Судья: Корытников А.Н.
Докладчик: Проценко Е.П. Дело № 33-8487/2021 (2-435/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2021 года г.Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Проценко Е.П.
судей: Макаровой Е.В., Шульц Н.В.,
при секретаре: Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Куценко К.Н. на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 марта 2021 года
по иску Куценко Константина Николаевича к Администрации г. Юрга о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Куценко К.Н. обратился в Юргинский городской суд с иском к Администрации г. Юрга о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты>
<данные изъяты>, является совершеннолетним, дееспособным гражданином, имеет свой бюджет и вдет свое хозяйство, не является членом семьи ФИО6, ФИО7, ФИО8, но при этом они все вместе проживают на одной жилплощади- <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ФИО1, ФИО6, ФИО7 заключили договор приватизации <адрес>, состоящей из 3-х комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в <адрес> по <адрес>, согласно которого <адрес> была им передана в совместную собственность. По факту, на жилплощади <адрес>, в настоящее время проживают две семьи, одна семья в составе одного человека - ФИО1 и вторая семья в составе ФИО8 её мужа ФИО6
В <данные изъяты>, имея основания для улучшения жилищных условий, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ, ч.3 ст. 40, ч.1 ст. 41 Конституции РФ, ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию <адрес> о постановке его на учет для улучшения жилищных условий, как лица <данные изъяты>, для чего им были представлены все необходимые документы. На основании обращения ФИО1 согласно письма Жилищного отдела Администрации <адрес> за №-ИЖК от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении Главой <адрес> постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией <адрес> принято решение о принятии ФИО1 на учет для внеочередного получения жилья по договору социального найма. ФИО1 поставлен на льготную очередь за № по списку граждан, страдающих тяжелыми <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность ФИО1 была за №, на ДД.ММ.ГГГГ за №.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Жилищный отдел Администрации <адрес> известил ФИО1 об исключении его из списка граждан имеющих право на получения жилья вне очереди на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с мотивацией о том, что ФИО1 не был признан малоимущим. При этом в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала подпись Главы <адрес> и номер постановления.
С данной даты ФИО1 и ФИО8 неоднократно обращались в Администрацию <адрес> с требованием о восстановлении ФИО1 в льготной очереди, но положительного результата добиться не смогли.
Считает, что действия должностных лиц Администрации <адрес> по исключению ФИО1 из списка граждан, очередников, <данные изъяты>, являются необоснованными и незаконными, препятствующими ФИО1 в реализации его законного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма
Администрацией <адрес> при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ не были учтены его права на выбор оснований учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и его исключение из числа лиц претендующих на улучшение жилищных условий по основаниям отсутствия у него статуса малоимущего, незаконны, так как он имел право быть обеспеченным жилым помещением лишь по основаниям наличия у него <данные изъяты>.
Просит суд признать за ним право на улучшение жилищных условий и предоставление отдельного жилья по договору социального найма, обязать Администрацию <адрес> восстановить его в льготной очереди на получение социального жилья по договору социального найма.
Решением Юргинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.»
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, признать за ним право на улучшение жилищных условий и предоставление отдельного жилья по договору социального найма и обязать ответчика восстановить его в льготной очереди на получение социального жилья по договору социального найма. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенные в исковом заявлении.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствие с ч.3 ст.167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан для получения жилых помещений, снятии с учета» был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицо, <данные изъяты>.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на обеспечение жилыми жилыми помещениями по договору социального найма.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно. Ссылается на ч.2 ст.52 ЖК РФ, в соответствии с которой состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Истец полагает, что он имеет право состоять на очереди на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма вне зависимости от того, что он не признан малоимущим.
Суд пришел к выводу, что доводы истца основаны на неправильном применении норм материального права, истец имеет право состоять на очереди при условии что он был признан в установленном законом порядке малоимущим.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, коллегия приходит к следующему.
При постановке на учет ФИО1 ответчик руководствовался статьями 51-54,56 57 ЖК РФ, ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении <данные изъяты>, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» законом <адрес> № - ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, №-ОЗ (л.д.13).
Распоряжением начальника Управления социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 не признан малоимущим (л.д.40). То, что ФИО1 не относится к категории малоимущих сторонами не оспаривается. Не оспаривается сторонами и то, что <данные изъяты>, имеющееся у ФИО1 входит в <данные изъяты>
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списка на получение жилых помещений вне очереди, <данные изъяты> (л.д.46,47).
Советом народных депутатов <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее также - <адрес> N 68-ОЗ).
На момент принятия на учет ФИО1 приведенный закон действовал в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 1 приведенного закона, на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.
В пунктах 1, 3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ указывается, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
<данные изъяты>
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им от органов государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
ФИО1 исключен из списка лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, <данные изъяты>.
В частях 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ на момент постановки на учет), - с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Истец принят на учет после ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, отнесено:
установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3);
установление порядка определения дохода граждан и <данные изъяты> с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 3.1;
определение порядка установления максимального размера дохода граждан <данные изъяты> ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 3.2);
определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 4);
определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 5);
определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7).
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города по установлению признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом и на момент постановки истца на учет, требовалось установить, относится ли он к категории малоимущих.
<данные изъяты>
В соответствии с ч.1,2 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
<данные изъяты>
Вопреки доводам апеллянта, истца обоснованно исключили из очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. Такое право имеется у ответчика в силу п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ – граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Кроме того в п. 3 ст.6-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» указывается, что орган местного самоуправления не реже чем один раз в 4 года проводит проверку сведений о гражданине и членах его семьи. Пункт 4- документы, представленные гражданином и полученные органом местного самоуправления, являются основанием для проведения органом местного самоуправления проверки обоснованности сохранения за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Кроме того, коллегия отмечает, что истцы ФИО8 и ФИО1 имеют по <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, составляющую <данные изъяты>. м., при норме предоставления 12,5 кв.м. на одного человека (постановление Юргинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»)
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не является малоимущим судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку решение органа местного самоуправления об отказе в признании малоимущим не обжаловалось, а признание малоимущим относится именно к компетенции органа местного самоуправления.
Довод о том, что вне зависимости от того, является ли истец малоимущим или нет, ему должно быть предоставлено жилое помещение, основан на неверном толковании норм материального права. Даже если исходить из того, что ответчик на момент постановки на учет знал о том, что апеллянт не относится к категории малоимущих, данный факт не свидетельствует о том, что впоследствии лицо, поставленное на учет, не может быть исключено из очереди на получение жилого помещения по договору социального найма, что указано в мотивировочной части настоящего определения.
Иных доводов, влекущих отмену решения в обжалуемой части апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░