Решение по делу № 33-1597/2024 от 21.02.2024

Председательствующий: Бузуртанова Л.Б. № 33-1597/2024

55RS0033-01-2023-000105-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 14 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сковрон Н.Л.,

судей Перфиловой И.А., Савчук А.Л.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3821/2023

по апелляционной жалобе представителя истца Министерства здравоохранения Омской области – Сысоевой Ольги Сергеевны

на решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 декабря 2023 года

по исковому заявлению Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Наталье Александровне о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

установила:

Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с иском к Сержанской Н.А. о взыскании денежных средств, в обоснование требований указав, что на основании заключенного между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Н.А. договора от 05 сентября 2014 года № 15 ответчиком была получена единовременная компенсационная выплата в соответствии с частями 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

По условиям договора ответчик обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Таврическая центральная районная больница» (далее также – БУЗОО «Таврическая ЦРБ»).

В период с 14 января 2016 года по 12 мая 2017 года, а также с 13 мая 2017 года по 12 ноября 2018 года Сержанской Н.А. были предоставлены отпуска по уходу за ребенком, к исполнению трудовых обязанностей она приступила с 01 ноября 2018 года. Кроме того, в период с 11 сентября по 19 сентября 2014 года ответчик находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

31 января 2020 года трудовой договор с Сержанской Н.А. расторгнут на основании заявления работника.

Просит расторгнуть договор от 05 сентября 2014 года № <...>, заключенный с Сержанской Н.А., взыскать с Сержанской Н.А. в доход областного бюджета 483305 рублей 97 копеек.

Представитель истца Министерства здравоохранения Омской области – Сысоева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Ответчик Сержанская Н.А., её представитель Малицкая М.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству ответчика, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит учету при исчислении пятилетнего срока отработки ответчика в БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования, БУЗОО «Таврическая ЦРБ» при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Н.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С. с решением суда не соглашается, просит его отменить. Полагает, что суд неправомерно включил в предусмотренный договором пятилетний срок отработки период нахождения ответчика в отпусках по уходу за ребёнком, поскольку в указанные периоды работник фактически не работала в учреждении на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором. При этом целью договора являлось предоставление компенсационной выплаты за непосредственную работу по оказанию медицинской помощи жителям муниципального района Омской области. Кроме того, в период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком она получала иную компенсационную выплату – за воспитание ребенка.

Ответчиком Сержанской Н.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу представителя истца, согласно которому полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Представитель истца Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала. Полагает, что отпуск по уходу за ребенком не подлежит учету в пятилетний срок отработки ответчика в БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

Ответчик Сержанская Н.А., её представитель Малицкая М.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству ответчика, против удовлетворения апелляционной жалобы представителя истца возражали. Полагают, что ответчик отработала пятилетний срок в полном объеме, поскольку в его продолжительность подлежит учету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Условие о том, что в пятилетний срок не включаются дни нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком установлены только в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», принятой в 2017 году, тогда как на момент заключения договора с истцом в 2014 году такие условия отсутствовали. Причиной увольнения ответчика послужило отсутствие жилого помещения в Таврическом районе Омской области, в связи с чем она была вынуждена ежедневно ездить на работу и обратно из города Омска, преодолевая большое расстояние. После расторжения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ответчик в районных больницах Омской области трудовую деятельность не осуществляла.

Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования, БУЗОО «Таврическая ЦРБ» участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав представителя истца, ответчика, её представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 04 августа 2014 года между Сержанской Н.А. и БУЗОО «Таврическая ЦРБ» заключён трудовой договор, на основании которого ответчик принята на работу на должность врача-терапевта участкового, на 1,0 ставку (том 1 л.д. 14-16).

К трудовым обязанностям Сержанская Н.А. приступила 04 августа 2014 года (том 1 л.д. 13).

05 сентября 2014 года между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Н.А. заключен договор от № <...> с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также – договор № <...> от 05 сентября 2014 года) (том 1 л.д. 22-24).

По условиям данного договора Министерство здравоохранения Омской области обязалось предоставить Сержанской Н.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня заключения договора, а последняя обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.

В случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» до истечения пятилетнего срока медицинский работник Сержанская Н.А. обязалась возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области.

В соответствии с пунктом 14 договора № <...> от 05 сентября 2014 года он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Министерство здравоохранения Омской области принятые на себя обязательства по предоставлению ответчику единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме, перечислив ответчику сумму компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей платежными поручениями № <...> от 20 октября 2014 года на счет Сержанской Н.А.

Согласно приказу БУЗОО «Таврическая ЦРБ» о предоставлении отпуска работникам № <...> от 08 сентября 2014 года с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года ответчику предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (том 1 л.д.17).

Из приказов БУЗОО «Таврическая ЦРБ» № <...> от 02 февраля 2016 года, № <...> от 29 мая 2017 года следует, что Сержанской Н.А. предоставлены отпуска по уходу за ребенком с 14 января 2016 года по 12 мая 2017 года, с 13 мая 2017 года по 12 ноября 2018 года (том 1 л.д. 18,19).

К исполнению трудовых обязанностей Сержанская Н.А. приступила с 01 ноября 2018 года (том 1 л.д. 20).

31 января 2020 года Сержанская Н.А. уволена по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 1 л.д.21).

Обращаясь в суд с иском, Министерство здравоохранения Омской области настаивало, что поскольку в периоды нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы она свои трудовые обязанности не выполнял, постольку сумма перечисленной Сержанской Н.А. компенсации подлежит возврату в размере, пропорциональном не отработанному ответчиком времени.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что так как предоставление отпуска по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией, нахождение в таких отпусках не является основанием для исключения этих периодов из пятилетнего срока необходимой отработки.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», (в редакции от 21 июля 2014 года, действующей в спорный период) В 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривалось, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий;

обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт «а» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт «в» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» этого же пункта (подпункт «г» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

На основании статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 года №30-п «О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат» утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в 2012-2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.

31 января 2020 года действие трудового договора, заключенного с Сержанской Н.А. прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 договора № <...> от 05 сентября 2014 Сержанская Н.А. приняла на себя обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с БУЗОО «Таврическая ЦРБ»

Кроме того, Сержанская Н.А. обязалась в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора.

Единовременная компенсационная выплата не предусматривает контроля за ее расходованием получившими лицами, однако, согласно целям ее осуществления, предполагает обязанность этих лиц отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением ограниченного перечня случаев прекращения трудового договора, приведенного в законе) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть такой выплаты.

Заключая 05 сентября 2015 года с Министерством здравоохранения Омской области договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, Сержанская Н.А. добровольно приняла на себя соответствующие обязательства.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условиями заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не предусмотрено, что при реализации ею права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных статьями 253 - 264 Трудового кодекса РФ, в том числе на отпуск по уходу за ребенком, работу в условиях неполного рабочего времени, а также при предоставлении ей работодателем отпусков без сохранения заработной платы, соответствующие периоды отпусков и работы в условиях неполного рабочего времени могут зачитываться в 5-летний срок отработки.

Из буквального толкования этого договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, могут засчитываться только периоды, когда Сержанская Н.А. непосредственно исполняла трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, с зачетом в них выходных, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых отпусков.

Иное толкование условий договора и положений закона, примененное судом первой инстанции, согласно которому не предусматривается возможность продления пятилетнего срока отработки на периоды отпусков по уходу за ребенком, работы в условиях неполной занятости или нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, не может быть признано правильным.

Поскольку во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы Сержанская Н.А. не исполняла трудовые обязанности врача-терапевта участкового в БУЗОО «Таврическая ЦРБ», эти периоды не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Увольнение Сержанской Н.А. по собственному желанию из БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ранее такого срока влечет возникновение у нее обязанности возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку.

Суждение ответчика о том, что исключение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, по государственной программе «Развитие здравоохранения» 2014 года не предусматривалось, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения и условий договора, заключенного с Министерством здравоохранения Омской области.

Также судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о вынужденном характере увольнения в связи с непредставлением служебного жилья на территории Таврического района Омской области, внимания не заслуживают.

Из ответа БУЗОО Таврическая ЦРБ» на запрос Первомайского районного суда г. Омска следует, что в период работы истца в медицинском учреждении служебное помещение ей не было предоставлено по причине отсутствия у БУЗОО «Таврическая ЦРБ» жилых помещений на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того, Сержанская Н.А. на момент работы в БУЗОО «Таврическая ЦРБ» имела регистрацию по месту жительства: <...> (том 1 л.д. 197).

Факт регистрации истца по указанному выше адресу также подтверждается представленной в материалы дела ксерокопией паспорта ответчика (том 1 л.д. 197 (оборот)), ответом из миграционного пункта отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Таврическому району от 15 февраля 2023 года (том 1 л.д. 37 (оборот)).

Из пояснений ответчика, данных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, следует, что попыток приобрести жилье в Таврическом районе ею не предпринималось, денежные средства, полученные в качестве компенсации были истрачены Сержанской Н. А. на собственные нужды.

Вместе с тем, предусмотренная законом единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей носит целевой характер и предоставляется медицинским работникам с целью стимулирования их переезда на работу в сельские населенные пункты.

С учетом изложенного, исходя из того, что ответчик, заключая договор с истцом, понимала, что её место работы будет располагаться в удаленном от её места жительства районе, имела регистрацию на территории Таврического района Омской области, что свидетельствует о наличии у неё возможности проживать недалеко от места своей работы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что в рассматриваемом случае имел место вынужденный характер увольнения Сержанской Н.А. из БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

- при существенном нарушении договора другой стороной;

- в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Сержанская Н.А. в нарушение условий договора № <...> от 05 сентября 2014 года не отработала пятилетний срок, что является существенным нарушением условий договора и достаточным основанием для его расторжения.

Увольнение Сержанской Н.А. по собственному желанию из БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ранее пятилетнего срока влечет возникновение у нее обязанности возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку.

06 мая 2020 года Министерством здравоохранения Омской области в адрес Сержанской Н.А. направлено уведомление о расторжении договора с приложением соглашения о расторжении договора и предложено в течение 10 календарных дней с момента получения указанного уведомления, но не позднее 1 июля 2020 года подписать соглашение о расторжении договора и вернуть в Министерство здравоохранения Омской области, а также возвратить сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 483305 рублей 97 копеек на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области (том 1 л.д. 30-31).

Указанные денежные средства Сержанской Н.А. возвращены не были.

Разрешая вопрос о сумме, подлежащей ко взысканию с Сержанской Н.А., суд апелляционной инстанции, исходя из необходимости исчисления пятилетнего срока работы по трудовому договору, заключенному между ответчиком и БУЗОО «Таврическая ЦРБ», с момента начала работы, то есть с 04 августа 2014 года, установил, что фактически на условиях нормальной продолжительности рабочего времени ответчиком отработано 976 дней, за минусом периода с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года (период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы), с 14 июня 2016 года по 31 октября 2018 года (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком).

Сержанская Н.А. приняла обязательство отработать 5 лет (1826 дней), соответственно, неотработанный ответчиком период составляет 850 дней (1826 дней - 976 дней).

С учетом указанного расчета, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в доход областного бюджета 465502 рубля 50 копеек (1 000 000/1826 дней х 850).

Заочным решением Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года, отмененным на основании определения 26 сентября 2023 года, требования Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Н.А. удовлетворены в полном объеме, с ответчика в доход областного бюджета взысканы денежные средства в размере 483305 рублей 97 копеек. В доход бюджета города Омска взыскана государственная пошлина в размере 8033 рублей.

На основании данного заочного решения судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, в рамках которого с ответчика взысканы денежные средства в сумме 483305 рублей 97 копеек, государственная пошлина в сумме 8033 рублей (том 1 л.д. 134-136, 148, 149).

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, сторонами не оспаривалось, что заочное решение суда от 28 февраля 2023 года исполнено ответчиком в полном объеме.

На основании статьи 443 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Таким образом, с учетом того, что требования истца, после постановленного и впоследствии отмененного заочного решения суда, судом апелляционной инстанции удовлетворены частично, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости осуществить поворот исполнения заочного решения Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года по делу № 2-157/2023 на сумму 17803 рубля 47 копеек.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 декабря 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Расторгнуть договор от 05 сентября 2014 года № № <...> с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», заключенный между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Натальей Александровной.

Взыскать с Сержанской Натальи Александровны (ИНН № <...>) в доход областного бюджета денежные средства в размере 465502 рублей 50 копеек, выплаченных на основании договора от 05 сентября 2014 года № <...>.

Взыскать с Сержанской Натальи Александровны (ИНН № <...>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8033 рублей.

Судебное постановление в части взыскания денежных сумм исполнению не подлежит.

Осуществить поворот исполнения заочного решения Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года по делу № 2-157/2023 на сумму 17803 рублей 47 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2024 года.

Председательствующий: Бузуртанова Л.Б. № 33-1597/2024

55RS0033-01-2023-000105-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 14 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сковрон Н.Л.,

судей Перфиловой И.А., Савчук А.Л.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3821/2023

по апелляционной жалобе представителя истца Министерства здравоохранения Омской области – Сысоевой Ольги Сергеевны

на решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 декабря 2023 года

по исковому заявлению Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Наталье Александровне о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

установила:

Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с иском к Сержанской Н.А. о взыскании денежных средств, в обоснование требований указав, что на основании заключенного между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Н.А. договора от 05 сентября 2014 года № 15 ответчиком была получена единовременная компенсационная выплата в соответствии с частями 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

По условиям договора ответчик обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Таврическая центральная районная больница» (далее также – БУЗОО «Таврическая ЦРБ»).

В период с 14 января 2016 года по 12 мая 2017 года, а также с 13 мая 2017 года по 12 ноября 2018 года Сержанской Н.А. были предоставлены отпуска по уходу за ребенком, к исполнению трудовых обязанностей она приступила с 01 ноября 2018 года. Кроме того, в период с 11 сентября по 19 сентября 2014 года ответчик находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

31 января 2020 года трудовой договор с Сержанской Н.А. расторгнут на основании заявления работника.

Просит расторгнуть договор от 05 сентября 2014 года № <...>, заключенный с Сержанской Н.А., взыскать с Сержанской Н.А. в доход областного бюджета 483305 рублей 97 копеек.

Представитель истца Министерства здравоохранения Омской области – Сысоева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Ответчик Сержанская Н.А., её представитель Малицкая М.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству ответчика, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит учету при исчислении пятилетнего срока отработки ответчика в БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования, БУЗОО «Таврическая ЦРБ» при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Н.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С. с решением суда не соглашается, просит его отменить. Полагает, что суд неправомерно включил в предусмотренный договором пятилетний срок отработки период нахождения ответчика в отпусках по уходу за ребёнком, поскольку в указанные периоды работник фактически не работала в учреждении на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором. При этом целью договора являлось предоставление компенсационной выплаты за непосредственную работу по оказанию медицинской помощи жителям муниципального района Омской области. Кроме того, в период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком она получала иную компенсационную выплату – за воспитание ребенка.

Ответчиком Сержанской Н.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу представителя истца, согласно которому полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Представитель истца Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала. Полагает, что отпуск по уходу за ребенком не подлежит учету в пятилетний срок отработки ответчика в БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

Ответчик Сержанская Н.А., её представитель Малицкая М.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству ответчика, против удовлетворения апелляционной жалобы представителя истца возражали. Полагают, что ответчик отработала пятилетний срок в полном объеме, поскольку в его продолжительность подлежит учету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Условие о том, что в пятилетний срок не включаются дни нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком установлены только в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», принятой в 2017 году, тогда как на момент заключения договора с истцом в 2014 году такие условия отсутствовали. Причиной увольнения ответчика послужило отсутствие жилого помещения в Таврическом районе Омской области, в связи с чем она была вынуждена ежедневно ездить на работу и обратно из города Омска, преодолевая большое расстояние. После расторжения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ответчик в районных больницах Омской области трудовую деятельность не осуществляла.

Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования, БУЗОО «Таврическая ЦРБ» участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав представителя истца, ответчика, её представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 04 августа 2014 года между Сержанской Н.А. и БУЗОО «Таврическая ЦРБ» заключён трудовой договор, на основании которого ответчик принята на работу на должность врача-терапевта участкового, на 1,0 ставку (том 1 л.д. 14-16).

К трудовым обязанностям Сержанская Н.А. приступила 04 августа 2014 года (том 1 л.д. 13).

05 сентября 2014 года между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Н.А. заключен договор от № <...> с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также – договор № <...> от 05 сентября 2014 года) (том 1 л.д. 22-24).

По условиям данного договора Министерство здравоохранения Омской области обязалось предоставить Сержанской Н.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня заключения договора, а последняя обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.

В случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» до истечения пятилетнего срока медицинский работник Сержанская Н.А. обязалась возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области.

В соответствии с пунктом 14 договора № <...> от 05 сентября 2014 года он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Министерство здравоохранения Омской области принятые на себя обязательства по предоставлению ответчику единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме, перечислив ответчику сумму компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей платежными поручениями № <...> от 20 октября 2014 года на счет Сержанской Н.А.

Согласно приказу БУЗОО «Таврическая ЦРБ» о предоставлении отпуска работникам № <...> от 08 сентября 2014 года с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года ответчику предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (том 1 л.д.17).

Из приказов БУЗОО «Таврическая ЦРБ» № <...> от 02 февраля 2016 года, № <...> от 29 мая 2017 года следует, что Сержанской Н.А. предоставлены отпуска по уходу за ребенком с 14 января 2016 года по 12 мая 2017 года, с 13 мая 2017 года по 12 ноября 2018 года (том 1 л.д. 18,19).

К исполнению трудовых обязанностей Сержанская Н.А. приступила с 01 ноября 2018 года (том 1 л.д. 20).

31 января 2020 года Сержанская Н.А. уволена по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 1 л.д.21).

Обращаясь в суд с иском, Министерство здравоохранения Омской области настаивало, что поскольку в периоды нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы она свои трудовые обязанности не выполнял, постольку сумма перечисленной Сержанской Н.А. компенсации подлежит возврату в размере, пропорциональном не отработанному ответчиком времени.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что так как предоставление отпуска по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией, нахождение в таких отпусках не является основанием для исключения этих периодов из пятилетнего срока необходимой отработки.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», (в редакции от 21 июля 2014 года, действующей в спорный период) В 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривалось, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий;

обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт «а» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт «в» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» этого же пункта (подпункт «г» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

На основании статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 года №30-п «О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат» утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в 2012-2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.

31 января 2020 года действие трудового договора, заключенного с Сержанской Н.А. прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 договора № <...> от 05 сентября 2014 Сержанская Н.А. приняла на себя обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с БУЗОО «Таврическая ЦРБ»

Кроме того, Сержанская Н.А. обязалась в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Таврическая ЦРБ» до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному работником периоду в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора.

Единовременная компенсационная выплата не предусматривает контроля за ее расходованием получившими лицами, однако, согласно целям ее осуществления, предполагает обязанность этих лиц отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением ограниченного перечня случаев прекращения трудового договора, приведенного в законе) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть такой выплаты.

Заключая 05 сентября 2015 года с Министерством здравоохранения Омской области договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, Сержанская Н.А. добровольно приняла на себя соответствующие обязательства.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условиями заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не предусмотрено, что при реализации ею права на получение социальных гарантий в связи с рождением ребенка и материнством, предусмотренных статьями 253 - 264 Трудового кодекса РФ, в том числе на отпуск по уходу за ребенком, работу в условиях неполного рабочего времени, а также при предоставлении ей работодателем отпусков без сохранения заработной платы, соответствующие периоды отпусков и работы в условиях неполного рабочего времени могут зачитываться в 5-летний срок отработки.

Из буквального толкования этого договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, могут засчитываться только периоды, когда Сержанская Н.А. непосредственно исполняла трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, с зачетом в них выходных, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых отпусков.

Иное толкование условий договора и положений закона, примененное судом первой инстанции, согласно которому не предусматривается возможность продления пятилетнего срока отработки на периоды отпусков по уходу за ребенком, работы в условиях неполной занятости или нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, не может быть признано правильным.

Поскольку во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы Сержанская Н.А. не исполняла трудовые обязанности врача-терапевта участкового в БУЗОО «Таврическая ЦРБ», эти периоды не могут засчитываться в пятилетний срок отработки, предусмотренный договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Увольнение Сержанской Н.А. по собственному желанию из БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ранее такого срока влечет возникновение у нее обязанности возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку.

Суждение ответчика о том, что исключение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, по государственной программе «Развитие здравоохранения» 2014 года не предусматривалось, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения и условий договора, заключенного с Министерством здравоохранения Омской области.

Также судебная коллегия полагает, что доводы ответчика о вынужденном характере увольнения в связи с непредставлением служебного жилья на территории Таврического района Омской области, внимания не заслуживают.

Из ответа БУЗОО Таврическая ЦРБ» на запрос Первомайского районного суда г. Омска следует, что в период работы истца в медицинском учреждении служебное помещение ей не было предоставлено по причине отсутствия у БУЗОО «Таврическая ЦРБ» жилых помещений на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того, Сержанская Н.А. на момент работы в БУЗОО «Таврическая ЦРБ» имела регистрацию по месту жительства: <...> (том 1 л.д. 197).

Факт регистрации истца по указанному выше адресу также подтверждается представленной в материалы дела ксерокопией паспорта ответчика (том 1 л.д. 197 (оборот)), ответом из миграционного пункта отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Таврическому району от 15 февраля 2023 года (том 1 л.д. 37 (оборот)).

Из пояснений ответчика, данных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, следует, что попыток приобрести жилье в Таврическом районе ею не предпринималось, денежные средства, полученные в качестве компенсации были истрачены Сержанской Н. А. на собственные нужды.

Вместе с тем, предусмотренная законом единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей носит целевой характер и предоставляется медицинским работникам с целью стимулирования их переезда на работу в сельские населенные пункты.

С учетом изложенного, исходя из того, что ответчик, заключая договор с истцом, понимала, что её место работы будет располагаться в удаленном от её места жительства районе, имела регистрацию на территории Таврического района Омской области, что свидетельствует о наличии у неё возможности проживать недалеко от места своей работы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что в рассматриваемом случае имел место вынужденный характер увольнения Сержанской Н.А. из БУЗОО «Таврическая ЦРБ».

В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

- при существенном нарушении договора другой стороной;

- в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Сержанская Н.А. в нарушение условий договора № <...> от 05 сентября 2014 года не отработала пятилетний срок, что является существенным нарушением условий договора и достаточным основанием для его расторжения.

Увольнение Сержанской Н.А. по собственному желанию из БУЗОО «Таврическая ЦРБ» ранее пятилетнего срока влечет возникновение у нее обязанности возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному сроку.

06 мая 2020 года Министерством здравоохранения Омской области в адрес Сержанской Н.А. направлено уведомление о расторжении договора с приложением соглашения о расторжении договора и предложено в течение 10 календарных дней с момента получения указанного уведомления, но не позднее 1 июля 2020 года подписать соглашение о расторжении договора и вернуть в Министерство здравоохранения Омской области, а также возвратить сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 483305 рублей 97 копеек на лицевой счет Министерства здравоохранения Омской области (том 1 л.д. 30-31).

Указанные денежные средства Сержанской Н.А. возвращены не были.

Разрешая вопрос о сумме, подлежащей ко взысканию с Сержанской Н.А., суд апелляционной инстанции, исходя из необходимости исчисления пятилетнего срока работы по трудовому договору, заключенному между ответчиком и БУЗОО «Таврическая ЦРБ», с момента начала работы, то есть с 04 августа 2014 года, установил, что фактически на условиях нормальной продолжительности рабочего времени ответчиком отработано 976 дней, за минусом периода с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года (период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы), с 14 июня 2016 года по 31 октября 2018 года (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком).

Сержанская Н.А. приняла обязательство отработать 5 лет (1826 дней), соответственно, неотработанный ответчиком период составляет 850 дней (1826 дней - 976 дней).

С учетом указанного расчета, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в доход областного бюджета 465502 рубля 50 копеек (1 000 000/1826 дней х 850).

Заочным решением Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года, отмененным на основании определения 26 сентября 2023 года, требования Министерства здравоохранения Омской области к Сержанской Н.А. удовлетворены в полном объеме, с ответчика в доход областного бюджета взысканы денежные средства в размере 483305 рублей 97 копеек. В доход бюджета города Омска взыскана государственная пошлина в размере 8033 рублей.

На основании данного заочного решения судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, в рамках которого с ответчика взысканы денежные средства в сумме 483305 рублей 97 копеек, государственная пошлина в сумме 8033 рублей (том 1 л.д. 134-136, 148, 149).

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, сторонами не оспаривалось, что заочное решение суда от 28 февраля 2023 года исполнено ответчиком в полном объеме.

На основании статьи 443 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Таким образом, с учетом того, что требования истца, после постановленного и впоследствии отмененного заочного решения суда, судом апелляционной инстанции удовлетворены частично, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости осуществить поворот исполнения заочного решения Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года по делу № 2-157/2023 на сумму 17803 рубля 47 копеек.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 декабря 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Расторгнуть договор от 05 сентября 2014 года № № <...> с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», заключенный между Министерством здравоохранения Омской области и Сержанской Натальей Александровной.

Взыскать с Сержанской Натальи Александровны (ИНН № <...>) в доход областного бюджета денежные средства в размере 465502 рублей 50 копеек, выплаченных на основании договора от 05 сентября 2014 года № <...>.

Взыскать с Сержанской Натальи Александровны (ИНН № <...>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8033 рублей.

Судебное постановление в части взыскания денежных сумм исполнению не подлежит.

Осуществить поворот исполнения заочного решения Таврического районного суда Омской области от 28 февраля 2023 года по делу № 2-157/2023 на сумму 17803 рублей 47 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 марта 2024 года.

33-1597/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство здравоохранения Омской области
Ответчики
Сержанская Наталья Александровна
Другие
БУЗОО Таврическая ЦРБ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
21.02.2024Передача дела судье
14.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Передано в экспедицию
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее