.2002г. составил 660 руб., при этом пенсионным органом учтена пропорция при неполном стаже – 0,62088889, страховые взносы по состоянию на 31.12.2014г. в размере 1 379 052,17 руб.
С 01.01.2010г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» осуществляется валоризация величины расчетного пенсионного капитала - переоценка пенсионных прав с учетом стажа работы до 01.01.1991г.
Сумма валоризации составляет 10 процентов от величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г.
Стаж для валоризации истца до 01.01.1991г. составил 7 лет, коэффициент валоризации 17 %.
Кроме того, при расчете размера пенсии пенсионным органом учтено, что размер страховых взносов, отраженных на лицевом счете застрахованного лица превышает предельную величину базы, в связи с чем, в адрес страхователя – ООО «ЗапСибГазМонтаж» направлен запрос о предоставлении первичных документов в отношении Кузьмина С.В., которые не были представлены, так как по сообщению генерального директора Кузьмина С.В. находятся в архиве, который территориально удален, поэтому при расчете размера страховой пенсии ответчиком приняты во внимание максимально возможные размеры страховых взносов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Кузьмина С.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости ОСФР по Красноярскому краю правомерно не учтены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Кузьмина С.В. в ТОО «Студстрой» с 15.07.1983г. по 31.08.1983г.; с 01.10.1993г. по 30.11.1993г.; с 01.01.1994г. по 31.08.1994г.; с 01.10.1994г. по 31.10.1994г.; с 01.02.1995г. по 31.05.1995г.; с 01.08.1995г. по 31.08.1995г.; с 01.10.1995г. по 30.11.1995г.; с 01.01.1996г. по 31.05.1996г.; с 01.07.1996г. по 30.11.1996г.; с 01.01.1997г. по 28.02.1997г.; с 01.04.1997г. по 31.05.1997г.; с 01.07.1997г. по 31.08.1997г., поскольку сведений о начислении заработной платы истцу в указанный период не имеется, копия справки, выданная ТОО «Студстрой» Кузьмину С.В. в 1998г. не может быть принята судом, поскольку опровергается расчетными ведомостями, являющимися первичными документами о заработной плате работника, предоставленными по запросу суда архивным органом, оснований не доверять которым, у суда не имеется.
Также, суд не находит оснований для удовлетворения требований Кузьмина С.В. о включении в его стаж на соответствующих видах работ периодов работы в ООО «ЗапСибГазМонтаж» с 01.05.2002г. по 31.12.2005г.; с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.; с 01.06.2007г. по 16.12.2008г.; с 08.03.2009г. по 20.09.2012г.; с 30.10.2012г. по 19.11.2012г.; с 23.11.2012г. по 04.04.2013г.; с 26.05.2013г. по 02.09.2013г.; с 05.09.2013г. по 03.03.2014г.; с 09.05.2017г. по 29.05.2017г.; с 31.12.2021г. по 07.07.2022г., поскольку документального подтверждения работы Кузьмина С.В. в районах Крайнего Севера в указанные периоды, не имеется, так, согласно сведениям, предоставленным ГУ МВД по Красноярскому краю, в указанные периоды истец не был зарегистрирован на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера, период работы истца с 2002г. по 2005г. не отражен на его лицевом счете, отсутствуют сведения о начислении и уплате страховых взносов в указанный период. Договоры аренды жилых помещений, сведения о наличии в собственности истца жилых помещений, находящихся на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера, не являются достаточными доказательствами осуществления трудовой деятельности истца в районах Крайнего Севера, так как представленные договоры аренды жилых помещений не были зарегистрированы надлежащим образом, у истца отсутствовала регистрации по месту пребывания.
Кроме того, представленные стороной истца трудовые договоры, заключенные между Кузьминым С.В. и ООО «ЗапСибГазМонтаж» вызывают сомнения, так как из их содержания следует, что они заключены на неопределенный срок, при этом каждый трудовой договор заключается с периодичностью 2 года, Кузьмин С.В. согласно содержаниям трудовых договоров принимается на работу как вновь принятый сотрудник, при этом приказ о приеме его на работу отсутствует.
Также, судом учитывается, что Кузьмин С.В. работал в аппарате управления Общества, согласно сведениям, предоставленным Кузьминым С.В. пенсионному органу, первичные документы организации хранятся в архиве, который территориально удален, из пояснений представителя истца – Домниной Е.В., данных в ходе судебного разбирательства следует, что бухгалтерия Общества находилась на территории Украины, кроме того, поскольку в Обществе отсутствовал бухгалтер, справка о заработной плате Кузьмина С.В. за период 2002-2011гг. подписана самим истцом, на правах генерального директора Общества.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее по тексту также Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ) предусмотрено, что к компетенции общего собрания участников общества относятся: образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества.
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).
Согласно пункту 3 указанной статьи единоличный исполнительный орган общества: 1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Таким образом, истец являлся в спорные периоды директором ООО «ЗапСибГазМонтаж», на котором в соответствии с законодательством лежала обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведений, уплате страховых взносов и обязанность контролировать состояние финансовой, бухгалтерской и кадровой деятельности общества, в том числе отчисление взносов в соответствующие фонды, и которая им не выполнялась надлежащим образом. Кроме того, как директор истец вправе был получить сведения относительно уплаты обществом страховых взносов за работников, представить пенсионному органу и суду первичные документы о своей работе в 2002г. – 2005г., внести корректирующие сведения на лицевой счет, тем самым имел реальную возможность повлиять на реализацию своих пенсионных прав, как работника данного предприятия, однако таких действий им не предпринималось, поэтому оснований для включения спорных периодов работы Кузьмина С.В. в ООО «ЗапСибГазМоетаж» в стаж на соответствующих видах работ, у суда не имеется.
Кроме того, не подлежат удовлетворению требования истца о включении в его страховой стаж периода службы по призыву с 21.10.1980г. по 23.11.1982г., поскольку указанный период совпадал с периодом работы истца, который включен в его страховой стаж, двойное включение одного и того же временного периода действующим законодательством не предусмотрено.
Также, отсутствуют правовые основания для включения в страховой стаж периода обучения истца, так как размер страховой пенсии истца определен по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», при этом, пенсионным органом учтены страховые взносы в максимально возможном размере, в связи с чем, включение периода обучения в страховой стаж не повлечет увеличения размера пенсии, а значит не повлияет на пенсионные права истца.
Принимая во внимание то, что досрочная страховая пенсия по старости назначена истцу с даты его первоначального обращения – 11.07.2022г., оснований для возложения на ОСФР по Красноярскому краю назначить Кузьмину С.В. досрочную страховую пенсию с указанной даты у суда не имеется, как и не имеется оснований для признания незаконными действий по вынесению решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░: №) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░: №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.