Решение по делу № 33-340/2024 (33-9248/2023;) от 21.12.2023

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-340/2024

УИД 36RS0006-01-2023-002124-90

Строка 2.148г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Мещеряковой Е.А.,

судей: Зелепукина А.В., Трунова И.А.,

при секретаре: Побокиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-2450/2023 Центрального районного суда г.Воронежа по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении границ земельного участка

по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений ВО на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023

(судья Васина В.Е.),

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению судебной экспертизы, указав, что во внесудебном порядке не представилось возможным разрешить данный вопрос.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 исковые требования заявителя удовлетворены (л.д. 85-92, т. 2).

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений ВО просит отменить решение Центрального районного суда г. Воронежа в полном объеме, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований (л.д. 94-97, т. 2).

В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5 просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом

по <адрес>, расположенный на земельном участке общей площадью 342 кв.м., с кадастровым номером , в отношении которого межевание не проводилось.

Смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> участок , общей площадью

926 кв.м стоит на кадастровом учете в действующей системе координат, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> участок , общей площадью 1903 кв.м., также стоит на кадастровом учете в действующей системе координат, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с кадастровым номером , площадью 342 кв.м., его границы не установлены соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно предоставленной схеме площадь испрашиваемого земельного участка составляет 358 кв.м. Информацию о первоотводных документах и законности (увеличения площади) установления границ испрашиваемого земельного участка площадью 31 кв.м., в адрес департамента не представлена. Таким образом, сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ не представляется возможным. Основываясь на положения п.6 ст. 11.6 ЗК РФ, п.п. 1,3,16 ст. 11.10 ЗК Р департамент отказал в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Департамент имущественных и земельных отношений (далее - Департамент) является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 N 106 утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположен земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые разграничена) на кадастровом плане территории».

В силу пунктов 2.3.1, 2.3.2 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является утверждение схемы расположения земельного участка. Процедура предоставления услуги завершает путем направления (выдачи) заявителю приказа Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежа области является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу Департамента от 10.02.2022 № 52-17-3080, в соответствии с п. 4 Требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования застройки, проектов планировки территории; землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования, территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок утверждения схемы расположения земельного участка предусмотрен положениями статьи 11.10 ЗК РФ.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным и сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.11.2005.

Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». До 01.01.2017 осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Закона, действовавшей до 01.01.2017) (далее - Закона о кадастре) описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С 01.01.2017 в связи со вступлением в силу Федерального закона № 361-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» претерпел ряд существенных изменений, начиная с изменения наименования закона (Федеральный закон «О кадастровой деятельности») и заканчивая предметом его регулирования (из его сферы полностью были исключены отношения, возникающие в сфере кадастрового учета).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.072015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (глава 3).

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав, обременений недвижимого имущества (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона о регистрации) сведения о местоположении границ земельных участков, определенные с учетом установленных в соответствии с названным Законом требований, входят в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

В статье 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации.

Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу - к правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Государственный кадастровый учет спорного земельного участка Российской Федерации проведен до вступления в силу Федерального закона № 28-ФЗ Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках вносились в государственный земельный кадастр в рамках проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001 (далее - Указания).

Указания устанавливают технические правила подготовки и оформлен территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков

ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель, кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).

Пунктом 1.3 указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках

ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 определено, что инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером мог быть поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный только на основании инвентаризационной описи.

Согласно пунктам 2.1 - 2.3, 2.5 Указаний сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра.

Из ответа ДИЗО следует, что первоотводные документы в отношении земельного участка отсутствуют.

Между тем, из технического паспорта БТИ по состоянию на 1998 г., плана границ земельного участка по состоянию на 18.03.1999, технического паспорта БТИ по состоянию на 2000 г., представленной на утверждение схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021, усматривается, что границы земельного участка фактически не изменялись, однако площадь земельного участка по фактическому землепользованию составляла 344 кв.м., 352 кв.м. и 358 кв.м., соответственно.

Согласно п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, может быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, но на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., разъяснено, что увеличение площади земельного участка при уточнении его границ возможно, если превышение площади земельного участка не выходит за пределы величины минимальной площади земельного участка, установленной для земель данного целевого назначения и разрешенного использования.

Границы земельного участка, отображенные на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021, соответствуют сложившемуся порядку землепользования, сведениям, содержащимся в ЕГРН о границах земельных участков, смежных с земельным участком истца, установление границ земельного участка в соответствии с предложенной схемой не нарушает прав смежных землепользователей, разница между фактической площадью земельного участка и площадью по правоустанавливающим документам не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, а также положениям ст. 11.9 ЗК РФ.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021 по адресу: г. <адрес>, площадь участка: 358 кв.м. По сравнению с площадью, указанной в ЕГРН фактическая площадь земельного участка увеличилась на 16 кв.м., то есть на 5%.

В пунктах 2, 52, 56 совместного постановления от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споре связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее постановление Пленумов №10/22) Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении границ земельного участка. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной определении от 06.02.2017 по делу № 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка являете самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам характерных точек.

По ходатайству стороны истца судом первой инстанции 17.07.2023 была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенных замеров 24.08.2023 земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, участок , аппаратурой геодезической спутниковой, были установлены фактические границы и площадь земельного участка по <адрес>, которая составляет 348 кв.м., в следующих размерах: по фасаду - 21,57м.; по левой меже - 16,22м.; по тыльной меже - 21,06м.; по правой меже - 3,46м.+12,74м.+0,29м.

При графическом построении фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>,

<адрес> в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus» были получены координаты угловых и поворотных точек данного участка, которые указаны в таблице.

№ точки координаты

Х У

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514897,88 1301345,27

5 514897,12 1301348,65

6 514894,40 1301361,10

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926 кв.м. от 02.05.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок № отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером от 22.06.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

При построении в графическом редакторе фактических границ земельного участка и красной линии в районе земельного участка , в автоматизированном комплексе, согласно копии схемы прохождения красной линии в районе земельного участка по <адрес>, а также на основании проведенных замеров 24.08.2023, установлено, что фактическая граница земельного участка со стороны фасада с учетом установленной красной линии по <адрес>, соответствует требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393, где указано, что средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек исследуемых земельных участков составляет 0,10 м. Расстояние от красной линии по <адрес> и фактическая граница со стороны фасада земельного участка не превышает средней квадратической погрешности, составляющей 0,1 м.».

С учетом изложенного, принимая во внимание то, что сформировать иные границы не представляется возможным, так как кадастровый учет смежных земельных участков осуществлен в действующей системой координат, по фасаду граница земельного участка проходит по стене жилого дома надворных построек, расположенных по красной линии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что устранение противоречия возможно только путем установления границ земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории 22.11.2021, что позволит истцу образовать земельный участок из земель, право государственной собственности на которое не разграничено, в связи с чем удовлетворил исковые требования об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению судебной экспертизы.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции относительно того, что восстановление прав истца возможно путем установления границ принадлежащего ему земельного участка, являются правильными, при этом приходит к выводу о том, что описание границ, предложенное экспертом в заключении от ДД.ММ.ГГГГ судебной экспертизы, составленном ООО «Воронежский центр судебной экспертизы», не могут быть приняты в обоснование правильности установления границ земельного участка истца, по следующим основаниям.

Так, в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ эксперт сослался на то, что в соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926 кв.м. от 02.05.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок № отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером от 22.06.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

При этом эксперт не учитывал то обстоятельство, что границы смежных земельных участков с кадастровым номером , по адресу: <адрес>,

<адрес>, ; и с кадастровым номером , по адресу: <адрес> участок, , определены в установленном законом порядке в существующей системе координат МСК-36 и поставлены на кадастровый учет, в связи с чем предложенный в экспертном заключении вариант установления границ приведет к вклиниванию и вкрапливанию, что недопустимо в соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ.

С учетом изложенного судебной коллегией назначена дополнительная судебная экспертиза с постановкой на разрешение экспертов вопроса - определить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом фактического землепользования, сведений о границах и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № , внесенных в ЕГРН, а также с учетом установленной красной линией по <адрес>.

Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.03.2024, при построении в графическом редакторе границ земельного участка с учетом фактического землепользования, сведений о границах и площади смежных земельных участков, а также с учетом установленной красной линией по <адрес>, в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus», согласно копии схемы прохождения красной линии в районе земельного участка по <адрес>,

(т.2, л.д. 31), копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926кв.м. от 16.01.2024г. (т.2, л.д. 171-182); копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером площадью 1903кв.м. от 16.01.2024 (т. 2, л.д. 159-170), а также на основании проведенных замеров 24.08.2023, были установлены границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г, <адрес>, площадью данного участка |составляющей 358 кв.м. в следующих размерах:

-по фасаду- 21,57м.;

- по левой меже (границе с участком №28) - 16,22м.;

- по тыльной меже (границе с участком №28) - 6,92м.+3,77м.+0,16м,+10,46м.;

- по правой меже (границе с участком №24) - 3,83м.+12,74м.+0,29м.

При графическом построении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus» были получены координаты угловых и поворотных точек данного участка, которые указаны в таблице №1.

№ точки Координаты

Х Y

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514884,17 1301341,75

5 514887,89 1301342,36

6 514887,86 1301342,20

7 514897,96 1301344,91

8 514897,12 1301348,65

9 514894,40 1301361,10

1 514894,34 1301361,38

Указанное заключение судебной экспертизы судебная коллегия считает допустимым доказательством по делу, поскольку составлено на основании имеющихся в деле материалов, учитывает сложившийся порядок землепользования, в том числе границы смежных земельных участков, координатное описание которых проведено в установленном законом порядке в существующей системе координат МСК-36, при этом не будут нарушены положения ст 11.9 ЗК РФ.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 принято при неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежит отмене, а заявленные исковые требования об установлении местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.<адрес>, подлежащими удовлетворению в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.03.2024.

Денежные средства в размере 10000 руб., перечисленные ФИО1 на расчетный счет Воронежского областного суда, подлежат перечислению на расчетный счет ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» согласно представленным реквизитам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 отменить, принять по делу новое решение.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.<адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек:

№ точки Координаты

Х Y

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514884,17 1301341,75

5 514887,89 1301342,36

6 514887,86 1301342,20

7 514897,96 1301344,91

8 514897,12 1301348,65

9 514894,40 1301361,10

1 514894,34 1301361,38

Денежные средства за проведение судебной экспертизы, экспертное заключение

от 14.03.2024 в размере 10000 руб. 00 коп., перечисленные на депозитный счет Воронежского областного суда ФИО1 09.02.2024 по гражданскому делу суда первой инстанции № 2-2450/2023, в суде в суде апелляционной инстанции № 33-340/, перечислить на расчетный счет ООО «Воронежский центр судебной экспертизы», юридический адрес: 394006,<адрес>, (ИНН ; КПП ;ОГРН ; р/с в Центрально-Черноземном Банке ПАО Сбербанка России; к/с ; БИК ).

Назначение платежа: за производство экспертизы от 14.03.2024 по гражданскому делу № 33-340/2024.

Исполнение апелляционного определения в указанной части возложить на финансовую службу Воронежского областного суда.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 23.05.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-340/2024

УИД 36RS0006-01-2023-002124-90

Строка 2.148г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Мещеряковой Е.А.,

судей: Зелепукина А.В., Трунова И.А.,

при секретаре: Побокиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-2450/2023 Центрального районного суда г.Воронежа по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении границ земельного участка

по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений ВО на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023

(судья Васина В.Е.),

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению судебной экспертизы, указав, что во внесудебном порядке не представилось возможным разрешить данный вопрос.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 исковые требования заявителя удовлетворены (л.д. 85-92, т. 2).

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений ВО просит отменить решение Центрального районного суда г. Воронежа в полном объеме, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований (л.д. 94-97, т. 2).

В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5 просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом

по <адрес>, расположенный на земельном участке общей площадью 342 кв.м., с кадастровым номером , в отношении которого межевание не проводилось.

Смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> участок , общей площадью

926 кв.м стоит на кадастровом учете в действующей системе координат, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> участок , общей площадью 1903 кв.м., также стоит на кадастровом учете в действующей системе координат, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с кадастровым номером , площадью 342 кв.м., его границы не установлены соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно предоставленной схеме площадь испрашиваемого земельного участка составляет 358 кв.м. Информацию о первоотводных документах и законности (увеличения площади) установления границ испрашиваемого земельного участка площадью 31 кв.м., в адрес департамента не представлена. Таким образом, сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ не представляется возможным. Основываясь на положения п.6 ст. 11.6 ЗК РФ, п.п. 1,3,16 ст. 11.10 ЗК Р департамент отказал в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Департамент имущественных и земельных отношений (далее - Департамент) является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 N 106 утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположен земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые разграничена) на кадастровом плане территории».

В силу пунктов 2.3.1, 2.3.2 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является утверждение схемы расположения земельного участка. Процедура предоставления услуги завершает путем направления (выдачи) заявителю приказа Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежа области является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответу Департамента от 10.02.2022 № 52-17-3080, в соответствии с п. 4 Требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования застройки, проектов планировки территории; землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования, территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок утверждения схемы расположения земельного участка предусмотрен положениями статьи 11.10 ЗК РФ.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным и сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.11.2005.

Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». До 01.01.2017 осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Закона, действовавшей до 01.01.2017) (далее - Закона о кадастре) описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С 01.01.2017 в связи со вступлением в силу Федерального закона № 361-Ф3 от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» претерпел ряд существенных изменений, начиная с изменения наименования закона (Федеральный закон «О кадастровой деятельности») и заканчивая предметом его регулирования (из его сферы полностью были исключены отношения, возникающие в сфере кадастрового учета).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.072015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (глава 3).

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав, обременений недвижимого имущества (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона о регистрации) сведения о местоположении границ земельных участков, определенные с учетом установленных в соответствии с названным Законом требований, входят в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

В статье 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации.

Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу - к правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Государственный кадастровый учет спорного земельного участка Российской Федерации проведен до вступления в силу Федерального закона № 28-ФЗ Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках вносились в государственный земельный кадастр в рамках проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001 (далее - Указания).

Указания устанавливают технические правила подготовки и оформлен территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков

ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель, кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).

Пунктом 1.3 указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках

ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 определено, что инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером мог быть поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный только на основании инвентаризационной описи.

Согласно пунктам 2.1 - 2.3, 2.5 Указаний сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра.

Из ответа ДИЗО следует, что первоотводные документы в отношении земельного участка отсутствуют.

Между тем, из технического паспорта БТИ по состоянию на 1998 г., плана границ земельного участка по состоянию на 18.03.1999, технического паспорта БТИ по состоянию на 2000 г., представленной на утверждение схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021, усматривается, что границы земельного участка фактически не изменялись, однако площадь земельного участка по фактическому землепользованию составляла 344 кв.м., 352 кв.м. и 358 кв.м., соответственно.

Согласно п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, может быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, но на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., разъяснено, что увеличение площади земельного участка при уточнении его границ возможно, если превышение площади земельного участка не выходит за пределы величины минимальной площади земельного участка, установленной для земель данного целевого назначения и разрешенного использования.

Границы земельного участка, отображенные на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021, соответствуют сложившемуся порядку землепользования, сведениям, содержащимся в ЕГРН о границах земельных участков, смежных с земельным участком истца, установление границ земельного участка в соответствии с предложенной схемой не нарушает прав смежных землепользователей, разница между фактической площадью земельного участка и площадью по правоустанавливающим документам не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, а также положениям ст. 11.9 ЗК РФ.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 22.11.2021 по адресу: г. <адрес>, площадь участка: 358 кв.м. По сравнению с площадью, указанной в ЕГРН фактическая площадь земельного участка увеличилась на 16 кв.м., то есть на 5%.

В пунктах 2, 52, 56 совместного постановления от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споре связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее постановление Пленумов №10/22) Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении границ земельного участка. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной определении от 06.02.2017 по делу № 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка являете самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам характерных точек.

По ходатайству стороны истца судом первой инстанции 17.07.2023 была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенных замеров 24.08.2023 земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, участок , аппаратурой геодезической спутниковой, были установлены фактические границы и площадь земельного участка по <адрес>, которая составляет 348 кв.м., в следующих размерах: по фасаду - 21,57м.; по левой меже - 16,22м.; по тыльной меже - 21,06м.; по правой меже - 3,46м.+12,74м.+0,29м.

При графическом построении фактических границ земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>,

<адрес> в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus» были получены координаты угловых и поворотных точек данного участка, которые указаны в таблице.

№ точки координаты

Х У

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514897,88 1301345,27

5 514897,12 1301348,65

6 514894,40 1301361,10

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926 кв.м. от 02.05.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок № отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером от 22.06.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

При построении в графическом редакторе фактических границ земельного участка и красной линии в районе земельного участка , в автоматизированном комплексе, согласно копии схемы прохождения красной линии в районе земельного участка по <адрес>, а также на основании проведенных замеров 24.08.2023, установлено, что фактическая граница земельного участка со стороны фасада с учетом установленной красной линии по <адрес>, соответствует требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393, где указано, что средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек исследуемых земельных участков составляет 0,10 м. Расстояние от красной линии по <адрес> и фактическая граница со стороны фасада земельного участка не превышает средней квадратической погрешности, составляющей 0,1 м.».

С учетом изложенного, принимая во внимание то, что сформировать иные границы не представляется возможным, так как кадастровый учет смежных земельных участков осуществлен в действующей системой координат, по фасаду граница земельного участка проходит по стене жилого дома надворных построек, расположенных по красной линии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что устранение противоречия возможно только путем установления границ земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории 22.11.2021, что позволит истцу образовать земельный участок из земель, право государственной собственности на которое не разграничено, в связи с чем удовлетворил исковые требования об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению судебной экспертизы.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции относительно того, что восстановление прав истца возможно путем установления границ принадлежащего ему земельного участка, являются правильными, при этом приходит к выводу о том, что описание границ, предложенное экспертом в заключении от ДД.ММ.ГГГГ судебной экспертизы, составленном ООО «Воронежский центр судебной экспертизы», не могут быть приняты в обоснование правильности установления границ земельного участка истца, по следующим основаниям.

Так, в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ эксперт сослался на то, что в соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926 кв.м. от 02.05.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок № отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

В соответствии с представленной на исследование копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером от 22.06.2023, установлено, что определить смежную границу между земельными участками № и по представленному выше документу не представляется возможным, так как в выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствуют линейные размеры и координаты угловых и поворотных точек. В графе «Особые отметки», указано, что «данные отсутствуют».

При этом эксперт не учитывал то обстоятельство, что границы смежных земельных участков с кадастровым номером , по адресу: <адрес>,

<адрес>, ; и с кадастровым номером , по адресу: <адрес> участок, , определены в установленном законом порядке в существующей системе координат МСК-36 и поставлены на кадастровый учет, в связи с чем предложенный в экспертном заключении вариант установления границ приведет к вклиниванию и вкрапливанию, что недопустимо в соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ.

С учетом изложенного судебной коллегией назначена дополнительная судебная экспертиза с постановкой на разрешение экспертов вопроса - определить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом фактического землепользования, сведений о границах и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № , внесенных в ЕГРН, а также с учетом установленной красной линией по <адрес>.

Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.03.2024, при построении в графическом редакторе границ земельного участка с учетом фактического землепользования, сведений о границах и площади смежных земельных участков, а также с учетом установленной красной линией по <адрес>, в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus», согласно копии схемы прохождения красной линии в районе земельного участка по <адрес>,

(т.2, л.д. 31), копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок № по <адрес> с кадастровым номером площадью 926кв.м. от 16.01.2024г. (т.2, л.д. 171-182); копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером площадью 1903кв.м. от 16.01.2024 (т. 2, л.д. 159-170), а также на основании проведенных замеров 24.08.2023, были установлены границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г, <адрес>, площадью данного участка |составляющей 358 кв.м. в следующих размерах:

-по фасаду- 21,57м.;

- по левой меже (границе с участком №28) - 16,22м.;

- по тыльной меже (границе с участком №28) - 6,92м.+3,77м.+0,16м,+10,46м.;

- по правой меже (границе с участком №24) - 3,83м.+12,74м.+0,29м.

При графическом построении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> в автоматизированном комплексе «Bricscad v9 Classik-Rus» были получены координаты угловых и поворотных точек данного участка, которые указаны в таблице №1.

№ точки Координаты

Х Y

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514884,17 1301341,75

5 514887,89 1301342,36

6 514887,86 1301342,20

7 514897,96 1301344,91

8 514897,12 1301348,65

9 514894,40 1301361,10

1 514894,34 1301361,38

Указанное заключение судебной экспертизы судебная коллегия считает допустимым доказательством по делу, поскольку составлено на основании имеющихся в деле материалов, учитывает сложившийся порядок землепользования, в том числе границы смежных земельных участков, координатное описание которых проведено в установленном законом порядке в существующей системе координат МСК-36, при этом не будут нарушены положения ст 11.9 ЗК РФ.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 принято при неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежит отмене, а заявленные исковые требования об установлении местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.<адрес>, подлежащими удовлетворению в соответствии с координатами угловых и поворотных точек согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.03.2024.

Денежные средства в размере 10000 руб., перечисленные ФИО1 на расчетный счет Воронежского областного суда, подлежат перечислению на расчетный счет ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» согласно представленным реквизитам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19.10.2023 отменить, принять по делу новое решение.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.<адрес>, в соответствии с координатами угловых и поворотных точек:

№ точки Координаты

Х Y

1 514894,34 1301361,38

2 514873,36 1301356,35

3 514877,34 1301340,63

4 514884,17 1301341,75

5 514887,89 1301342,36

6 514887,86 1301342,20

7 514897,96 1301344,91

8 514897,12 1301348,65

9 514894,40 1301361,10

1 514894,34 1301361,38

Денежные средства за проведение судебной экспертизы, экспертное заключение

от 14.03.2024 в размере 10000 руб. 00 коп., перечисленные на депозитный счет Воронежского областного суда ФИО1 09.02.2024 по гражданскому делу суда первой инстанции № 2-2450/2023, в суде в суде апелляционной инстанции № 33-340/, перечислить на расчетный счет ООО «Воронежский центр судебной экспертизы», юридический адрес: 394006,<адрес>, (ИНН ; КПП ;ОГРН ; р/с в Центрально-Черноземном Банке ПАО Сбербанка России; к/с ; БИК ).

Назначение платежа: за производство экспертизы от 14.03.2024 по гражданскому делу № 33-340/2024.

Исполнение апелляционного определения в указанной части возложить на финансовую службу Воронежского областного суда.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 23.05.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-340/2024 (33-9248/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Свешников Андрей Александрович
Ответчики
ДИЗО Воронежской области
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Клычева Тамара Николаевна
Администрация г\о г.Воронежа
Белогубова Антонина Александровна
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Зелепукин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
16.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
22.05.2024Производство по делу возобновлено
22.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее