Дело 2-1261/2024 (2-185/2023)
76RS0016-01-2022-004682-85
изготовлено 26.02.2024.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2024 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Ю.А. Шумиловой,
при секретаре Щербаковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 о компенсации морального вреда, причиненного в результате преступления,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании материального ущерба, причиненного в результате преступления в сумме 750 000руб., компенсации морального вреда – 100 000руб.
В обоснование требований указано, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, находясь около автосервиса «МБ сервис», имея умысел, направленный на самоуправство (самовольное завладение чужим имуществом), связанный с возвратом автомобиля Mersedes-Bens ML 320, г.н. <данные изъяты>, заведомо зная о том, что данный автомобиль на основании постановления Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изъятию и передаче в пользу ФИО3, будучи уверенной в том, что данный автомобиль принадлежит ей на праве владения и пользования как совместно нажитое имущество (на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Автотрейд» и ФИО5), умышленно, самовольно, вопреки установленному Гражданским кодексом Российской Федерации (или иным нормативным правовым актом) порядку осуществления возврата имущества, признания на него права собственности, распоряжения и владения им, не отрицая наличия спора о праве собственности на указанный автомобиль между ею и ФИО3, который должен разрешаться в судебном порядке, располагая информацией, что, согласно решению Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на право распоряжения транспортным средством Mersedes-Bens ML 320, идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. <данные изъяты>, признана недействительной, договор купли-
продажи от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства Mersedes-Bens ML 320,
идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. <данные изъяты>, признан недействительным, принято решение об изъятии у ФИО6 транспортного средства Mersedes-Bens ML 320, идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. <данные изъяты> и передаче его ФИО3, без цели хищения, путем свободного доступа подошла к указанному автомобилю, с помощью имеющегося у нее ключа от замка зажигания завела автомобиль и, управляя автомобилем, покинула место совершения преступления, то есть неправомерно завладела автомобилем Mersedes-Bens ML 320, г.н. <данные изъяты>, находящимся в собственности ФИО3, стоимостью 350000рублей, на котором ФИО2 с места преступления скрылась, распорядилась им по своему усмотрению, не предпринимая попыток к возвращению имущества. В результате умышленных действий ФИО2, правомерность которых оспаривается ФИО3, последней был причинен существенный вред, выразившийся в материальном ущербе на сумму 350000 рублей.
26.07.2022г. приговором мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес>, оставленного без изменения на основании апелляционного постановления Дзержинского районного суда <адрес> от 13.09.2022г., кассационного постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023г., ФИО2 признана виновной вы совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. определением Дзержинского районного суда постановлено гражданское дело по иску ФИО3 (<данные изъяты>) к ФИО2 (<данные изъяты>) о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате преступления в сумме 750 000руб. - оставить без рассмотрения.
В судебном заседании истец уточнила требования о компенсации морального вреда, просила взыскать 400 000руб.
В судебном заседании ответчик, в ее интересах представитель адвокат ФИО7, по ордеру, не присутствовал, письменно просил о рассмотрении дела без участия адвоката.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы уголовного дела №.3-7/2022, суд установил следующее.
Согласно ст. 151 ГК РФ право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (ст. 1099 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", по смыслу, положений пункта 1 статьи 151 ГК РФ гражданский иск о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) может быть предъявлен по уголовному делу, когда такой вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права (например, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную, авторские и смежные права) либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и др.).
Исходя из положений части 1 статьи 44 УПК РФ и статей 151, 1099 ГК РФ в их взаимосвязи гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам (например, при разбое, краже с незаконным проникновением в жилище, мошенничестве, совершенном с использованием персональных данных лица без его согласия) (п. 13 постановления).
Исходя из содержания и смысла приведенных норм гражданского законодательства, правовых позиций Верховного Суда РФ, компенсация морального вреда взыскивается с виновного лица в случае нарушения неимущественных прав либо посягательства на иные нематериальные блага потерпевшего, при нарушении виновным лицом имущественных прав потерпевшего моральный вред подлежит компенсации только в случаях, прямо установленных законом, при совершении виновным лицом преступления моральный вред подлежит компенсации в случае нарушения преступленными действиями личных неимущественных прав потерпевшего либо, если в результате посягательства на имущественные права потерпевшего вред причиняется и его личным неимущественным правам.
Согласно материалам дела, 26.07.2022г. приговором мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес>, оставленного без изменения на основании апелляционного постановления Дзержинского районного суда <адрес> от 13.09.2022г., кассационного постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023г., ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 ГК РФ. Мировым судьей установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, находясь около автосервиса «МБ сервис», имея умысел, направленный на самоуправство (самовольное завладение чужим имуществом), связанный с возвратом автомобиля Mersedes-Bens ML 320, г.н. <данные изъяты>, заведомо зная о том, что данный автомобиль на основании постановления Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изъятию и передаче в пользу ФИО3, будучи уверенной в том, что данный автомобиль принадлежит ей на праве владения и пользования как совместно нажитое имущество (на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Автотрейд» и ФИО5), умышленно, самовольно, вопреки установленному Гражданским кодексом Российской Федерации (или иным нормативным правовым актом) порядку осуществления возврата имущества, признания на него права собственности, распоряжения и владения им, не отрицая наличия спора о праве собственности на указанный автомобиль между ею и ФИО3, который должен разрешаться в судебном порядке, располагая информацией, что, согласно решению Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на право распоряжения транспортным средством Mersedes-Bens ML 320, идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. Р 256 КТ 150, признана недействительной, договор купли-
продажи от ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства Mersedes-Bens ML 320,
идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. <данные изъяты>, признан недействительным, принято решение об изъятии у ФИО6 транспортного средства Mersedes-Bens ML 320, идентификационный номер (VIN) №, 2001 года выпуска, черного цвета, г.н. <данные изъяты>, и передаче его ФИО3, без цели хищения, путем свободного доступа подошла к указанному автомобилю, с помощью имеющегося у нее ключа от замка зажигания завела автомобиль и, управляя автомобилем, покинула место совершения преступления, то есть неправомерно завладела автомобилем Mersedes-Bens ML 320, г.н. <данные изъяты>, находящимся в собственности ФИО3, стоимостью 350000рублей, на котором ФИО2 с места преступления скрылась, распорядилась им по своему усмотрению, не предпринимая попыток к возвращению имущества. В результате умышленных действий ФИО2, правомерность которых оспаривается ФИО3, последней был причинен существенный вред, выразившийся в материальном ущербе на сумму 350000 рублей.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из содержания указанного приговора, в результате совершенных ответчиком преступлений были нарушены имущественные права истца, при этом, в соответствии с составом преступления, за совершение которого ответчик была привлечена к уголовной ответственности и осуждена, а также согласно фактическим обстоятельствам совершения этого преступления, преступные действия ответчика не были связаны с нарушением неимущественных прав истца.
С учетом изложенного, принимая во внимания положениями ст. ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", суд приходит к выводу о том, что что истцом не представлено доказательств причинения противоправными действиями ответчика вреда ее личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и состояния здоровья истца, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Доводы истца о наличии задолженности по уплате обязательных платежей и налогов, наличие обременений, ухудшения состояния здоровья матери, не являются доказательствами, причинения истцу противоправными действиями ответчика вреда ее личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и обстоятельствами, на которые истец ссылается как в обоснования заявленных требований.
Иных юридически значимых обстоятельств по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░2 (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>