Решение по делу № 4Га-1428/2018 от 06.12.2018

Дело № 44-Га-9/2019,

              44-Га-10/2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

П Р Е З И Д И У М

Амурского областного суда

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    25 февраля 2019 года               г. Благовещенск

Президиум Амурского областного суда в составе

председательствующего Васильева О.Д.,

членов президиума: Абрамовой С.А., Белоусова П.В., Бушманова А.П.,

Зацепилиной А.В., Петрова М.Г.,

при секретаре Мозговой Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Семёнова В.И. и Алавердовой Л. Н., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ – Моренковой В. Н. на решение Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года по административному делу по иску Семёнова В.И., Алавердовой Л. Н. и Аловердова В. Е. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Амурского областного суда Шульга И.В., объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Соловьёвой С.А., действующей на основании доверенности от 01 января 2019 года, президиум

установил:

Семёнов В.И. и Аловердовы Л.Н. и В.Е. обратились в суд с иском об оспаривании заключения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на семью из трёх человек: Семёнова В.И., Аловердову Л.Н., Аловердова В.Е. В обоснование указали, что на основании распоряжения главы Селемджинского района Ф.И.О.12 была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», относилась к категории инвалиды, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состояла в очереди. В состав ее семьи входил супруг Семёнов В.И., на момент постановки на учёт жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации они не имели. 01 августа 2013 года Ф.И.О.12 умерла. На основании заявления Семёнова В.И. и распоряжения главы Селемджинского района от 01 июля 2014 года № 169 за Семёновым В.И. было сохранено право на получение социальной выплаты с учётом даты постановки на учёт - 12 марта 2007 года и очередности её предоставления. При этом был предоставлен полный пакет документов. В учетном деле имелась выписка из ЕГРН о наличии у Семёнова В.И. одной квартиры в г. Белогорске и двух квартир в г. Благовещенске, хотя фактически это список мены одной квартиры, которая была зарегистрирована на его сына. Данная квартира (единственная) была изначально куплена в 1998 году в г. Белогорске, затем в 2001 году продана и приобретена равнозначная квартира в г. Благовещенске, пос. Аэропорт, которая была обменена на равнозначную квартиру в этом же поселке. Право собственности на нее перешло к сыну Ф.И.О.13 31 марта 2006 года, который не является участником указанной подпрограммы. Согласно п. 44.1 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов все сделки по отчуждению жилого помещения были указаны и это отражено в выписке. На момент подачи заявления 12 марта 2007 года жилого помещения у истцов не было. При таких обстоятельствах это не могло само по себе являться основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. Кроме того, органом местного самоуправления также были включены в список граждан - участников жилищной подпрограммы члены его семьи: жена - Аловердова Л.H. и пасынок - Аловердов В.Е., официально признанный членом семьи судебным решением от 19 декабря 2016 года, которые были сняты из очереди на предоставление жилищных субсидий работающим гражданам. Таким образом, Семёновым В.И. была соблюдена процедура как при подаче заявления о включении в списки участников подпрограммы, так и при последующем принятии решения о включении в список участников подпрограммы на соответствующий год, представлены все необходимые документы для получения сертификата, в настоящее время он и его семья включены в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на 2018 год, а также включены в Сводный список граждан - получателей сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на 2018 год. При таких обстоятельствах отказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2018 году является незаконным.

Просили суд признать незаконным решение министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2018 году; признать их право на получение государственного жилищного сертификата и возложить на министерство жилищно - коммунального хозяйства Амурской области обязанность оформить и выдать в порядке, установленном действующим законодательством государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» на семью из трёх человек, в том числе членов семьи Аловердову Л.Н., пасынка Аловердова В.Е.

Решением Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены в части. Постановлено признать незаконным решение (заключение) министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в отношении Семенова В.И. Возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность выдать в порядке, установленном действующим законодательством, Семенову В.И. государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 на семью из одного человека - Семенова В.И. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года указанное судебное постановление оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в суд 13 ноября 2018 года, Семёнов В.И. и Аловердова Л.Н. просят данные судебные акты отменить и принять по делу новое решение. Полагают, что жилищная субсидия должна быть предоставлена с учетом Аловердовых Л.Н. и В.Е., поскольку они являются членами семьи Семёнова В.И. и ведут совместное с ним хозяйство.

В кассационной жалобе, поданной в суд 06 декабря 2018 года, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Моренкова В.Н. просит данные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований. Ссылается на незаконность постановки Семёнова В.И. на указанный учет, поскольку на тот момент в его собственности имелось два жилых помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Полагает, что добросовестность действий Семёнова В.И., выразившаяся в предоставлении им сведений о наличии в его собственности жилых помещений, не исключает необходимость соответствовать критериям, предъявляемым к гражданину для постановки на данный учет.

По результатам изучения кассационных жалоб определением судьи Амурского областного суда от 30 января 2019 года указанные жалобы с делом были переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, президиум приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ снованиями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено судами, супруга Семёнова В.И. - Ф.И.О.12 распоряжением и.о. главы администрации Селемджинского района Амурской области № 7 от 11 января 2007 года поставлена на учёт как имеющая право на получение жилищного сертификата на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 12 марта 2007 года.

    Распоряжением главы администрации Селемджинского района № 169 от 01 июля 2014 года в связи со смертью Ф.И.О.12. была снята с учета.

    Право на получение социальной выплаты сохранено за Семёновым В.И., как членом семьи умершей, с даты постановки Ф.И.О.12. на учет и установленной очередности.

    Вместе с тем на момент постановки Семёновой В.И. на данный учет в собственности Ф.И.О.12 имелось два жилых помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по адресам: <адрес>; <адрес>.

    27 марта 2014 года Семёновым В.И. заключен брак с Аловердовой Л.H.

    Решением Селемджинского районного суда от 19 декабря 2016 года сын Алавердовой Л.H. - Аловердов В.Е., ДД.ММ.ГГГГ, признан членом семьи Семёнова В.И.

    23 марта 2017 года Семёнов В.И. подал заявление о включении его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, и выделении государственного жилищного сертификата в 2018 году, указав в составе семьи Аловердовых Л.Н. и В.Е. Также Семёновым В.И. подано заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Амурской области в данном составе семьи.

    Постановлением и.о. главы администрации Селемджинского района № 437 от 03 июля 2017 года утвержден список граждан - участников вышеуказанной подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по Селемджинскому району. Согласно выписке из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 включен Семёнов В.И. с составом семьи из трёх человек.

В ходе проверки министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области учётного дела Семёнова В.И. дано заключение №10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в выдаче жилищного сертификата в связи с наличием на момент постановки на учет Ф.И.О.12 в собственности Семёнова В.И. жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и невыполнением администрации Селемджинского района обязанности снять Семёнова В.И. с учёта при установлении данного факта.

Разрешая настоящий спор и приходя к выводу о незаконности отказа в предоставлении жилищного сертификата Семёнову В.И., суды исходили из того, что он не был снят с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. При этом учитывали, что недобросовестных действий, выразившихся в предоставлении неполных или недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о постановке его на учет, истцом не совершалось.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В соответствии с абз. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение указанных субсидий, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение).

Согласно п. 2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Как установлено п. 25 Положения, утвержденные в соответствии с п. 24 Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п. 25 Положения).

В силу п. 7 Положения контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «г» п. 21 Положения предусмотрено, что в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из правил п. 1.2, 3.1 Положения о порядке организации работы по реализации на территории Амурской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденным постановлением правительства Амурской области 03.09.2010 N 474, формирование списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, осуществляется в пределах муниципального образования органами местного самоуправления.

На территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать сводный список получателей государственных жилищных сертификатов на территории Амурской области в планируемом году, а также определено министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (п. 3.2 Положения, утвержденного постановлением правительства Амурской области 03.09.2010 N 474,).

Кроме того, в силу п. 3.44 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, утвержденного постановление губернатора Амурской области от 13.10.2011 N 305, на указанный орган возложен контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых получателям бюджетных средств на жилищно-коммунальное хозяйство.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи условием признания за гражданином, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, права на получение, использование жилищной субсидии и предоставление государственного жилищного сертификата, является отсутствие у него или членов его семьи жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках контроля за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья вправе проверять соблюдение условий для ее предоставления, в том числе в части наличия иных жилых помещений на праве собственности за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По смыслу данных нормативных правовых актов такая проверка может осуществляться перед принятием решения о предоставлении государственного жилищного сертификата.

При этом каких-либо условий, исключающих отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в случае несоблюдения условий для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе при необоснованной постановке гражданина на учет в результате действий должностных лиц органа местного самоуправления, не установлено.

Удовлетворяя требования о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера при условии наличия на момент постановки на учет иного жилого помещения на праве собственности, суды не учли вышеприведенные правовые положения.

Рассматривая доводы кассационной жалобы Семёнова В.И. и Аловердовой Л.Н. о незаконности отказа в предоставлении спорной выплаты с учетом Аловердовых Л.Н. и В.Е., президиум приходит к выводам о том, что они не свидетельствуют о нарушениях норм действующего законодательства, допущенных при рассмотрении настоящего дела.

В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, применительно к условиям основного мероприятия - выдаче жилищной субсидии, подтверждаемой государственным сертификатом, членами семьи гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являющегося участником основного мероприятия, признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должны осуществляться, исходя из состава семьи умершего гражданина, выехавшей (выезжающей) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату его смерти.

Данная правовая позиция также приведена в письме ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России от 12.11.2014 N АЗ/04-1283.

Принимая во внимание указанные положения и учитывая, что на момент смерти Ф.И.О.12 и перехода к Семёнову В.И. ее права на получение субсидии Аловердовы Л.Н. и В.Е. членами семьи Ф.И.О.12 не являлись, отказ в предоставлении жилищного сертификата Аловердовым Л.Н. и В.Е. является законным.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения заявленных требований в связи существенными и неустранимыми нарушениями норм материального права, допущенными судами при разрешении вопроса о праве Семёнова В.И. на жилищную субсидию, которые повлияли на исход дела и на основании ст. 329 КАС РФ влекут отмену оспариваемых судебных постановлений в части с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение суда первой инстанции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают гражданские дела, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу ст. 17 КАС РФ, устанавливающей подведомственность административных дел судам, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Тем самым правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, определяется процессуальный закон, подлежащий применению по делу.

Как видно из содержания искового заявления, обращение Семёнова В.И., Аловердовых Л.Н. и В.Е. в суд с настоящими требованиями о признании акта органа исполнительной власти незаконным, направлено на защиту жилищных прав и получение жилищной субсидии путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Поскольку оспариваемым решением министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области был разрешен вопрос о правах истцов на жилищную субсидию, настоящий спор связан с реализацией ими гражданских прав, установленных жилищным законодательством.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть характер правоотношений его сторон применительно к определению порядка, в котором подлежат разрешению заявленные требования.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум

постановил:

Решение Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года в части удовлетворения требований Семенова В.И. о признании незаконным решения (заключения) министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в отношении Семенова В.И., возложении обязанности выдать в порядке, установленном действующим законодательством, Семенову В.И. государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 на семью из одного человека - Семенова В.И. отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд со стадии принятия административного искового заявления.

В остальной части судебные постановления оставить без изменения.

Председательствующий                                                                             О.Д Васильев

Дело № 44-Га-9/2019,

              44-Га-10/2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

П Р Е З И Д И У М

Амурского областного суда

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    25 февраля 2019 года               г. Благовещенск

Президиум Амурского областного суда в составе

председательствующего Васильева О.Д.,

членов президиума: Абрамовой С.А., Белоусова П.В., Бушманова А.П.,

Зацепилиной А.В., Петрова М.Г.,

при секретаре Мозговой Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Семёнова В.И. и Алавердовой Л. Н., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ – Моренковой В. Н. на решение Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года по административному делу по иску Семёнова В.И., Алавердовой Л. Н. и Аловердова В. Е. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Амурского областного суда Шульга И.В., объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Соловьёвой С.А., действующей на основании доверенности от 01 января 2019 года, президиум

установил:

Семёнов В.И. и Аловердовы Л.Н. и В.Е. обратились в суд с иском об оспаривании заключения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на семью из трёх человек: Семёнова В.И., Аловердову Л.Н., Аловердова В.Е. В обоснование указали, что на основании распоряжения главы Селемджинского района Ф.И.О.12 была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», относилась к категории инвалиды, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состояла в очереди. В состав ее семьи входил супруг Семёнов В.И., на момент постановки на учёт жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации они не имели. 01 августа 2013 года Ф.И.О.12 умерла. На основании заявления Семёнова В.И. и распоряжения главы Селемджинского района от 01 июля 2014 года № 169 за Семёновым В.И. было сохранено право на получение социальной выплаты с учётом даты постановки на учёт - 12 марта 2007 года и очередности её предоставления. При этом был предоставлен полный пакет документов. В учетном деле имелась выписка из ЕГРН о наличии у Семёнова В.И. одной квартиры в г. Белогорске и двух квартир в г. Благовещенске, хотя фактически это список мены одной квартиры, которая была зарегистрирована на его сына. Данная квартира (единственная) была изначально куплена в 1998 году в г. Белогорске, затем в 2001 году продана и приобретена равнозначная квартира в г. Благовещенске, пос. Аэропорт, которая была обменена на равнозначную квартиру в этом же поселке. Право собственности на нее перешло к сыну Ф.И.О.13 31 марта 2006 года, который не является участником указанной подпрограммы. Согласно п. 44.1 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов все сделки по отчуждению жилого помещения были указаны и это отражено в выписке. На момент подачи заявления 12 марта 2007 года жилого помещения у истцов не было. При таких обстоятельствах это не могло само по себе являться основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. Кроме того, органом местного самоуправления также были включены в список граждан - участников жилищной подпрограммы члены его семьи: жена - Аловердова Л.H. и пасынок - Аловердов В.Е., официально признанный членом семьи судебным решением от 19 декабря 2016 года, которые были сняты из очереди на предоставление жилищных субсидий работающим гражданам. Таким образом, Семёновым В.И. была соблюдена процедура как при подаче заявления о включении в списки участников подпрограммы, так и при последующем принятии решения о включении в список участников подпрограммы на соответствующий год, представлены все необходимые документы для получения сертификата, в настоящее время он и его семья включены в Сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на 2018 год, а также включены в Сводный список граждан - получателей сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на 2018 год. При таких обстоятельствах отказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2018 году является незаконным.

Просили суд признать незаконным решение министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2018 году; признать их право на получение государственного жилищного сертификата и возложить на министерство жилищно - коммунального хозяйства Амурской области обязанность оформить и выдать в порядке, установленном действующим законодательством государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» на семью из трёх человек, в том числе членов семьи Аловердову Л.Н., пасынка Аловердова В.Е.

Решением Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены в части. Постановлено признать незаконным решение (заключение) министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в отношении Семенова В.И. Возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность выдать в порядке, установленном действующим законодательством, Семенову В.И. государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 на семью из одного человека - Семенова В.И. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года указанное судебное постановление оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в суд 13 ноября 2018 года, Семёнов В.И. и Аловердова Л.Н. просят данные судебные акты отменить и принять по делу новое решение. Полагают, что жилищная субсидия должна быть предоставлена с учетом Аловердовых Л.Н. и В.Е., поскольку они являются членами семьи Семёнова В.И. и ведут совместное с ним хозяйство.

В кассационной жалобе, поданной в суд 06 декабря 2018 года, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Моренкова В.Н. просит данные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований. Ссылается на незаконность постановки Семёнова В.И. на указанный учет, поскольку на тот момент в его собственности имелось два жилых помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Полагает, что добросовестность действий Семёнова В.И., выразившаяся в предоставлении им сведений о наличии в его собственности жилых помещений, не исключает необходимость соответствовать критериям, предъявляемым к гражданину для постановки на данный учет.

По результатам изучения кассационных жалоб определением судьи Амурского областного суда от 30 января 2019 года указанные жалобы с делом были переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, президиум приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ снованиями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено судами, супруга Семёнова В.И. - Ф.И.О.12 распоряжением и.о. главы администрации Селемджинского района Амурской области № 7 от 11 января 2007 года поставлена на учёт как имеющая право на получение жилищного сертификата на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 12 марта 2007 года.

    Распоряжением главы администрации Селемджинского района № 169 от 01 июля 2014 года в связи со смертью Ф.И.О.12. была снята с учета.

    Право на получение социальной выплаты сохранено за Семёновым В.И., как членом семьи умершей, с даты постановки Ф.И.О.12. на учет и установленной очередности.

    Вместе с тем на момент постановки Семёновой В.И. на данный учет в собственности Ф.И.О.12 имелось два жилых помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по адресам: <адрес>; <адрес>.

    27 марта 2014 года Семёновым В.И. заключен брак с Аловердовой Л.H.

    Решением Селемджинского районного суда от 19 декабря 2016 года сын Алавердовой Л.H. - Аловердов В.Е., ДД.ММ.ГГГГ, признан членом семьи Семёнова В.И.

    23 марта 2017 года Семёнов В.И. подал заявление о включении его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, и выделении государственного жилищного сертификата в 2018 году, указав в составе семьи Аловердовых Л.Н. и В.Е. Также Семёновым В.И. подано заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Амурской области в данном составе семьи.

    Постановлением и.о. главы администрации Селемджинского района № 437 от 03 июля 2017 года утвержден список граждан - участников вышеуказанной подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по Селемджинскому району. Согласно выписке из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 включен Семёнов В.И. с составом семьи из трёх человек.

В ходе проверки министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области учётного дела Семёнова В.И. дано заключение №10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в выдаче жилищного сертификата в связи с наличием на момент постановки на учет Ф.И.О.12 в собственности Семёнова В.И. жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и невыполнением администрации Селемджинского района обязанности снять Семёнова В.И. с учёта при установлении данного факта.

Разрешая настоящий спор и приходя к выводу о незаконности отказа в предоставлении жилищного сертификата Семёнову В.И., суды исходили из того, что он не был снят с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. При этом учитывали, что недобросовестных действий, выразившихся в предоставлении неполных или недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о постановке его на учет, истцом не совершалось.

В силу абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В соответствии с абз. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение указанных субсидий, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение).

Согласно п. 2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Как установлено п. 25 Положения, утвержденные в соответствии с п. 24 Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п. 25 Положения).

В силу п. 7 Положения контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «г» п. 21 Положения предусмотрено, что в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Как следует из правил п. 1.2, 3.1 Положения о порядке организации работы по реализации на территории Амурской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденным постановлением правительства Амурской области 03.09.2010 N 474, формирование списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, осуществляется в пределах муниципального образования органами местного самоуправления.

На территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать сводный список получателей государственных жилищных сертификатов на территории Амурской области в планируемом году, а также определено министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (п. 3.2 Положения, утвержденного постановлением правительства Амурской области 03.09.2010 N 474,).

Кроме того, в силу п. 3.44 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, утвержденного постановление губернатора Амурской области от 13.10.2011 N 305, на указанный орган возложен контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых получателям бюджетных средств на жилищно-коммунальное хозяйство.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи условием признания за гражданином, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, права на получение, использование жилищной субсидии и предоставление государственного жилищного сертификата, является отсутствие у него или членов его семьи жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках контроля за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья вправе проверять соблюдение условий для ее предоставления, в том числе в части наличия иных жилых помещений на праве собственности за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По смыслу данных нормативных правовых актов такая проверка может осуществляться перед принятием решения о предоставлении государственного жилищного сертификата.

При этом каких-либо условий, исключающих отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в случае несоблюдения условий для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе при необоснованной постановке гражданина на учет в результате действий должностных лиц органа местного самоуправления, не установлено.

Удовлетворяя требования о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера при условии наличия на момент постановки на учет иного жилого помещения на праве собственности, суды не учли вышеприведенные правовые положения.

Рассматривая доводы кассационной жалобы Семёнова В.И. и Аловердовой Л.Н. о незаконности отказа в предоставлении спорной выплаты с учетом Аловердовых Л.Н. и В.Е., президиум приходит к выводам о том, что они не свидетельствуют о нарушениях норм действующего законодательства, допущенных при рассмотрении настоящего дела.

В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, применительно к условиям основного мероприятия - выдаче жилищной субсидии, подтверждаемой государственным сертификатом, членами семьи гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являющегося участником основного мероприятия, признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должны осуществляться, исходя из состава семьи умершего гражданина, выехавшей (выезжающей) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату его смерти.

Данная правовая позиция также приведена в письме ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России от 12.11.2014 N АЗ/04-1283.

Принимая во внимание указанные положения и учитывая, что на момент смерти Ф.И.О.12 и перехода к Семёнову В.И. ее права на получение субсидии Аловердовы Л.Н. и В.Е. членами семьи Ф.И.О.12 не являлись, отказ в предоставлении жилищного сертификата Аловердовым Л.Н. и В.Е. является законным.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения заявленных требований в связи существенными и неустранимыми нарушениями норм материального права, допущенными судами при разрешении вопроса о праве Семёнова В.И. на жилищную субсидию, которые повлияли на исход дела и на основании ст. 329 КАС РФ влекут отмену оспариваемых судебных постановлений в части с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение суда первой инстанции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают гражданские дела, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу ст. 17 КАС РФ, устанавливающей подведомственность административных дел судам, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Тем самым правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, определяется процессуальный закон, подлежащий применению по делу.

Как видно из содержания искового заявления, обращение Семёнова В.И., Аловердовых Л.Н. и В.Е. в суд с настоящими требованиями о признании акта органа исполнительной власти незаконным, направлено на защиту жилищных прав и получение жилищной субсидии путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Поскольку оспариваемым решением министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области был разрешен вопрос о правах истцов на жилищную субсидию, настоящий спор связан с реализацией ими гражданских прав, установленных жилищным законодательством.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть характер правоотношений его сторон применительно к определению порядка, в котором подлежат разрешению заявленные требования.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум

постановил:

Решение Благовещенского городского суда от 11 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 октября 2018 года в части удовлетворения требований Семенова В.И. о признании незаконным решения (заключения) министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 10-6307 от 19 декабря 2017 года об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в отношении Семенова В.И., возложении обязанности выдать в порядке, установленном действующим законодательством, Семенову В.И. государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 на семью из одного человека - Семенова В.И. отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд со стадии принятия административного искового заявления.

В остальной части судебные постановления оставить без изменения.

Председательствующий                                                                             О.Д Васильев

1версия для печати

4Га-1428/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Аловердов Владислав Евгеньевич
Аловердова Людмила Николаевна
Семенов Владимир Иванович
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Администрация Селемджинского района Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Судья
Шульга Иван Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.amr.sudrf.ru
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее