Дело № 2 – 134
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шумихинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Махмутова М.Х.
секретаря судебного заседания Лукиной М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2016 года в г. Шумиха Курганской области гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности по приведению водоснабжения населения в соответствие с требованиями санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах обратился в суд с вышеуказанным иском указав, что специалистами территориального отдела была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации водопровода и водопроводных сооружений (скважины) ***, *** и *** и обеспечению населения питьевой водой на территории Рижского сельсовета. Питьевой водой из указанных источников пользуется население Рижского сельсовета, и снабжаются фельдшерско-акушерские пункты, школа и детский сад. В ходе проверки установлено, что отсутствуют проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения, на водопроводах ***, *** и ***. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил на объектах водоснабжения создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ссылаясь на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полагает, что отсутствие надлежащей организации водоснабжения населения в населенных пунктах на территории Рижского сельсовета создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду обитания.
Изменив требования, просит признать незаконным бездействие ответчика по эксплуатации и содержанию водопроводов ***, *** и ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопроводов ***, *** и ***.
Обязать ответчика обеспечить содержание водопроводов ***, *** и ***, и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства Российской Федерации в части соблюдения требований:
- п. 1.4., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» – в срок до <Дата> иметь проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ***, *** и ***.
В судебном заседании представитель истца Терентьева М.Л. требования поддержала по основаниям, изложенным, в исковом заявлении. На удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Спирин Н.А. исковые требования признал.
Выслушав стороны и изучив письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды; юридические лица производят производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований в процессе оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселений водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения этих поселений.
В судебном заседании объяснениями сторон установлено, что в состав территории Рижского сельсовета входят территории населенных пунктов ***, *** и ***. На территории этих населенных пунктов имеется три источника водоснабжения. Население, фельдшерско-акушерские пункты образовательные учреждения пользуется питьевой водой из водопроводов ***, *** и ***.
Согласно Акту приема передачи в <Дата> в собственность МО «Рижский сельсовет» Шумихинского района Курганской области передано имущество, в том числе: водопроводная башня, артезианская скважина, водопровод ***, водопроводная башня, артезианская скважина, водопровод ***, водопроводная башня, артезианская скважина, водопровод ***.
Согласно справке Администрации Рижского сельсовета от <Дата> водопроводные башни, артезианские скважины, водопроводы ***, *** и *** находятся на балансе Рижского сельсовета.
В соответствии с п. 1.4., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает в том числе организацию и эксплуатацию ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения.
В соответствии со ст. 2 Устава, Рижскому сельсовету Законом Курганской области от 06.07. 2004 № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» присвоен статус сельского поселения.
Согласно ст. 4 Устава, в состав территории Рижского сельсовета входит территория населенных пунктов ***, *** и ***.
Согласно п. 4 ст. 6.1. Устава, к вопросам местного значения Рижского сельсовета относится в том числе организация в границах сельсовета водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 - 3 ст. 30 Устава, Администрация Рижского сельсовета наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, решениями представительного органа, постановлениями Главы сельсовета, Уставом и положением об Администрации Рижского сельсовета.
В соответствии со ст. 31 Устава к полномочиям Администрации Рижского сельсовета относится обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения и в интересах населения Рижского сельсовета (п. 1).
Согласно акту от <Дата> № *** в ходе проведения плановой выездной проверки водопроводов ***, *** и ***, проведенной на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Курганской области от <Дата> № ***, выявлены нарушения по водоснабжению населения указанных населенных пунктов, в том числе на водопроводах отсутствует проект зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Поскольку представителем ответчика не представлено каких-либо возражений по поводу указанных в акте проверки выявленных нарушений, суд находит, что отмеченные в акте от <Дата> нарушения имели место. В нарушение санитарных правил в ***, *** и *** отсутствуют, в том числе проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Судом установлено, что ответчиком требования вышеназванных законов и нормативных актов не исполнены. Выявленные нарушения, допущенные ответчиком, являются существенными, нарушают права неопределенного круга граждан и могут негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье людей. Суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным бездействие допущенное ответчиком по эксплуатации и содержанию водопроводов ***, *** и ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из указанных источников требованиям санитарных правил.
Ответчиком не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика к совершению действий по приведению водоснабжения населения Рижского сельсовета в соответствие с требованиями санитарных правил.
Таким образом, при имеющихся доказательствах и признания представителем ответчика обстоятельств дела, исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рижского сельсовета о признании бездействия незаконными и о возложении обязанности по приведению водоснабжения населения сельсовета в соответствие с требованиями санитарных правил подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области по эксплуатации и содержанию водопроводов ***, *** и ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопроводов ***, ***, *** требованиям санитарных правил незаконными.
Обязать Администрацию Рижского сельсовета Шумихинского района Курганской области обеспечить содержание водопроводов ***, ***, *** и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения требованиям законодательства Российской Федерации в части соблюдения требований:
- п. 1.4. п. 1.11. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - иметь проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения ***, ***, *** в срок до <Дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.
Судья Махмутов М.Х.
Мотивированное решение
изготовлено 24 февраля 2016 года
Судья Махмутов М.Х.