Дело № 2а-320/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2018 года г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики- Чувашии в составе:
председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,
при секретаре Анисимовой Е.Н.,
с участием:
представителя административного истца Журавлева Н.П. - Кузнецова А.В., действующего на основании доверенности от 24 апреля 2018 года,
представителя административного ответчика - Военного комиссариата Ядринского и Красночетайского районов Чувашской Республики военного комиссара Прокопьева А.Г.,
административного ответчика - военного комиссара Ядринского и Красночетайского районов Чувашской Республики Прокопьева А.Г.,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» Захаровой Н.А., действующей на основании доверенности от 01 декабря 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлева Н.П. к Отделу военного комиссариата Чувашской Республики по Ядринскому и Красночетайскому районам о признании незаконным и отмене решения (заключения) Отдела ВК ЧР по Ядринскому району от 29 декабря 2017 года о признании Журавлева Н.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и обязать Отдел ВК ЧР по Ядринскому району устранить допущенные нарушения прав административного истца и выдать военный билет,
установил:
Журавлев Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным иском (уточненным 30 июля 2018 года) к Отделу военного комиссариата Чувашской Республики по Ядринскому и Красночетайскому районам о признании незаконным и отмене решения (заключения) Отдела ВК ЧР по Ядринскому району от 29 декабря 2017 года о признании Журавлева Н.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и обязать Отдел ВК ЧР по Ядринскому району устранить допущенные нарушения прав административного истца и выдать военный билет.
Свои исковые требования административный истец мотивировал тем, что в соответствии с п.п. «а» п.1 ст. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ он подлежал призыву на военную службу и на основании ст. 26 данного закона он проходил медицинское освидетельствование по направлению военного комиссариата Отдела ВК ЧР по Ядринскому и Красночетайскому районам. Для этого в декабре 2016 года он явился в военкомат для прохождения освидетельствования. Ему были выписаны направления, обязательные для обследования, в том числе, на консультацию к эндокринологу. Но в связи с тем, что к данному специалисту его записали на январь 2017 года, ему выдали повестку на 20 марта 2017 года для сдачи анализов, 03 апреля 2017 года для прохождения медкомиссии. В весенний призыв 2017 года из-за отсутствия согласованности по поводу того, где и когда будет проведено дополнительное обследование в виде суточного мониторирования, он не смог пройти медкомиссию в срок. В октябре 2017 года он явился в военкомат, где напомнил, что не прошел суточный монитор и попросил выдать ему направление. В ноябре 2017 года прошел рентген стоп, 28 ноября 2017 года суточное мониторирование в АД в БУ «РКБ», 29 ноября 2017 года получил его результаты и записался к кардиологу на консультацию на 08 декабря 2017 года. 02 декабря 2017 года ему исполнилось 27 лет. 08 декабря 2017 года был на консультации у кардиолога. 13 декабря 2017 года принес результаты обследований и 25 декабря 2017 года был на приеме терапевта. 29 декабря 2017 года явился на заседание призывной комиссии, где единогласно было принято решение признать его гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. В феврале 2018 года ему выдали справку. Считает, что решение призывной комиссии от 29.12.2017 года (протокол №/У) нарушает его права, поскольку все мероприятия, связанные с прохождением медицинского освидетельствования им были выполнены, но призывная комиссия по своему усмотрению не выдала ему направление к кардиологу, что существенно могло повлиять на принятие решение в части выдачи военного билета либо справки.
Определением судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики – Чувашии от 20 июля 2018 года, учитывая исковые требования административного истца по настоящему делу, в качестве соответчиков были привлечены Военный комиссариат Чувашкой Республики, Отдел военного комиссариата Чувашской Республики по Ядринскому и Красночетайскому районам, призывная комиссия Ядринского района ЧР и военный комиссар Отдела ВК ЧР по Ядринскому району Прокопьев А.Г..
В последующем в ходе судебного заседания в качестве надлежащих ответчиков в связи с уточнением наименований ответчиков по делу допущены ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики», Военный комиссариат Ядринского и Красночетайского районов Чувашской Республики, призывная комиссия Ядринского района ЧР, военный комиссар Ядринского и Красночетайского районов Чувашской Республики Прокопьев А.Г..
На судебное заседание административный истец Журавлев Н.П. не явился, обеспечил явку своего представителя Кузнецова А.В..
В ходе судебного заседания представитель административного истца Кузнецов А.В. поддержал исковые требования Журавлева Н.П., изложенные в уточненном иске от 30 июля 2018 г., и просил их удовлетворить, при этом пояснил, что в виду ненадлежащей организации мероприятий, связанных с прохождением медицинского освидетельствования, мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, в отношении его доверенного лица призывная комиссия вынесла решение о признании Журавлева Н.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Полагает, что поскольку Журавлев Н.П. к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы не привлекался, ранее при прохождении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, ему предоставлялись отсрочки в связи с учебой, он проходил обследования по направлению военкомата, то он имеет право на получение военного билета, а не справки взамен военного билета.
Представитель административного ответчика - Военного комиссариата Ядринского и Красночетайского районов Чувашской Республики - военный комиссар Прокопьев А.Г., выступающий также в качестве соответчика, исковые требования административного истца не признал и просил в иске отказать, указав, что решение призывной комиссии от 29.12.2017 года в отношении Журавлева Н.П. является законным и обоснованным.
Представить административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» Захарова Н.А. также не признала исковые требования административного истца и просила в иске отказать, признав решение призывной комиссии от 29.12.2017 года законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии Ядринского района Чувашской Республики - председатель призывной комиссии Ядринского района ЧР Паликин О.В. на судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу части 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно положениям статей 22, 25 Закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
В силу статьи 10 Закона № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета, граждане обязаны, в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения, соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Схожие положения предусмотрены в пункте 50 Положения о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719.
Пунктом 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ определено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по уважительным причинам либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Приведенные законоположения, предусматривающие вынесение заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с 01 января 2014 года (статья 6 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву").
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11 ноября 2006 года, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Данным Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.
Как следует из материалов административного дела и личного дела призывника, Журавлев Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете с 24 января 2007 года с категорией годности Б-3.
Решениями призывной комиссии от 05 декабря 2008 года, от 09 апреля 2009 года, от 15 апреля 2010 года Журавлеву Н.П. по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Закона № 53-ФЗ, в связи с обучением в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «<данные изъяты>» предоставлена отсрочка от прохождения военной службы до 1 июля 2014 года, по окончании обучения отсрочка от прохождения военной службы по каким-либо иным основаниям ему не предоставлялась.
В период с 22 мая 2014 года по 08 июня 2016 года неоднократно со стороны органов местного самоуправления предпринимались попытки вручения повесток Журавлеву Н.П. лично и через его родителей для вызова в военкомат.
27 мая 2014 года со стороны начальника военного комиссариата ЧР по Ядринскому и Красночетайскому районам было предпринято письменное обращение в адрес начальника отдела МВД РФ по Ядринскому району ФИО10 об установлении местонахождения Журавлева Н.П..
Из рапорта ст. УУП ОМВД РФ по Ядринскому району ЧР ФИО11 от 08 июня 2014 года следует, что местонахождение Журавлева Н.П. установить не представилось возможным, со слов односельчан было установлено, что Журавлев Н.П. в <адрес> ЧР не проживает, а живет <адрес> по неизвестному адресу.
29 декабря 2017 года призывной комиссией (протокол №/У) принято решение, согласно которому Журавлев Н.П. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, подлежит зачислению в запас на основании пункта 1.1 статьи 28, п.1 ст.52 Закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
19 февраля 2018 года Журавлеву Н.П. на основании его заявления, выдана справка взамен военного билета с отметкой о зачислении в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у административного истца Журавлева Н.П. отсутствовали законные основания для не прохождения военной службы в период со 02 июля 2014 года по 29 декабря 2017 года.
Более того, административным истцом не было представлено доказательств соблюдения им, как лицом, подлежащим призыву на военную службу, обязанностей по воинскому учету.
Изучение материалов дело показало, что оснований для невыдачи административному истцу справки в связи с наличием обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2, пункте 4 статьи 23, статье 24 Закона № 53-ФЗ, либо с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.
При принятии решения суд также учитывает, что оспариваемое решение принято призывной комиссией в пределах предоставленных ей законом полномочий, при наличии установленных законом оснований, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, состав призывной комиссии согласуется с Указом Главы Чувашской Республики №21 от 30.03.2006 г. (в редакции № 102 от 28 сентября 2017 г.) «Об образовании призывных комиссий в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики и внесении изменений в основной и резервный составы призывной комиссии Чувашской Республики».
Доводы представителя административного истца о невручении Журавлеву Н.П. повесток о вызове его в военкомат не опровергают выводы призывной комиссии, поскольку не свидетельствуют об исполнении административным истцом требований статьи 10 Закона N 53-ФЗ. Так, Журавлев Н.П., зная о том, что он подлежит призыву на военную службу, сведений об изменении фактического места жительства в военный комиссариат не сообщал, в течение длительного времени уклонялся от получения повесток по месту регистрации, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в соответствии с его жалобами врачами-специалистами выдавались направления для дополнительных исследований, прохождение которых административный истец затягивал. В частности, Журавлев Н.П. пройдя всех специалистов ДД.ММ.ГГГГ в осенний призыв 2017 года, и, получив направления и повестку о явки в военкомат 16 октября 2017 года, в назначенное время не явился о причинах не явки или невозможности прохождения дополнительных исследований не сообщил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при должном внимании Журавлева Н.П. к вопросам исполнения им, как гражданином Российской Федерации, конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, такая возможность у него имелась.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования истца Журавлева Н.П. о признании незаконным и отмене решения от 29 декабря 2017 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, судом не удовлетворяются, в связи с этими требования административного истца о возложении обязанности на Отдел ВК ЧР по Ядринскому району устранить допущенные нарушения прав административного истца и выдать военный билет также подлежат отказу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Журавлева Н.П. к призывной комиссии Ядринского района, к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Чувашской Республики», к Военному комиссариату по Ядринскому и Красночетайскому районам Чувашской Республики, военному комиссару военного комиссариата по Ядринскому и Красночетайскому районам Чувашской Республики Прокопьеву А.Г. о признании незаконным и отмене решения (заключения) Отдела ВК ЧР по Ядринскому району от 29 декабря 2017 года о признании Журавлева Н.П. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности на Отдел ВК ЧР по Ядринскому району устранить допущенные нарушения прав административного истца и выдать военный билет, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со для принятия решения в окончательной форме, то есть с 03 августа 2018 года через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Председательствующий Л.М. Изоркина
Копия верна:
Судья Л.М. Изоркина