Судья Лисина Е.В. Дело № 2-627/2021
Докладчик Зиновьева Е.Ю. (№ 33-7769/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Вегелиной Е.П., Бутырина А.В.,
при секретаре Митрофановой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 15 октября 2021 г. дело по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, поступившее в апелляционным представлением помощника прокурора Новосибирского района Новосибирской области Авазовой В.Б. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., объяснения прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Космыниной Ю.А., представителя администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Зиновьева Д.В., представителя Сиволобова С.А. – Постникова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, в котором просил признать незаконными бездействия администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выраженное в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги к улицам 1-я – 7-я Благодатная в с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов, обязать администрацию Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области осуществить строительство автомобильной дороги к улицам 1-я – 7-я Благодатная в с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов, установить срок для исполнения решения суда до 15 ноября 2021 года.
В обосновании требований указано, что от автомобильной дороги «1 км а/д «Н-2123» - Верх – Тула – Ленинское – ОбьГЭС» к улицам 1-я – 7-я Благодатная с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области осуществляется движение через три проезда, которые находятся на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, принадлежащих на праве собственности ООО «Совхоз Морской» и Сиволобову С.О. Иные проезды и автомобильные дороги отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются актом кадастрового инженера от 11 октября 2019 г.
Согласно акту от 4 сентября 2019 г. государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД Росси по Новосибирской области:
1 проезд длиной 680 метров признаками автомобильной дороги не обладает. Движение транспортных средств осуществляется по полосе земли. Ширина проезда примерно 1,8 метров;
2 проезд (длиной 620 метров, ширина 3 метра) признаками автомобильной дороги не обладает;
3 проезд (длина 460 метров, ширина 3 метра) признаками автомобильной дороги не обладает.
Таким образом, дорожное сообщение от автомобильной дороги «1 км а/д «Н-2123» - Верх – Тула – Ленинское – ОбьГЭС» к улицам 1-я – 7-я Благодатная с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области отсутствует.
В нарушение требований закона, администрацией Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не приняты меры по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился помощник прокурора Новосибирского района Новосибирской области Авазова В.Б., в апелляционном представлении просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обосновании доводов апелляционного представления указано на то, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
При вынесении решения суд не учел, что прокурор обратился с требованием о строительстве автомобильной дороги местного значения в границах населенного пункта – с. Ленинское, требование о строительстве межмуниципальной (региональной) автомобильной дороги не являлось предметом рассмотрения по данному гражданскому делу.
Судом не учтено, что сроки исполнения мероприятий по строительству дороги, предусмотренные генеральным планом (2030 год), могут в последующем изменяться, в связи с чем, безопасное передвижение к населенному пункту неопределенного круга лиц не может быть поставлено в зависимость от решений, принятых в генеральном плане.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2020 г. решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 июня 2020 г. оставлено без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Новосибирского района Новосибирской области Авазовой В.Б. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в состав территории сельского поселения в Новосибирском районе Новосибирской области – Морской сельсовет входит сельский населенный пункт – село Ленинское, в котором расположены улицы 1-я – 7-я Благодатная.
Прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области по обращению Д. проведена проверка соблюдения администрацией Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что от автомобильной дороги «1 км а/д «Н-2123» - Верх – Тула – Ленинское – ОбьГЭС» к улицам 1-я – 7-я Благодатная с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области осуществляется движение через три «самонакатанных» проезда.
Иные проезды и автомобильные дороги к улицам 1-я – 7-я Благодатная с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области отсутствуют.
По мнению прокурора, непринятие ответчиком мер для строительства автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц и населения Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на безопасность дорожного движения при осуществлении проезда к вышепоименованным улицам с. Ленинского, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, органами местного самоуправления в рамках своих полномочий принято решение о месте расположения автомобильной дороги межмуниципального значения, к которой, как следует из Генерального плана Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (Карта планируемого размещения объектов местного значения), будут примыкать ул. 1-я-7-я Благодатная в с. Ленинское Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Для реализации данного проекта предусмотрен срок, который до настоящего времени не истек.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что данным Генеральным планом нарушены права и законные интересы правообладателей объектов капитального строительства, земельных участков, микрорайона «Благодатное» в с. Ленинское. Указанный Генеральный план прокурором не оспорен в установленном порядке.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что возложение на ответчика обязанности осуществить строительство дороги ранее установленных сроков, в том числе обязанностей по планированию бюджетных средств, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 г. № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эти полномочия закреплены в Уставе Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ст. 5 Устава).
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).
В п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ст.ст.15-17 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из акта от 04 сентября 2019 г. государственного инспектора дорожного надзора полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области следует, что от автомобильной дороги «1 км а/д «Н-2123» - Верх-Тула-Ленинское- ОбьГЭС» к улицам 1-я-7-я Благодатные в с. Ленинское Новосибирского района имеются 3 проезда:
- Первый проезд длиной 680 метров признаками автомобильной дороги не обладает. Движение транспортных средств осуществляется по полосе земли, стихийно накатанной автомобилями. Ширина проезда примерно 1,8 метров;
- Второй проезд длиной 620 метров признаками автомобильной дороги не обладает. Ширина проезда примерно 3 метра;
- Третий проезд длиной 460 метров признаками автомобильной дороги не обладает. Ширина проезда примерно 3 метра.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, земли, на которых в настоящее время располагаются улицы 1-я-7-я Благодатные с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области изначально входили в состав земель сельхозназначения, предоставленных решением администрации Новосибирского района Новосибирской области от 28 апреля 1992 г. № 324 АОЗТ «Морское» в коллективно-долевую собственность для ведения сельского хозяйства.
Согласно пояснительной записке к Проекту перераспределения земель для целей графического учета земельных долей АСХП Морское, подготовленному ЗапСибНИИгипрозем в 1999 году, на 01 января 1999 г. площадь земель АСХП «Морское» составила 5 740,40 га, из них коллективно-долевая собственность - 3 728,55 га, постоянное пользование - 2012,13 га. Количество собственников имеющих право на бесплатный земельный пай составило 743 человека. 739 получили свидетельства о праве собственности на землю.
В дальнейшем, в период с 1999 по 2008 г.г. часть владельцев земельных паев в результате кадастровых работ выделили собственные земельные участки, в соответствии со своими паями, на территории, на которой сейчас расположены ул. с 1-я-7-я Благодатные с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области.
В 2008 году упомянутыми собственниками земельных участков было создано Дачное некоммерческое товарищество «Благодатное». Дата регистрации – 11 декабря 2008 г. Данное ДНТ объединило собственников земельных участков ориентировочной площадью 52 га, расположенных на территории, на которой в настоящее время располагаются улицы с 1-й-7-я Благодатные с. Ленинское. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13 августа 2021г., ДНТ «Благодатное» 28 июля 2017 г. было ликвидировано.
Территория ДНТ «Благодатное» была включена в границы населенного пункта с. Ленинское Генеральным планом Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденным решением внеочередной 17-й сессии Совета Депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва от 28 июля 2011 г. №.
План мероприятий по реализации генерального плана муниципального образования Морской сельсовет (Положение о территориальном планировании Том I) не предусматривает строительство дорог местного значения до 2031 года. Данным планом мероприятий предусмотрено лишь строительство на территории с. Ленинское Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области автомобильной дороги районного значения протяженностью 9 км.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Под строительством в п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Исходя из п.п. 10, 10.1 ст.1 ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами капитального строительства.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения ч. 2 ст.51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
При этом строительство осуществляется на основании проектной документации, которая в силу ч. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при проектировании, строительстве, реконструкции транспортных объектов должны соблюдаться санитарные правила, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно- эпидемиологические требования, в том числе, к таким видам деятельности.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений законов, дорожная деятельность должна осуществляться с соблюдением установленных требований, удовлетворяющих условиям безопасности для человека и среды его обитания, на основании проектной документации, а строительство и реконструкция автомобильных дорог осуществляется также на основании разрешения на строительство.
Непринятие ответчиком мер для строительства автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц и местного населения Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на безопасность дорожного движения при осуществлении проезда к вышепоименованным улицам.
Вывод суда об отсутствии нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с наличием возможности проехать, в том числе пожарной техники и экстренных служб через три проезда к принадлежащим им объектам движимого имущества и к улицам 1-я-7-я Благодатные, противоречит вышеприведенным положениям законов. Данные проезды не соответствуют понятию автомобильной дороги, установленному п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, как объекта транспортной инфраструктуры, нарушают право неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Доказательства обратного ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представил.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии бездействия ответчика по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги, поскольку Генеральным планом Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (Картой планируемого размещения объектов местного значения в области развития транспортной инфраструктуры) предусмотрено размещение в 2030-2040 годах автомобильной дороги межмуниципального значения от автомобильной дороги «1-й км а/д Н-2123- Верх-Тула-Ленинское-ОбьГЭС», по которой будет обеспечен проезд к ул. 1-я-7-я Благодатная в с. Ленинское этого сельсовета.
Вместе с тем, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика и обязать его совершить действия по осуществлению строительства дороги местного значения в границах населенного пункта в соответствии с обязанностями, предусмотренными ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 г. «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», а не автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.
Кроме того, из положений п. 5 ст. 1, ч.ч. 1, 11, 12 ст.9, ч. 3 ст.23 ГрК РФ следует, что Генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, исходя из планов развития территории в целом.
Учитывая длительные сроки реализации документов территориального планирования (ч. 11 ст. 9 ГрК РФ), на картах, входящих в состав генерального плана поселения или городского округа, допускается указывать только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (ч. 5 ст. 23 ГрК РФ). Отображение на картах Генерального плана местоположения автомобильных дорог носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими дорогами. Точные границы такого объекта, в которых действует режим территории общего пользования, определяются при реализации Генерального плана, в документации по планировке территории (ч. 1 ст. 26, п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ), которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Поскольку реализация документов территориального планирования происходит в течение длительного периода времени, органом местного самоуправления в Генеральный план могут быть внесены изменения в порядке, установленном ст. 24 ГрК РФ.
Градостроительное законодательство также не содержит запрета на принятие нового Генерального плана муниципального образования до истечения срока ранее принятого генерального плана с другими сроками планирования.
Установленные Генеральным планом Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сроки строительства автомобильной дороги межмуниципального значения (первая очередь реализации проекта определена 2030 год, расчетный срок реализации - 2040 год), место расположения автомобильной дороги могут измениться. Генеральный план также не содержит точные границы размещения планируемого объекта местного значения - автомобильной дороги.
При этом, отсутствие автомобильной дороги, обеспечивающей доступ граждан к объектам недвижимости на ул. 1-я-7-я Благодатная в с. Ленинское, непринятие органом местного самоуправления в течение разумного срока должных мер по вопросу местного значения свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности по осуществлению дорожной деятельности в соответствии с вышеуказанными требованиями законов, нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Также несостоятелен вывод суда о непредставлении прокурором доказательств нарушения Генеральным планом прав и законных интересов правообладателей объектов капитального строительства, земельных участков микрорайона «Благодатное» с. Ленинское, не оспаривании прокурором положений Генерального плана, поскольку доказывание этих обстоятельств не относится к предмету спора по настоящему делу.
Более того, прокурором представлены доказательства обращений граждан с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в том числе, относительно бездействия по вопросу строительства автомобильной дороги в микрорайоне «Благодатное с. Ленинское (л.д. 173-181 т. 2).
Из указанных обращений следует, что органом местного самоуправления игнорируются вопросы обустройства и содержания дорог внутри поселения, которые фактически отсутствуют, осуществляются по частной территории, не убираются, не очищаются от снега в зимнее время, не освещаются, тем самым нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения, на благоприятную среду проживания.
Из ответа ГУ МВД по Новосибирской области на запрос заместителя прокурора Новосибирского района Новосибирской области от 20 августа 2021 г. № (л.д. 182-183 т. 2) следует, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04 ноября 2017 г. № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» пункты 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 и 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» включены в полном объеме как обязательные к применению. Применение данных пунктом обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на всей территории Российской Федерации. Отсутствие тротуаров, стационарного освещения на улицах 1-я-7-я Благодатная в с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Согласно акту полевого обследования от 23 сентября 2021 г., выполненному кадастровым инженером Ц., в границах земельных участков, расположенных на обследуемой территории осуществляется строительство. Н части обследуемых участков (территории) строительство объектов капитального строительства (индивидуальных жилых домов) полностью завершено. По результатам полевого обследования установлено:
- ул. 1-я Благодатная – 9 объектов капитального строительства и 10 строящихся объектов;
- 2-я Благодатная – 17 объектов капитального строительства и 12 строящихся объектов;
- 3-я Благодатная – 11 объектов капитального строительства и 8 строящихся объектов;
- 4-я Благодатная – 12 объектов капитального строительства и 18 строящихся объектов;
- 5-я Благодатная – 29 объектов капитального строительства и 18 строящихся объектов;
- 6-я Благодатная – 3 объекта капитального строительства и 26 строящихся объектов;
- 7-я Благодатная – 2 объекта капитального строительства и 2 строящихся объекта.
В соответствии со сведениями ЕГРН на обследуемой территории зарегистрировано 45 объектов капитального строительства.
Таким образом, выводы суда первой инстанций об отсутствии бездействия ответчика в связи с непринятием мер по осуществлению дорожной деятельности в виде строительства автомобильной дороги к ул. 1-я-7-я Благодатная в с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области, а также об отсутствии нарушения прав неопределенного круга лиц бездействием органа местного самоуправления не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, на что в решении указал суд первой инстанции, не предполагает решение данных вопросов только по усмотрению органа местного самоуправление вопреки требованиям законов, других нормативных правовых актов и в ущерб интересам неопределенного круга лиц на реализацию их прав на безопасное дорожное движение. Возложение решением суда на орган местного самоуправления предусмотренной федеральными законами обязанности по вопросу местного значения не свидетельствует об ограничении его прав.
Обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования обеспечения жителей транспортной инфраструктурой установлена законом.
При этом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенной на них обязанности по осуществлению дорожной деятельности, поскольку вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия не усматривает нарушений прав третьих лиц - ООО «Совхоз Морской» и Сиволобова С.О., поскольку требования истца направлены на возложении на ответчика обязанности строительства автомобильной дороги в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов и не направлены на строительство дороги именно на участках, находящихся в собственности третьих лиц.
Возражения ответчика относительно того, что истец просит установить лишком короткий срок исполнения решения, также отклоняются судом апелляционной инстанции. По мнению ответчика, процедура строительства дороги с учетом образования земельного участка будет составлять не менее 24 – 36 месяцев.
Из искового заявления прокурора Новосибирского района Новосибирской области следует, что обращаясь в суд с иском 29 ноября 2019 г. истец просил установить срок для добровольного исполнения решения до 15 ноября 2021 г., т.е. 24 месяца.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, судебная коллегия находит обоснованным и верным установить срок для добровольного исполнения решения суда два года (24 месяца), т.е. до 15 октября 2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выраженное в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги к улицам 1-я-7-я Благодатные с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов.
Обязать администрацию Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области осуществить строительство автомобильной дороги к улицам 1-я-7-я Благодатные с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов.
Установить администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области добровольный срок исполнения решения - два года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Апелляционное представление помощника прокурора Новосибирского района Новосибирской области Авазовой В.Б. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи