Дело № 2-546/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Уркарах 04 октября 2016 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Джамаловой П.Р.,
с участием истца – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 о признании действий ответчика по приостановлению поставки газа в жилой дом незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Кайтагский районный суд с исковым заявлением о признании действий территориального участка ООО «ФИО6» по <адрес> по начислению задолженности в сумме 20 996,46 рублей незаконными, обязании ответчика снять указанную задолженность, возобновлении поставки газа в домовладение.
В обоснование иска указал, что он является потребителем газа по договору, заключенному между ним и газоснабжающей организацией.
Утверждает, что своевременно осуществляет оплату потребленного газа по показаниям прибора учета газа, однако, вопреки, данному обстоятельству, в начале августа 2016 года ответчик прекратил поставку газа мотивируя тем, что за ним имеется задолженность по оплате услуги.
Указывает, что прекращение поставки газа было произведено в нарушение процедуры ее осуществления, предусмотренной постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», поскольку до ее осуществления уведомления об этом не получал. При этом оснований для начисления задолженности по нормативам потребления не имелось, задолженности по оплате услуг по показаниям прибора учета газа он не имеет.
Считая действия газоснабжающей организации по приостановлению поставки газа и начислению задолженности необоснованными просит признать действия территориального участка по <адрес> ООО «ФИО7» в <адрес> по начислению задолженности в сумме 20 996,46 рублей незаконными, обязать ответчика снять указанную задолженность, возобновить поставку газа в его жилище.
Письменных возражений на исковое заявление не поступило.
В судебное заседание истец ФИО2 явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Извещенные надлежащим образом представители ответчика «ФИО8» в <адрес>, а также в территориальном пункте в <адрес> в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Суд, с учетом мнения истца, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав истца, суд находит требования ФИО2 подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч.1 ст.543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Частью 2 данной статьи установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При этом, в силу п.21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, абонент обязан, в том числе, оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.
Пунктом 45 вышеуказанных правил предусмотрено, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в том числе в случаях нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа, а так же неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд. При этом, в силу пункта 46 данных правил, до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В судебном заседании ФИО2 пояснил, что каких-либо уведомлений о приостановлении поставки газа в соответствии с вышеуказанными правилами он не получал, мастер газоснабжающей организации, в отсутствие граждан, проживающих в жилище, отрезал трубу в месте ее соединения к прибору учета газа.
Суд исходит из того, что в материалах дела нет сведений о направлении ответчиком истцу уведомления о приостановлении поставки газа, данных об этом, вопреки требованиям суда, в том числе о предоставлении суду мотивированных расчетов образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, требования суда о направлении своего представителя в суд им проигнорированы. В этой связи, оснований не доверять пояснениям ФИО2 об отсутствии уведомления о приостановлении поставки газа, у суда не имеется.
Поскольку приостановление поставки газа ответчиком произведено в нарушение ее процедуры, предусмотренной вышеуказанными нормами, следовательно, требования о возобновлении поставки газа суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, в том числе, если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил, а также если пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены.
Отсюда следует, что при использовании для учета газа прибора учета, на котором пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, нарушены, а также, в случае, если используется прибор учета газа, срок очередной государственной поверки которого истек, считается, что прибор учета газа, соответствующий установленным требованиям, отсутствует, что в силу положений пункта 32 вышеназванных Правил является основанием для определения объема использованного газа по нормативам потребления газа.
В силу ч.1 ст.530 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Истец в судебном заседании не отрицал, что является потребителем газа для семейного и бытового потребления. При этом договор с газоснабжающей организацией, поставляющей газ истцу, не представил сославшись на его утерю.
Согласно акту инвентаризации газифицированного домовладения от ДД.ММ.ГГГГ истец использует прибор учета газа образца СГБ G 4 2005 года изготовления (заводской номер №, производство ООО «ЭПО Сигнал» <адрес>), дата заводской поверки – ДД.ММ.ГГГГ.
При этом паспорт прибора учета газа истцом не представлен сославшись на его утерю.Межповерочный интервал данного прибора учета газа 2005 года выпуска равен 8 годам, соответственно, очередная поверка счетчика должна была быть произведена не позднее ноября 2013 года. Между тем, следующая поверка прибора учета газа произведена лишь в ноябре 2014 года, то есть в течение одного года после окончания срока государственной поверки прибор учета газа функционировал без соответствующего акта о поверке счетчика.
Таким образом, задолженность по оплате газа, образовавшаяся за ФИО2 с момента истечения срока государственной поверки прибора учета газа на дальнейший период (до восстановления условий, при которых объем использованного газа следует определять по показаниям прибора учета газа) подлежала определению исходя из нормативов потребления газа.
Поскольку срок очередной поверки, установленного у ФИО2 прибора учета газа, наступил в 2013 году и к моменту обнаружения задолженности и приостановления подачи газа очередная поверка прибора учета газа была произведена по истечении одного года предусмотренного правилами даты, то с момента окончания указанного срока действительности результатов государственной поверки задолженность ФИО2 подлежит определению исходя из нормативов потребления газа, а не из показаний прибора учета.
В судебном заседании ФИО2 пояснил, что в действительности не знал как о необходимости представлять ежемесячные сведения о количестве потребленного газа, хотя это старалась делать его супруга за время его отсутствия, так и возложенной на него обязанности представлять прибор учета газа на поверку после истечения срока его первичной поверки, поскольку ответчик его об этом не информировал.
Между тем, действующим законодательством на газоснабжающую организацию не возложена обязанность по уведомлению абонентов о необходимости проведения поверки либо замены прибора учета газа.
В силу ст.ст.539 и 548 ГК РФ абонент обязуется обеспечивать исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.
При этом, согласно ст.210 ГК РФ доставка газового счетчика на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счетчика, его замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счетчика, возложены на абонента, поскольку он является собственником прибора учета газа и несет бремя его содержания.
Кроме того, задолженность ФИО2 по оплате газа подлежит определению исходя из нормативов потребления газа, а не из показаний прибора учета газа и по другим основаниям.
Согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ и п.п.21 и 40 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
При этом, в соответствии с п.21 Правил абонент обязан сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.
Поэтому, в силу п.39 Правил оплата поставленного газа с указанием в платежных документах его объема по показаниям прибора учета газа является сообщением абонентом поставщику сведений о потребленном газе.
Как следует из имеющихся в деле сведений об оплате ФИО2 поставленного ему газа, оплату газа в последующем он хоть и производил регулярно, однако данных о количестве потребленного газа ответчику представлял нерегулярно, разрывы между указанными периодами составляли три и более расчетных периода, что подтверждается отсутствием сведений об этом в информационном листке. Каких-либо сведений о количестве потребленного газа в период с мая 2013 года по декабрь 2013 года, с апреля 2014 года по сентябрь 2014 года, с февраля 2015 года по июль 2015 года а так же с августа 2015 года по декабрь 2015 года истец в газоснабжающую организацию не представлял.
Отсюда следует, что ФИО2 не обеспечил ежемесячное представление в установленные сроки поставщику сведений о потребленном количестве газа.
Согласно п.31 Правил в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа.
Из этой нормы следует, что в случае невыполнения абонентом о ежемесячном сообщении поставщику газа сведений о показаниях прибора учета газа, если перерыв между сообщениями составляет более 3 месяцев, показания прибора учета газа утрачивают свою значимость и расчет оплаты производится по иным правилам.
Из имеющихся в деле сведений об оплате ФИО2 поставленного газа следует, что из них невозможно определить объем среднемесячного потребления газа, определенного по прибору учета газа, поскольку в вышеуказанные периоды сведения о потребленном газе по показаниям прибора учета истец не представлял. Поэтому, расчет задолженности поставленного газа надлежит производить исходя из нормативов потребления газа.
Следовательно, такая задолженность не может соответствовать сумме оплаты газа, объем которого определяется исходя из показаний прибора учета.
Отсюда следует, что поставщик газа имел достаточные основания для вывода о наличии у ФИО2 задолженности по оплате газа, отличной от оплаты объема газа по показаниям прибора учета газа, который к тому же после 2013 года до момента следующей поверки в 2014 году использовался без проведения государственной поверки.
В соответствии с п.45 Правил поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае нарушения исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа, а также неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
Как указано выше, ФИО2 допускались, в том числе и к моменту приостановления подачи газа, не только несвоевременное несообщение сведений, необходимых для определения фактически потребленного газа, но и неоплата потребленного газа в течение более чем 2 расчетных периода подряд.
При этом суд отмечает, что в связи с возобновлением с декабря 2015 года предоставления сведений о количестве потребленного газа ответчиком произведен перерасчет начисленной истцу задолженности в размере 37 558,08 копеек, сведения о количестве потребленного газа до 2011 года (к моменту образования задолженности) а так же квитанции об оплате потребленного газа истец так же не представил.
Соответственно, в силу приведенных выше обстоятельств поставщик имел основания для вывода о наличии задолженности за ФИО2 по оплате потребленного газа. Ввиду того, что абонентом использовался прибор учета с истекшим сроком поверки, доказательств приостановления либо неисполнения договора газоснабжения ООО «ФИО13» обязательств по договору газоснабжения истцом не представлено, в силу п.32 Правил, согласно которому при истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемого газа не могут считаться достоверными, размер платы в таких случаях рассчитывается по нормативам потребления газа.
В связи с изложенным требования истца о необоснованном начислении задолженности исходя из нормативов потребления газа, а не показаний прибора учета газа, снятии указанной задолженности суд считает не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░12 ░░░11» ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20 996,46 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░9» ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░10» ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.