Дело № 3а-1924/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Леновской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоселовой Анны Сергеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Новоселова А.С. (сучетом уточненного административного искового заявления) обратилась с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю) об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости:
нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 162,9 кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 1 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 4704000рублей;
нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 29,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 930000рублей;
нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 28,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 899000рублей;
нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 30,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, помещение 39, по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 958000рублей;
нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 79 кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 2835000рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности указанные объекты недвижимости. Кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы административного истца.
Административный истец Новоселова А.С извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Чухарева Е.А. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В суд представлены пояснения в письменном виде.
Представитель административного ответчика Федерального государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю Максимова Е.В. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представлен письменный отзыв.
Изучив доводы административного искового заявления, письменные отзывы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Право физических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами **, **, **, **, **.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами **, **, ** по состоянию на 18 января 2018 года определена актом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю и составляет 1215596,21 рублей, 1174249,4 рублей и 1252808,34 рублей соответственно.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровыми номерами **, ** утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на1января 2018 года и составляет 7981039,52 рублей, 3922727,62 рублей соответственно.
Обращаясь с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости, административный истец в подтверждение своих доводов представил отчет об оценке № 97И./Н-19 от 30 июля 2020 года, выполненный оценщиком Ш., согласно которому рыночная стоимость объектов оценки составила:
для объекта с кадастровым номером ** – 930 000 рублей по состоянию на 18 января 2018 года;
для объекта с кадастровым номером ** – 899 000 рублей по состоянию на 18 января 2018 года;
для объекта с кадастровым номером ** – 958 000рублей по состоянию на 18 января 2018 года;
для объекта с кадастровым номером ** – 4704 000рублей по состоянию на 1 января 2018 года;
для объекта с кадастровым номером ** – 2835000рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговыми документами, которые составляются по результатам определения стоимости объектов оценки, являются отчеты об оценке объектов оценки.
Требования к отчетам об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299. В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Оценщик Ш. является членом Саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков», гражданская ответственность оценщика застрахована.
Проанализировав представленный в материалы дела отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям статьи 14 Закона о кадастровой оценки и федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации.
Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор примененных оценщиками подхода и методов оценки.
В отчете оценщиком Ш. объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов оценки.
Оценщик Ш. в рамках сравнительного подхода использовал метод сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов использованы данные о предложениях купли-продажи объектов недвижимости, расположенных в городе Перми, информация о которых получена из базы данных http://ruads.org/. Основными критериями подбора объектов-аналогов были: местоположение, условия продажи, дата предложения, зона престижности, площадь. Источники информации приложены к отчету.
Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (на условия рынка, скидка при продаже).
При этом в качестве объектов-аналогов оценщиком выбраны объекты недвижимости, которые существенно не отличаются от оцениваемых объектов.
Суд считает, что содержание отчёта об оценке не вводит в заблуждение, выводы оценщика объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности. Отчет оценщика отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства иного размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлены.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.
Суд считает, что отчет об оценке не содержит нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки. Использованная оценщиком информация является достоверной, достаточной, проверяемой.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости предмета спора, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 16 ноября 2020 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами **, **, ** по состоянию на 18 января 2018 года является архивной, в резолютивной части решения надлежит указать период применения установленной судом кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Новоселовой Анны Сергеевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 162,9 кв.м, расположенное по адресу: ****, по состоянию на 1января2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 4704000рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 29,4 кв.м, расположенное по адресу: ****, по состоянию на на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 930000рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 28,4 кв.м, расположенное по адресу: ****, помещение 21, по состоянию на на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 899000рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 30,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 958000рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 79 кв.м, расположенное по адресу: ****, по состоянию на на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости – 2835000рублей.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами **, **, ** в размере 930000 рублей, 958000рублей, 899000рублей соответственно, должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 19 января 2018 года, на период до 31декабря2018года включительно.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 ноября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья /подпись/