УИД 11RS0001-01-2022-008883-87 дело № 2а-6960/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Оплесниной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 03 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Садовникова Владимира Сергеевича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Садовников В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК – 1 УФСИН по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания при отбытии наказания в исправительном учреждении ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 400 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на необеспечение надлежащих условий его содержания в отряде №... в спорные периоды в части приходящейся на каждого осужденного площади занимаемого помещения, отсутствие горячего водоснабжения, снегодержателей на крышек, огнетушителей, раковин для ног, писсуаров, нарушение температурного режима, ссылался на плохое освещение, нарушение приватности в туалете. По прибытию в исправительное учреждение гигиенические наборы и вещевое довольствие получил не в полном объеме.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица Оплеснина В.В. в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, заявив об оставлении поданного административного искового заявления без удовлетворения с учетом доводов письменных возражений.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.
ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.
В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (части 2, 4, 6, 8 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Разрешая заявленные требования с учетом доводов административного иска, приведенных в их обоснование, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к следующему.
По материалам дела на основании представленных доказательств установлено, что Садовников В.С. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** **.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).
На основании части 10 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными правовыми актами.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).
В силу части девятой статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима или тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 названного Кодекса, следственным изолятором.
Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 1 статьи 79 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Согласно части первой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Требования к зданиям, сооружениям, планировке и застройке территорий исправительных колоний определены Сводом правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр.
Настоящий Свод Правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центов уголовно-исполнительной системы.
Ранее требования устанавливались Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от ** ** ** № ....
В соответствии с пунктом 9.4 Свода Правил режимная, жилая, изолированная жилая, производственные зоны исправительного учреждения (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения.
В жилой зоне, в том числе, выделяются локальные участки с общежитиями для проживания осужденных на обычных, облегченных, строгих условиях отбывания наказания, по каждому в отдельности, со зданием карантина для временного содержания вновь прибывших осужденных, со зданием ПКТ с ШИЗО (пункт 9.5 Свода Правил).
Согласно пункту 14.2.1 Свода Правил в карантинном отделении допускается как комнатная система размещения осужденных, так и размещение осужденных в общих спальных помещениях. При размещении осужденных в общих спальных помещениях вместимость спальных помещений следует принимать не более 20 человек.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от ** ** ** № ..., здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно – техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от ** ** ** № ....
В соответствии со статьей 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. В пункте 14.3.2 Свода Правил численность отряда осужденных в исправительной колонии следует принимать 50-100 человек. Согласно требованиям пункта 14.3.3. Свода Правил допускается размещение осужденных в спальных помещениях наравне с их комнатным размещением.
В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Указанные требования уголовно – исполнительного законодательства относительно площади помещений, приходящейся на каждого осужденного, отражены в пункте 14.1 Свода правил, из которого следует, что норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении, следует предусматривать для осужденных мужчин в исправительных колониях всех видов режима, КП, ЕПКТ (в камерах режимного корпуса) – 2,0 кв.м.
Состав и площади помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительных учреждениях на основании пункта 14.3.4 Свода правил следует принимать в соответствии с таблицей 14.3.
В соответствии с указанной таблицей в общежитии, наряду с иными помещениями, размещаются комната воспитательной работы и просмотра кинофильмов, групповой психологической работы с осужденными, площадь которой размерами не ограничена, комната хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная, которую с учетом примечания следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных, уборная, в которой для мужских ИУ оборудуется один унитаз, один писсуар на 15 осужденных, также прогулочный двор, площадь которого для общих условий содержания не регламентирована.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно – исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно – гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).
В период с ** ** ** по ** ** ** Садовников В.С. находился в отряде №... общежития №... ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
** ** ** переведен в отряд №... общежития №... и содержался на данном отряде до освобождения.
С учетом заявленных требований, судом проверяются нарушения в части недостаточности площади, санитарных оборудований в период нахождения в отряде №....
При проверке доводов по обеспечению истца необходимой площадью при его нахождении в отряде №... исправительного учреждения (с ** ** ** по ** ** **) установлено, что согласно журналам учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных содержалось от 77 до 82 человек.
Отряд №... расположен в общежитии №..., общей площадью здания 896,3 кв.м.
В общежитии располагаются спальные помещения общей площадью 231,4 кв.м.: №... - площадью 83,7 кв.м., №... - площадью 57,8 кв.м., №... – площадью 50 кв.м., №... – площадью 39 кв.м., комната ПВР, площадью 48,8 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка), площадью 15,05 кв.м., комната для хранения продуктов питания, площадью 14,7 кв.м., комната быта, площадью 7,2 кв.м.
Поскольку на основании информации, представленной ответчиком, достоверно установить в каком спальном помещении располагался истец, не представляется возможным, расчет жилой площади произведен из расчета максимальной загруженности всех спальных помещений с учетом их площади. Так, с учетом площади спальных помещений, ПВР и комнаты приема, приготовления пищи, что составляет 294,9 кв.м., при максимальном заполнении отряда (82 человека), площадь, приходящаяся на каждого, составила 3,5 кв.м., что отвечает требованиям статьи 99 Уголовно – исполнительного кодекса РФ.
Санитарный узел отряда №... оборудован 8 унитазами, 10 раковинами, 1 раковиной для ног. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверьми.
Из расчета количества осужденных 82 человек, что соответствует максимальному их количеству в отряде, установленной нормы 1 раковина и 1 унитаз на 15 человек, суд приходит к выводу, что в части обеспечения осужденных санитарными приборами установленная норма также не нарушалась (15 члк х 10 шт (раковин)/ 82 члк (макс) = 1,8 приборов (раковин) на каждого; 15 члк х 8 шт (унитазов)/ 82 члк (макс) = 1,4 приборов (унитазов) на каждого. Соответственно, нормой истец обеспечен не был.
Отсутствие писсуаров, раковин для ног не нарушает права административного истца, поскольку в отрядах имеется возможность использования в достаточном количестве сантехнического оборудования.
В остальной части заявленные требования административным истцом не подтверждены и опровергаются представленными материалами проверок, проведенных в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, которыми не выявлено нарушений ни в части освещения, ни в части температурного режима.
При проверке доводов иска в части, касающейся обеспечения истца горячим водоснабжением, судом на основании сведений административного ответчика установлено, что горячее водоснабжение в помещениях ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республики Коми в заявленный истцом период отсутствовало и право истца на обеспечение горячим водоснабжением, начиная с ** ** **, в общей сложности на протяжении более 1 года и 7 месяцев не было обеспечено.
По убеждению суда, наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Применительно к установленным требованиям закона суд приходит к выводу, что в результате неоснащения помещений горячим водоснабжением нарушаются права административного истца.
При разрешении требований суд исходит из того, что необеспечение административного истца горячим водоснабжением (около 1 года 7 месяцев: с ** ** ** по ** ** **), является нарушением прав заявителя, порождающим его право на денежную компенсацию.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
Нормой № 1 Приложения № 1 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 установлены наименование предметов вещевого довольствия, их количество на одного человека, сроки носки для осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях. Приложением № 6 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы.
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением № 3 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216. Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4). Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (пункт 9).
Принимая во внимание перечень предметов, которые должны быть выданы осужденному по прибытию в исправительное учреждение в соответствии с нормой № 1 приложения № 1 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216, из оценки представленных в дело доказательств, а именно лицевого счета административного истца, судом установлено, что по прибытию в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ** ** **, административному истцу вещевое довольствие было выдано не в полном объеме (не были выданы носки), предусмотренном требованиями вышеизложенного законодательства, в связи с чем доводы административного истца являются обоснованными.
При этом, гигиенические наборы, мыло, щетка зубная, обувь (ботинки, валенки), смена постельного белья были выданы административному истцу, что подтверждается лицевым счетом Садовникова В.С.
В то же время, оценивая правомерность требований в оставшейся части, суд исходит из того, что выявленные нарушения не являются достаточными для присуждения в пользу Садовникова В.С. денежной компенсации, поскольку не свидетельствуют о существенности таких нарушений как основание для ее взыскания.
Действительно, пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, относительно доводов административного иска, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным действий (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми в период содержания административного истца в период с ** ** ** по ** ** **, что выразилось нарушении права на обеспечение вещевым довольствием в полном объеме, отсутствием горячего водоснабжения, что свидетельствуют о нарушении условий содержания последнего.
Поскольку установленные по делу обстоятельства в силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» свидетельствуют о нарушении права административного истца на необходимое обеспечение жилищно-бытовых условий гарантированное действующим законодательством, то есть свидетельствуют о нарушении условий содержания административного истца в исправительном учреждении в период с ** ** ** по ** ** **, то суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание, требования административного истца фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 14 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Садовникова Владимира Сергеевича к ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий по необеспечению надлежащих условий содержания, взыскании денежной компенсации, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания, Садовникова Владимира Сергеевича в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Садовникова Владимира Сергеевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 14 000 (четырнадцать тысяч) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Садовникова Владимира Сергеевича по следующим реквизитам: ...
Административное исковое заявление Садовникова Владимира Сергеевича к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) по нарушению условий содержания, а также требования к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Прилепова
...