Дело № 33-7411/2024

№ 2-2686/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2024 года (адрес)

    

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шор А.В.,

судей Булгаковой М.В., Раковского В.В.,

при секретаре Солдатовой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Доровских Николая Алексеевича на определение Оренбургского районного суда (адрес) от 8 августа 2024 года об оставлении без рассмотрения искового заявления.

Заслушав доклад судьи Шор А.В., объяснения истцов Доровских Н.А., Доровских С.В., поддержавших доводы частной жалобы, объяснения представителя Совета депутатов МО Ленинский сельсовет по доверенности ФИО5, возражавшей по доводам частной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Доровских Н.А., Доровских С.В., Доровских С.Н. обратились в суд с иском к Совету депутатов МО Ленинский сельсовет (адрес), Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития (адрес), Управлению Росреестра по (адрес), Министерству региональной и информационной политики (адрес), губернатору (адрес) ФИО9, Правительству Оренбургской области, прокуратуре (адрес), Следственному управлению Следственного комитета РФ по (адрес), администрации МО (адрес) об установлении факта неисполнения судебного решения представительным органом власти.

В обоснование заявленных требований указали, что апелляционным определением Четвертого апелляционного суда от 3 октября 2023г. по делу № были признаны недействительными редакции Правил землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Ленинского сельсовета.

13 октября 2023 года Доровских С.Н. обратился в МФЦ с заявлением о внесении в ЕГРН сведений в отношении своего земельного участка – изменение основного вида разрешенного использования (ВРИ) с индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на личное подсобное хозяйство (ЛПХ).

Однако при наличии всех условий для смены основного вида разрешенного использования земельного участка, закрепленных вступившим в законную силу решением суда, Ленинский сельсовет 18 октября 2023 года незаконно воспрепятствовал истцам осуществлению государственного кадастрового учета, основывая отказ тем, что ВРИ ЛПХ не является основным.

Ленинский сельсовет не исполнил решение суда, не разместил достоверные сведения в системе ФГИС ТП и на официальном сайте сельсовета, в результате чего владельцам участка было отказано во внесении изменений.

Ссылаясь по положения ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истцы просили суд установить факт неисполнения Советом депутатов – представительным органом МО Ленинский сельсовет судебного решения более трех месяцев со дня вступления в силу апелляционного определения Четвертого апелляционного суда от 3 октября 2023 года по административному делу №

Определением суда от 19 июля 2024г. административное исковое заявление принято к производству в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением суда от 8 августа 2024 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке особого производства в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 8 августа 2024 года заявление Доровских Н.А., Доровских С.В., Доровских С.Н. об установлении факта неисполнения судебного решения представительным органом МО Ленинский сельсовет (адрес) оставлено без рассмотрения на основании статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку усматривается спор о праве, в связи с чем заявителям необходимо разрешить спор в порядке искового производства.

В частной жалобе Доровских Н.А. просит определение Оренбургского районного суда (адрес) от 8 августа 2024 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, направить дело в суд первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы частной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 октября 2023г. по административному делу № признано

недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес) от 18 января 2022 года N 48 "О внесении изменений в градостроительный регламент зоны Ж-1 Правил землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес)";

признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес) от 1 апреля 2022 года N 51 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес)" в той части, которой градостроительный регламент жилой зоны Ж-1 (статья 24.1) Правил землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес), относит вид разрешенного использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" к условно-разрешенному, а не основному виду разрешенного использования земельного участка;

признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес) от 30 сентября 2022 года N 75 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес)";

признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес) от 24 марта 2023 года N 91 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет (адрес)".

Согласно части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлена ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

В частности, частью 1 статьи 73 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения вступившего в законную силу решения суда о признании недействующим нормативного правого акта, внести в законодательный орган субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа местного самоуправления.

Из положений части 1 статьи 73 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что роспуск представительного органа муниципального образования является крайней мерой, она должна применяться за безответственное отношение этого органа к государству. В данном случае установление названного факта должно быть связано с грубым нарушением этим органом своих обязанностей, влекущих непринятие мер к исполнению решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В свою очередь, согласно статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.

Как следует из представленного материала, Доровских Н.А., Доровских С.В., Доровских С.Н. оспаривают действия (бездействия) административного ответчика - органа местного самоуправления о неисполнении решения суда.

Оставляя заявление Доровских Н.А., Доровских С.В., Доровских С.Н. без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что заявители обратились в суд с заявлением об установлении факта неисполнения решения суда для дальнейшего роспуска представительного органа муниципального образования, при этом заинтересованным лицом было исполнено решение суда - внесены изменения в части вида разрешенного использования, спорному земельному участку изменен ВРИ на личное подсобное хозяйство. Таким образом, суд указал, что усматривается наличие спора о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.

Однако законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания действий органа местного самоуправления, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, избранный заявителями способ защиты нарушенного права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены судом первой инстанции как спор о материальном праве, подлежащий рассмотрению и разрешению в порядке искового производства.

Выводы суда об исполнении решения суда сделаны преждевременно, так как вопросы о нарушении органом местного самоуправления прав административного истца подлежат разрешению в судебном заседании при рассмотрении административного иска по существу.

С учетом изложенного, судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, вынесенное определение подлежит отмене с возвращением дела в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса по существу, в соответствующем характеру спора судопроизводстве.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░) ░░ 8 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2686/2024 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░. ░░░

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░

                                            

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-7411/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Доровских Светлана Владимировна
Прокуратура Оренбургского района Оренбургской области
Доровских Николай Алексеевич
Доровских Сергей Николаевич
Другие
Министерство архетектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области
Министерство региональной и информационной политики Оренбургской области
Совет депутатов МО Ленинский сельсовет
Управление Росреестра по Оренбургской области
Следственное Управление Следственного комитета РФ по Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
Паслер Денис Владимирович губернатор Оренбургской области, председатель Правительства Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Шор Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
11.09.2024Передача дела судье
16.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Передано в экспедицию
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее