Дело № 2а-2829/2019

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,

при секретаре Роженцовой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Артемовой Барао Анны Александровны к Федеральному агентству воздушного транспорта РФ, Министерству транспорта РФ о признании незаконным действия по приостановлению оказания государственной услуги по выдаче свидетельства авиационного персонала, выраженные в письме от 25.12.2018 исх.№34020/01, обязании произвести замену свидетельства пилота коммерческой авиации,

УСТАНОВИЛ:

Артемова Барао А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что 07.11.2018 она обратилась в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о выдаче (замене) свидетельства пилота коммерческой авиации в порядке, предусмотренном пунктом 17 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 №298 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения» в связи с изменением фамилии и получением 4 уровня английского языка. Однако, письмом за исх.№34020/01 административный ответчик, со ссылкой на положения пункта 23 Административного регламента указал на приостановление предоставления государственной услуги по причине выявления уполномоченным органом расхождений в сведениях, имеющихся в ФАВТ и сведениях, указанных в представленных истцом документах, подтверждающих право на получение свидетельства пилота коммерческой авиации.

Артемова Барао А.А. просит признать незаконными действия Федерального агентства воздушного транспорта по приостановлению оказания государственной услуги по выдаче свидетельства авиационного персонала, выраженные в письме от 25.12.2018 исх. №34020/01, обязать Федеральное агентство воздушного транспорта произвести замену (выдать) свидетельства пилота коммерческой авиации Артемовой Барао А.А.

Административный истец, представитель административного истца в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные иску.

Представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) по доверенности Коблов Д.С., явился, возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что решение о приостановлении принято законно на основании пункта 23 Административного регламента Росавиации и согласно ст.54 Воздушного кодекса РФ.

Административный ответчик Министерство транспорта РФ своего представителя не направили, извещались.

Заинтересованное лицо ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» своего представителя не направили, извещались.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ(ред. от 05.10.2015) "О безопасности".

07.11.2018 Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1)соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2)законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, пп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).
Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 04.08.2015 N 240), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о Росавиации, пунктом 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 396, свидетельства выдаются Росавиацией лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьёй 54 ВК РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Судом установлено, что 07.11.2018 Артемова Барао Анна Александровна обратилась в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением о выдаче (замене) свидетельства пилота коммерческой авиации в порядке, в связи с изменением фамилии и получением 4 уровня английского языка.

25.12.2018 письмом за исх.№34020/01 административный ответчик, со ссылкой на положения пункта 23 Административного регламента указал на приостановление предоставления государственной услуги по причине выявления уполномоченным органом расхождений в сведениях, имеющихся в ФАВТ и сведениях, указанных в представленных истцом документах, подтверждающих право на получение свидетельства пилота коммерческой авиации.

Согласно материалам дела при обращении с заявлением о выдаче свидетельства коммерческого пилота Артемовой Барао А.А. представлен документ, подтверждающий прохождение административным истцом профессиональной подготовки, а именно копия диплома Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» от 28.12.2015 №149/60.

Однако, административный истец в судебном заседании пояснила, что в период с 03.09.2013 по 27.03.2015 проходила обучение на коммерческого пилота в Авиационном учебном центре «Авиационная школа Аэрофлота» по программам дополнительного профессионального образования, в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» прошла обучение, срок обучения составил 9 месяцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 и пунктом 4 статьи 54 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие подготовку, пройденную по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 298 утвержден Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее - Административный регламент).

Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено право уполномоченного органа на приостановление государственной услуги в случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся в Росавиации (территориальном органе), и сведениях, указанных в представленных документах.

Положения части 4 статьи 54 ВК согласуются с пунктом 5.4.10 Положения о Росавиации, которым к полномочиям ведомства отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (далее - Правила).

Согласно пункту 9 Правил в состав документов, представляемых для выдачи свидетельства авиационного персонала входят документы, подтверждающие прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства.

Оценивая в совокупности представленные доказательства и доводы участников процесса, суд приходит к выводу о законности принятого решения Росавиации от 25.12.2018 исх.№34020/01 о приостановлении оказания государственной услуги по выдаче свидетельств авиационного персонала, поскольку данное решение согласуется с пунктом 23 Административного регламента и ст.54 ВК РФ, оспариваемое решение принято в рамках имеющихся полномочий. В связи с тем, что суд пришел к выводу о законности принято решения от 25.12.2018 исх.№34020/01 о приостановлении оказания государственной услуги по выдаче свидетельства авиационного персонала требование об обязании произвести замену свидетельства пилота коммерческой авиации Артемовой Барао А.А., также не подлежат удовлетворению, так как суд не может подменять деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, в ведении которого находится принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче свидетельств авиационного специалиста, которое принимается уполномоченным органом по результатам проверки представленных документов, кроме того суд учитывает то обстоятельство, что в настоящее время решение о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении в отношении административного истца Росавиацией не принято.

С учётом изложенного, оспариваемое решение соответствует требованиям закона, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 25.12.2018 ░░░. №34020/01, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. -░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03.06.2019 ░░░░.

     ░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░░░

2а-2829/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Артемова Барао Анна Александровна
Ответчики
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство воздушного транспорта РФ
Другие
ФГАОУ ВО "Южно- Уральский государственный уиниверситет" национальный иследовательский уневерситет
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Подготовка дела (собеседование)
23.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее